Россия

В России закрывают автошколы

Эксперты заявили о тупиковой ситуации и низком качестве подготовки водителей.

В России закрывают автошколы
Фото:
freepik.com

За последние два года количество автошкол в России сократилось на 15% — с 7 тысяч до 5,96 тысячи. Эксперты уверены: будут они закрываться и в этом году. Чем это может обернуться, эксперты рассказали ForPost.

Китай поможет?

Первая волна закрытия автошкол прокатилась по стране почти 10 лет назад. В 2014 году их обязали иметь свои автодромы площадью не менее 0,24 гектара. Не вписавшиеся в новые правила автошколы закрылись. 

После ухода с рынка случайных игроков ситуация более-менее стабилизировалась. Автошколы функционировали нормально вплоть до 2021 года. Два года назад автомобили стали дорожать, спрос на получение водительских прав упал.

«К сожалению, пандемия с автошколами сыграла злую шутку — они стали закрываться. Однако два года назад никто и подумать не мог, что может быть ещё хуже», — сказал ForPost президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук.

Форс-мажор наступил в прошлом году. Западные автоконцерны массово покинули российский рынок. Отечественные автозаводы встали, автомобильный рынок просел, спрос на услуги автошкол резко сократился.

Подробнее о ситуации на авторынке — в материале «Автовладельцы, сбежавшие от мобилизации, «отравили» рынок авто в России».

За последние два года их количество сократилось на 15% — с 7 тысяч до 5,96 тысячи, следует из данных аналитического сервиса «Контур.Фокус», на которые ссылаются «Известия». 

За последние девять лет количество автошкол уменьшилось в два раза — с 14 тысяч до 7 тысяч. Лысаков уверен: тенденция на закрытие автошкол продолжится и в этом году. Сколько их закроется, он не знает.

Он считает, что ситуация стабилизируется не раньше 2024 года. По прогнозу Лысакова, к этому времени отечественный авторынок должен насытиться бюджетными китайскими авто. Когда появится спрос на автомобили, автошколы выйдут из кризиса.

Читайте также по теме: «Каи» вместо «Киа»: в России запустили новое авто с адекватным ценником

Плюсы и минусы

У закрытия автошкол две стороны медали. Из положительного — с рынка уйдут так называемые «шарашкины конторы».

«На рынке до сих пор достаточно много «левых» автошкол. Регистрируется одно юридическое лицо, которое открывает с десяток филиалов. Деньги оседают в карманах недобросовестных предпринимателей. От закрытия таких учреждений в выигрыше останутся все», — сказал экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.

На этом плюсы закончились, уверен президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук. Из-за кризиса на автомобильном рынке, отметил он, останутся самые дешёвые автошколы с низким уровнем компетенций и брендовые автошколы, которые недоступны простым гражданам.

«Тупиковая ситуация: сокращать программу подготовки водителей, чтобы удешевить обучение граждан, нельзя — она и так сокращена до минимума, а любое её изменение приведёт к удорожанию услуг автошколы. Это прямой путь к коррупции», — сказал Форманчук.

Он обрисовал одну из теневых схем:

«Автошкола передаёт в ГИБДД списки граждан, которые поступили к ним на обучение. Будущий водитель будет договариваться с руководителем автошколы о том, что за определённую плату для него нелегально сократят программу. Давший взятку будет самостоятельно осваивать навыки вождения. Что в итоге? Мы получим водителей-самоучек, аварийность на дорогах ухудшится». 

Отметим: автошколы не планируют снижать цены. Сейчас средняя стоимость обучения на категорию «В» составляет 45 тысяч рублей.

«Чтобы перестать выживать и комфортно работать, мы должны поднять цену до 60 тысяч рублей. Но в нынешних условиях сделать это почти нереально, так как если наша организация повысит стоимость, а соседняя нет, то и так небольшой поток учеников просто перейдёт в другую школу», — сообщил в интервью «Известиям» директор школы «АвтоДрайвер» Михаил Бородачёв.

Он напомнил, что автошкола — это самоокупаемый бизнес без финансирования извне, который столкнулся с «чудовищной инфляцией»: стоимость аренды помещений поднялась на 30%, обслуживание машин — почти на 40%.

Страхование автомобилей и их обслуживание тоже разорительны для автошкол. СЕО автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль озвучил «Известиям» конкретные цифры: обслуживание учебного автомобиля может обходиться в 100 тысяч рублей в месяц. Обычно автопарк одной автошколы состоит из десяти машин, которые, согласно утверждённым правилам, раз в квартал должны проходить ТО.

В результате, отметил Мигаль, одна автошкола в год на обслуживание автомобилей тратит около 48 млн рублей. Учитывая кризисную ситуацию на автомобильном рынке, повышение цен на услуги автошкол — единственно верное решение.

Получается, чем меньше их останется, тем более «золотыми» станут водительские права для граждан.

Читайте также: Сможет ли российский автопром пройти «путь самурая»

Работают по принципу «и так сойдёт»?

Закрытие автошкол, отметили эксперты, вскрыло ещё одну глобальную проблему — качества подготовки водителей, которое, уверены наши собеседники, находится на уровне «ниже плинтуса».

«Автошкола не учит ездить, она учит сдавать внутренний экзамен. Сдав его, будущий водитель получает допуск на сдачу экзамена в ГИБДД. С учётом того, что люди ищут, где подешевле, а не где качественнее, в автошколе они приобретают минимальные навыки вождения. Если автолюбитель хочет научиться водить авто, то за отдельную плату нанимает инструктора и оттачивает с ним навыки управления автомобилем», — сказал Форманчук.

В его практике был случай, когда девушка, успешно сдав внутренний экзамен в автошколе, 17 раз не могла сдать экзамен в ГИБДД.

«Потому что, повторюсь, ничему особо не учат: «Вот правила дорожного движения! Бери, читай!» При этом люди платят немаленькую сумму за своё обучение. К ней нужно прибавить пересдачу экзаменов. В общем, ничего весёлого в части обучения в автошколах нет», — отметил президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук.

Лидер автодвижения «Свобода выбора», депутат Госдумы VII созыва Вячеслав Лысаков также неоднократно сталкивался с низким качеством обучения в автошколах. Одну из них несколько лет назад закончил его сын. Экс-депутат был удивлён странным манёврам, которые совершал начинающий водитель на дороге. Он поинтересовался, кто у него был инструктором. Сын Лысакова ответил, что это специалист с двухлетним водительским стажем. 

«Человек, у которого два-три года водительского стажа, не может обучать других. Почему тогда такие инструкторы попадают в автошколы? В стране отсутствуют специализированные вузы для подготовки таких специалистов», — уточнил Лысаков.

Вторая проблема, отметил он, — программы подготовки будущих водителей не соответствуют современным реалиям. На городских улицах очень плотное движение, водители часто оказываются в стрессовых ситуациях.

«Несмотря на это, будущих водителей продолжают пичкать теорией, а не практикой. Только практика создаёт рефлекторные навыки, когда ты не думаешь, на какую педаль нажать, а крутишь руль уверенно. Программы в наших автошколах слабые, уступают белорусским», — сказал Лысаков.

Однако на фоне кризиса и тяжёлого положения, в котором оказались автошколы, и без того слабая подготовка водителей может ухудшиться, считает майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин. Без должного финансирования, уверен эксперт, у автошкол не будет мотивации добросовестно готовить водителей.

Отметим: далеко не все эксперты настроены пессимистично. Например, экс-глава ГИБДД РФ, генерал-лейтенант милиции в отставке Владимир Фёдоров считает, что вмешательства государства в решение этого вопроса не требуется.

«Этот вопрос (подготовка водителей) вполне можно решить совместной работой общественных организаций и бизнес-сообщества. Например, тот же ДОСААФ по-прежнему имеет большой вес в этой сфере. В обучении водителей также могут помочь военкоматы, заинтересованные в том, чтобы к ним приходили призывники уже с водительскими удостоверениями», — сказал Фёдоров «Известиям». 

Читайте также: Шок на вторичном рынке авто: как подержанные машины стали роскошью

Роберт Вочовский

1804
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день

Почему «источник ангела» иногда беснуется и мстит жителям Крыма за нелюбовь

Малая река Мелек-Чесме проходит через всю Керчь, но из неё не пьют — в неё плюют.
17:17
0
1538

«Сбивать их мы можем». Военные эксперты — об ударах по Крыму ракетами ATACMS

Что означает сбитие ракет, про поставки которых на Украину так много говорили.
10:23
5
1670

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
2829

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
15
5400

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
19
1927