Российский автопром наращивает мускулы: вслед за новой версией «Москвича» объявлено о серийном выпуске «люксового» внедорожника Aurus Komendant. Однако пока автолюбители не спешат за новинками: по мнению некоторых потребителей, российские аналоги иномарок выглядят сомнительно, а стоят чересчур дорого.
О том, когда наши покупатели полюбят наши авто, — в материале ForPost.
Автомобильный кризис
Год 2022-й стал непростым в секторе автомобилей: в РФ фактически прекращены продажи новых автомобилей большинства популярных иностранных марок. Замерло и производство: несмотря на оптимистичные доклады об импортозамещении, российские автозаводы всё ещё находились в прямой зависимости от зарубежных автоконцернов.
Так, АвтоВАЗ входил в Renault Group, и после решения французской корпорации поставить на паузу производство автомобилей в России на заводе несколько месяцев простаивали производственные линии.
Возникли проблемы и у КамАЗа, и у АЗЛК («Москвич»), на мощностях которого «Renault Россия» собирала свои хэтчбеки и кроссоверы.
Что в сухом остатке? Авторынок вошёл в крутое пике и просел на 70% в сравнении с прошлым годом.
Без колёс остались даже в ГИБДД: как сообщал «Коммерсант», в ведомстве не смогли найти поставщика почти трёх тысяч новых служебных автомобилей.
Лихорадило и вторичный рынок. Автомобильный секонд-хенд подорожал на 150–200% в сравнении с доковидным 2019 годом. Причём выросли цены не только на «бэушные» авто, но и на автозапчасти и комплектующие.
Один из разработчиков закона о роскошных автомобилях, лидер автодвижения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков ранее объяснил ForPost, почему отечественный автопром «оказался мифом»:
«Локализация производства застыла на уровне 30–40%. Мы научились делать бензобаки, колёса, стёкла, коврики. При том, что давались различные преференции и налоговые льготы. Но в итоге у нас не российский автопром, а его имитация».
Подробнее — в материале «Автовладельцы, сбежавшие от мобилизации, «отравили» рынок авто в России»
Новая «башня» и московский «китаец»
В конце ноября на заводе в Елабуге стартовало серийное производство внедорожников класса «люкс» Aurus Komendant. Название вновь дано по одной из башен Кремля — Комендантской, ранее были выпущены седан и лимузин Senat и минивэн Arsenal.
Доля российских материалов и комплектующих в новом «Аурусе» составляет 70% — в том числе силовая установка, трансмиссия, электроника, интерьерные и декоративные решения. В отличие от лимузина и минивэна он доступен не по спецзаказу, а будет выпущен в свободную продажу. Цены, по данным портала motor.ru, стартуют от 33,7 миллиона рублей.
Неделей ранее стало известно о выпуске старого-нового «Москвича 3» — на топливе и на электротяге. Бензиновая версия представляет собой перелицованный аналог китайского кроссовера JAC JS4. Стоимость последнего в базовой комплектации оценивается в 1,9 млн рублей.
Читайте подробнее: «При каком условии новый «Москвич» вызовет фурор на рынке»
Чтобы понять, востребованы ли будут эти разработки отечественного автопрома, эксперт по городскому транспорту Роберт Ян советует отделить представителей бизнеса от рядовых автолюбителей.
Для первой категории, отметил он, действуют несколько программ субсидирования, для транспортных предприятий доступна программа лизинга.
Что касается частных покупателей, то, по мнению Яна, большинству из них новые разработки будут недоступны.
«Цена «бюджетного» кроссовера «Москвич 3» в два миллиона рублей явно не является бюджетной. Однако если эту модель сравнить с иностранными аналогами, то цена на «Москвич 3» покажется адекватной. Поэтому какая-то часть населения всё-таки оформит автокредит», — сказал ForPost Ян.
Конкурент из Поднебесной
Новые флагманы российского автопрома ждёт жёсткая конкуренция. Как стало известно, «серые» автодилеры начали завозить в РФ кроссоверы Bestune T99 китайской компании FAW.
По данным портала китайские автомобили.рф, переднеприводный Bestune T99 оснащён 2-литровым двигателем в 224 л. с. и 8-ступенчатой АКПП — кроссовер разгоняется до первой «сотни» за 8,8 сек. Расход топлива — до 8 литров на 100 км.
Среди опций — система контроля за полосой движения, датчик усталости водителя, функция распознавания дорожных знаков и система мониторинга слепых зон, двузонный климат-контроль, адаптивный круиз-контроль и камера кругового обзора.
Ценник автомобиля в Китае — 174,9 тыс. юаней (1,48 млн рублей), однако на российском рынке он вырос как минимум вдвое: продают кроссовер не дешевле 2,8 миллиона. И тем не менее, даже завышенная цена «серого» T99 остаётся в конкурентных рамках.
Официально же FAW продаёт кроссоверы T77. Помимо этого, по данным портала, компания собирается наладить экспорт в Россию подержанных Volkswagen Jetta и кроссоверов Hongqi.
Эксперт по городскому транспорту Роберт Ян в беседе с ForPost отметил, что китайские автопроизводители сотрудничают с РФ «по остаточному принципу», направляя в нашу страну устаревшие модели и делясь технологиями, которые у себя уже не применяют.
Вместе с тем, добавил он, хотя у некоторых россиян и возникает ощущение, что им в итоге продают «ущербные» отечественные авто с китайским акцентом, такая ситуация долго не продлится:
«У нас же есть АвтоВАЗ, на котором компания Renault Group не убила инженерную школу. Инженерное бюро способно самостоятельно производить автомобили хорошего качества. На КамАЗе такая же ситуация. Поэтому я не был бы столь пессимистичным. По моим прогнозам, к 2024 году мы восстановим некоторые производственные направления, которые не будут казаться нашим гражданам какими-то ущербными», — сказал Ян.
Читайте по теме: Об автомобильном импортозамещении в РФ: ждать ли китайской экспансии
«Экономическое чудо»
Собеседник ForPost напомнил о сходных путях становления китайского и японского автопрома. Стартовали они со сборки иностранных машин, затем стали без стеснений копировать западные аналоги, а когда их копии начали пользоваться спросом, приступили к разработкам автомобилей, аналогов которым нет в мире.
Это одна из причин, по которым эксперт по городскому транспорту не сбрасывает со счетов «Москвич 3».
Вторая: благодаря «точечным» партиям отечественных машин удастся частично удовлетворить внутренний спрос.
Кроме того, выпускаемая модель, отметил Роберт Ян, — переходная. Завод продолжает искать разработчиков перспективных моделей, в том числе электромобилей, которые можно поставить на промышленные рельсы.
«Это не быстрый путь. Для «Москвича» — примерно пять лет. За это время планируется создать собственное производство и не держаться за иностранцев», — сказал наш собеседник.
Он подчеркнул, что для реализации этих планов производство следует доверить «талантливым менеджерам, которые могут управлять экономикой, перспективой и инновацией».
«В ближайшие пять лет, как мне кажется, удастся удовлетворить внутренний спрос. А насчёт внешних рынков — это уже вопрос отдалённого будущего», — резюмировал Ян.
Читайте по теме: Берегись автомобиля: повторит ли российский авторынок судьбу кубинского
Роберт Вочовский
Обсуждение (7)
Юмор это хорошо.
Начните с надёжного и недорогого М-400 и народ к вам потянется.Один хрен везде знаки 40...
Российский автопром прошел «путь самурая» еще в 90-х сделав себе харакири.
to Верещагин:
Путь самурая)))).
Да везде строгие ограничения скорости и камеры и штрафы. 412 седан или универсал новые пошли бы в продажу сейчас со свистом. Недорого в эксплуатации и надежно.
с кишками на полу ,по моему даже с "буханками" на нужды не решено и про 40 очень точно
to SeaCat2019: да чего уж там: обратно повозки, телеги. Дешево и практично. Весь мир на электокарах будет ездить, а мы в них навозом кидаться