Автомобили на вторичном рынке до конца года могут вырасти в цене минимум на 20%. Причины — дефицит новых машин, «фишки» дилеров, коронавирусные ограничения, рост курса валют и жадность автовладельцев. Автомобильный «секонд-хенд» всё больше напоминает вторичный рынок жилья, где цены пухнут как на дрожжах.
Моргнул раз — плюс миллион, моргнул снова — плюс два.
Роскошь или средство передвижения?
Один из авторов федерального закона о «роскошных автомобилях», депутат Госдумы 7-го созыва, лидер автодвижения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков отметил, что из-за стремительного подорожания авто принятый несколько лет назад закон о «роскошных автомобилях» уже не актуален. Его авторы исходили из того, что доллар был 1:30.
С повышением курса американской валюты ситуация резко изменилась: авто, которые раньше стоили 1,5 млн рублей (50 тыс. долларов), перешагнули ценовой порог в 3 млн рублей и попали в категорию роскошных. Владельцы автотранспортных средств вынуждены теперь платить повышенный налог.
Лысаков уверен: сейчас необходимо скорректировать рублёвую стоимость автомобилей. Предметом роскоши должны считаться транспортные средства с ценником от 7 млн рублей.
«"Шкода" на вторичном рынке уже стоит столько, что попадает в категорию роскошных автомобилей. Только вслушайтесь: "Шкода" — роскошный автомобиль. Это просто смешно!» — говорит Лысаков.
Эксперт указал, что заметно подорожали не только подержанные авто, но и новые. На это влияют курсы валют, а ещё, подчеркнул Лысаков, — хитрости дилеров. В стоимость новых автомобилей они стали включать дополнительные опции.
«Раньше мы понимали, что есть определённая комплектация. А сейчас из-за особенных шерстяных ковриков, аккумуляторов особой ёмкости и другой ерунды цена на автомобили искусственно завышается на два-три миллиона рублей. Владельцы салонов имеют маржу с общей цены реализуемого автомобиля», — уточнил Лысаков.
Читайте также: Хайп и дрифт: почему автоблогеры безнаказанно «творят дичь» на дорогах
Старше, но дороже
К хитростям автосалонов стали прибегать и владельцы подержанных авто. При этом ими явно движет жадность. «Раз автосалонам можно, то почему нам нельзя».
«Люди смотрят, за сколько реально продаются автомобили в салонах, и стараются продать подержанную машину как можно дороже. Поэтому на вторичном рынке годовалые автомобили продаются по прайсовой цене нового автомобиля. На днях я смотрел Toyota Camry двух лет. Она вообще стоила дороже новой», — сказал ForPost президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области, автоэксперт Кирилл Форманчук.
Он уверен: в автомобильном «секонд-хенде» машины продолжат дорожать. По итогам года инфляция может составить 15–20%.
Пример неадекватного ценообразования на авторынке также привёл Вячеслав Лысаков. Он взял в аренду трёхлетний BMW X3 для тест-драйва. Когда он заключал договор аренды, рыночная стоимость иномарки была 2,2–2,5 млн рублей. Машина была в идеальном состоянии и принадлежала юридическому лицу. Автомобиль ездил по дорогам Краснодарского края преимущественно с работы домой и обратно. Учитывая идеальное состояние иномарки, один из родственников Лысакова решил её выкупить.
«Я запросил информацию о стоимости автомобиля. Мне выставили ценник в 3,5 млн рублей. За короткий промежуток времени иномарка подорожала на один миллион рублей. Машина стала старше, но при этом дороже. От такого предложения я отказался. Цена неадекватная, хоть и среднерыночная», — уточнил собеседник ForPost.
Читайте также: Берегись подростка: нужны ли России шестнадцатилетние таксисты?
Вторичный рынок расширяет границы
Однако, возможно, это не жадность, а холодный расчёт. Когда владелец выставляет автомобиль на продажу, он прикидывает, во сколько ему обойдётся новое транспортное средство. Поскольку авто из салона растут в цене, продавцы из народа стараются не отстать от инфляции.
На ценообразование на вторичном рынке влияют и дилеры. За последние годы из-за дефицита новых авто они скупили достаточно много подержанных по программе «трейд-ин».
«Дилеры неплохо навариваются на продаже таких машин. Человеку проще оформить автокредит в салоне, чем самому обивать пороги банков. Дилеры это понимают и пользуются своим преимуществом. Поэтому у них подержанные автомобили стоят дорого. По объявлением можно найти дешевле», — сказал президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области, автоэксперт Кирилл Форманчук.
К счастью, за последние пару лет рынок автоподбора значительно расширился. Люди всё чаще нанимают подборщиков, которые мониторят рынок не только по всей стране, но и в Белоруссии и Казахстане.
Когда закончится дефицит?
Ещё одна из причин подорожания автомобилей — нехватка электронных компонентов. В основном их изготавливают в Китае, где введены жёсткие коронавирусные ограничения. Поэтому на российском рынке наметился дефицит новых автомобилей.
«С дефицитом электронных компонентов столкнулись производители Lada. Это говорит о том, что локализация производства в отечественном автопроме не доведена до нужного уровня. У нас даже Aurus собирается из импортных запчастей. Детали делают в ОАЭ. Из-за нехватки компонентов поставки новых отечественных автомобилей резко сократились. Люди стоят в очередях месяцами. Поэтому многие перешли на вторичный рынок. Спрос вырос, цены подскочили», — объяснил Вячеслав Лысаков.
Если нехватка компонентов сохранится и проблему с дефицитом новых авто не удастся решить, сдержать инфляцию на вторичном автомобильном рынке не удастся.
Это «больно бьёт не только по карманам граждан, но и по безопасности пассажиров такси», уверен эксперт по городскому транспорту, администратор telegram-канала «Бюро Икс» Роберт Ян. Дорожают не только автомобили, но и запчасти к ним. Поэтому состояние транспорта извозчиков будет ухудшаться: они будут просто реже менять детали.
Роберт Вочовский
Обсуждение (5)
Выкладки достаточно объективные.
Но понимание ситуации не облегчает положение дел.
Эт не машины дорожают, а деньги - дешевеют. И еще один парадокс: машины которым больше пятнадцати лет, при правильном подходе и уходе проживут еще столько же, а вот те которые моложе десяти вряд ли осилят еще пятнадцать - общий тренд производителей последних лет на сокращение срока службы до срока окончания гарантии.
Чем старее машина, тем лучше её качество...
С другой стороны владелец авто тоже стареет.Новая машина неспособна водителя омолодить...
Что-то похожее было в СССР. Старые машины продавались по цене раза в полтора дороже новых.
Потому что старую можно было купить когда появятся деньги, а за новой, уже даже имея деньги, стоять многие десятки лет в очереди. Очень часто, не дождавшись - уходя в мир иной.
Автомобили, относящиеся к разряду "роскоши", не могут характеризовать владельца, как богатого гражданина. А ведь понятие "роскошь" не может характеризовать только дорогой автомобиль. Поэтому закон этот нужно отменить и оценивать роскошь не по авто (живет в курятнике, но ездит на Понтиаке), а повсей недвижимости ( всю жизнь собирал деньги на дом, наконец, выйдя на пенсию, построил, но реального дохода не имеет) что опять же должно быть объективно оценено. Да и пора давно проверить обоснованность налогов транспортных и дорожных сборов, которые дублируют друг друга и при этом бензин растет в цене.