Россия

В России закрывают автошколы

Эксперты заявили о тупиковой ситуации и низком качестве подготовки водителей.

В России закрывают автошколы
Фото:
freepik.com

За последние два года количество автошкол в России сократилось на 15% — с 7 тысяч до 5,96 тысячи. Эксперты уверены: будут они закрываться и в этом году. Чем это может обернуться, эксперты рассказали ForPost.

Китай поможет?

Первая волна закрытия автошкол прокатилась по стране почти 10 лет назад. В 2014 году их обязали иметь свои автодромы площадью не менее 0,24 гектара. Не вписавшиеся в новые правила автошколы закрылись. 

После ухода с рынка случайных игроков ситуация более-менее стабилизировалась. Автошколы функционировали нормально вплоть до 2021 года. Два года назад автомобили стали дорожать, спрос на получение водительских прав упал.

«К сожалению, пандемия с автошколами сыграла злую шутку — они стали закрываться. Однако два года назад никто и подумать не мог, что может быть ещё хуже», — сказал ForPost президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук.

Форс-мажор наступил в прошлом году. Западные автоконцерны массово покинули российский рынок. Отечественные автозаводы встали, автомобильный рынок просел, спрос на услуги автошкол резко сократился.

Подробнее о ситуации на авторынке — в материале «Автовладельцы, сбежавшие от мобилизации, «отравили» рынок авто в России».

За последние два года их количество сократилось на 15% — с 7 тысяч до 5,96 тысячи, следует из данных аналитического сервиса «Контур.Фокус», на которые ссылаются «Известия». 

За последние девять лет количество автошкол уменьшилось в два раза — с 14 тысяч до 7 тысяч. Лысаков уверен: тенденция на закрытие автошкол продолжится и в этом году. Сколько их закроется, он не знает.

Он считает, что ситуация стабилизируется не раньше 2024 года. По прогнозу Лысакова, к этому времени отечественный авторынок должен насытиться бюджетными китайскими авто. Когда появится спрос на автомобили, автошколы выйдут из кризиса.

Читайте также по теме: «Каи» вместо «Киа»: в России запустили новое авто с адекватным ценником

Плюсы и минусы

У закрытия автошкол две стороны медали. Из положительного — с рынка уйдут так называемые «шарашкины конторы».

«На рынке до сих пор достаточно много «левых» автошкол. Регистрируется одно юридическое лицо, которое открывает с десяток филиалов. Деньги оседают в карманах недобросовестных предпринимателей. От закрытия таких учреждений в выигрыше останутся все», — сказал экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.

На этом плюсы закончились, уверен президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук. Из-за кризиса на автомобильном рынке, отметил он, останутся самые дешёвые автошколы с низким уровнем компетенций и брендовые автошколы, которые недоступны простым гражданам.

«Тупиковая ситуация: сокращать программу подготовки водителей, чтобы удешевить обучение граждан, нельзя — она и так сокращена до минимума, а любое её изменение приведёт к удорожанию услуг автошколы. Это прямой путь к коррупции», — сказал Форманчук.

Он обрисовал одну из теневых схем:

«Автошкола передаёт в ГИБДД списки граждан, которые поступили к ним на обучение. Будущий водитель будет договариваться с руководителем автошколы о том, что за определённую плату для него нелегально сократят программу. Давший взятку будет самостоятельно осваивать навыки вождения. Что в итоге? Мы получим водителей-самоучек, аварийность на дорогах ухудшится». 

Отметим: автошколы не планируют снижать цены. Сейчас средняя стоимость обучения на категорию «В» составляет 45 тысяч рублей.

«Чтобы перестать выживать и комфортно работать, мы должны поднять цену до 60 тысяч рублей. Но в нынешних условиях сделать это почти нереально, так как если наша организация повысит стоимость, а соседняя нет, то и так небольшой поток учеников просто перейдёт в другую школу», — сообщил в интервью «Известиям» директор школы «АвтоДрайвер» Михаил Бородачёв.

Он напомнил, что автошкола — это самоокупаемый бизнес без финансирования извне, который столкнулся с «чудовищной инфляцией»: стоимость аренды помещений поднялась на 30%, обслуживание машин — почти на 40%.

Страхование автомобилей и их обслуживание тоже разорительны для автошкол. СЕО автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль озвучил «Известиям» конкретные цифры: обслуживание учебного автомобиля может обходиться в 100 тысяч рублей в месяц. Обычно автопарк одной автошколы состоит из десяти машин, которые, согласно утверждённым правилам, раз в квартал должны проходить ТО.

В результате, отметил Мигаль, одна автошкола в год на обслуживание автомобилей тратит около 48 млн рублей. Учитывая кризисную ситуацию на автомобильном рынке, повышение цен на услуги автошкол — единственно верное решение.

Получается, чем меньше их останется, тем более «золотыми» станут водительские права для граждан.

Читайте также: Сможет ли российский автопром пройти «путь самурая»

Работают по принципу «и так сойдёт»?

Закрытие автошкол, отметили эксперты, вскрыло ещё одну глобальную проблему — качества подготовки водителей, которое, уверены наши собеседники, находится на уровне «ниже плинтуса».

«Автошкола не учит ездить, она учит сдавать внутренний экзамен. Сдав его, будущий водитель получает допуск на сдачу экзамена в ГИБДД. С учётом того, что люди ищут, где подешевле, а не где качественнее, в автошколе они приобретают минимальные навыки вождения. Если автолюбитель хочет научиться водить авто, то за отдельную плату нанимает инструктора и оттачивает с ним навыки управления автомобилем», — сказал Форманчук.

В его практике был случай, когда девушка, успешно сдав внутренний экзамен в автошколе, 17 раз не могла сдать экзамен в ГИБДД.

«Потому что, повторюсь, ничему особо не учат: «Вот правила дорожного движения! Бери, читай!» При этом люди платят немаленькую сумму за своё обучение. К ней нужно прибавить пересдачу экзаменов. В общем, ничего весёлого в части обучения в автошколах нет», — отметил президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук.

Лидер автодвижения «Свобода выбора», депутат Госдумы VII созыва Вячеслав Лысаков также неоднократно сталкивался с низким качеством обучения в автошколах. Одну из них несколько лет назад закончил его сын. Экс-депутат был удивлён странным манёврам, которые совершал начинающий водитель на дороге. Он поинтересовался, кто у него был инструктором. Сын Лысакова ответил, что это специалист с двухлетним водительским стажем. 

«Человек, у которого два-три года водительского стажа, не может обучать других. Почему тогда такие инструкторы попадают в автошколы? В стране отсутствуют специализированные вузы для подготовки таких специалистов», — уточнил Лысаков.

Вторая проблема, отметил он, — программы подготовки будущих водителей не соответствуют современным реалиям. На городских улицах очень плотное движение, водители часто оказываются в стрессовых ситуациях.

«Несмотря на это, будущих водителей продолжают пичкать теорией, а не практикой. Только практика создаёт рефлекторные навыки, когда ты не думаешь, на какую педаль нажать, а крутишь руль уверенно. Программы в наших автошколах слабые, уступают белорусским», — сказал Лысаков.

Однако на фоне кризиса и тяжёлого положения, в котором оказались автошколы, и без того слабая подготовка водителей может ухудшиться, считает майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин. Без должного финансирования, уверен эксперт, у автошкол не будет мотивации добросовестно готовить водителей.

Отметим: далеко не все эксперты настроены пессимистично. Например, экс-глава ГИБДД РФ, генерал-лейтенант милиции в отставке Владимир Фёдоров считает, что вмешательства государства в решение этого вопроса не требуется.

«Этот вопрос (подготовка водителей) вполне можно решить совместной работой общественных организаций и бизнес-сообщества. Например, тот же ДОСААФ по-прежнему имеет большой вес в этой сфере. В обучении водителей также могут помочь военкоматы, заинтересованные в том, чтобы к ним приходили призывники уже с водительскими удостоверениями», — сказал Фёдоров «Известиям». 

Читайте также: Шок на вторичном рынке авто: как подержанные машины стали роскошью

Роберт Вочовский

1821
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день

Путин поручил до 15 мая продумать механизм обратного выкупа для ушедших брендов

Речь идет об акциях компаний, отчужденных иностранцами после 22 февраля 2022 года на нерыночных условиях.
19:28
3
515

Купаться в море в Севастополе и Крыму можно, но осторожно

В Роспотребнадзоре оценили перспективы летнего сезона.
16:06
10
4925

За капремонт в Севастополе будет отвечать инженер-механик из Владимирской области

Трудовой договор с Владимиром Новиковым заключён пока до конкурса на должность.
14:08
24
2205

Неизвестный сбой в сетях обесточил 12 тысяч человек на юге Крыма

Нарушение энергообеспечения абонентов уже проверяет прокуратура.
21:14
2
1954