Несмотря на нестабильную ситуацию в стране, многие выбирают Крым как место, где можно активно провести отпуск. Однако, оказавшись в некоторых местах полуострова впервые, гости нередко впадают в шоковое состояние при виде крымских особенностей, давно ставших привычными деталями ландшафта и быта для местных жителей.
Жизнь на культурном слое
Об одной из таких «диковинок» Крыма рассказала туристка из Подмосковья на своей странице в соцсети «ВКонтакте».
«Самым значительным культурным шоком в период майской поездки в Крым стало для меня осознание того, что в феодосийской генуэзской крепости (1340-1343), имеющей статус архитектурного заповедника, живут люди! Прямо внутри, прямо на культурном слое, прямо среди этой средневековой кладки, среди этих исторических камней, которые они охотно используют при строительстве своих хозпостроек и оград, для оформления цветников», — поделилась откровением жительница Павловского Посада, добавив в публикацию фото.
Женщина сравнила ситуацию с генуэзской крепостью в Феодосии с Турцией, где, по её словам, местные крестьяне разоряют ради нужд своих хозяйств грузинские храмы.
Необычное соседство разных исторических эпох в Феодосии.
В качестве обратного, положительного примера гостья привела другой крымский курорт — Судак. Там, по её впечатлению, находится «вылизанная, залюбленная и лоснящаяся довольством» Генуэзская крепость.
Упрёки туристки отчасти справедливы — но можно ли исправить ситуацию? И нужно ли именно в Крыму?
За Феодосию ответим!
Застройка, шокировавшая гостью, называется Рабочим городком и входит в часть исторического района Феодосии под названием Карантин. Об этом рассказала ForPost крымчанка Виктория Иванова, которая несколько лет с семьёй прожила в Феодосии как раз «прямо на культурном слое».
«Там находится 38 или 39 квартир — нумерация идёт именно как квартир, а не отдельных строений. Эти дома появились здесь в 1960-е годы, хотя есть постройки явно старше. К примеру, один из домов в переулке Башенный ещё в конце XIX века был пристроен прямо к крепости. Сейчас он в частной собственности», — поделилась информацией женщина.
Впрочем, такое соседство не смутило миссию ЮНЕСКО, которая в 2012 году посещала Крым и оценивала уникальность местных достопримечательностей. По словам собеседницы, руины в Феодосии привлекли внимание зарубежных визитёров, тогда как генуэзская крепость в Судаке, наоборот, показалась им «новоделом», не стоящим высокого статуса объекта всемирного культурного наследия.
Читайте по теме: Реставрация длиною в год: как в Феодосии возрождали древнюю святыню
Возвращение Крыма в состав России не позволило завершить процедуру для феодосийского памятника старины. Хотя, как напомнила Виктория, в 2016 году тогдашний мэр города отправлял в адрес руководства ЮНЕСКО обращение с призывом вернуться к этому вопросу и всё-таки признать на мировом уровне ценность генуэзской крепости и фресок Феофана Грека в храме святого Дмитрия Солунского.
А между тем жители Рабочего городка вполне осознают, рядом с каким шедевром прошлого им выпала честь проживать. Поэтому по мере сил стараются оберегать и сохранять почтенные развалины.
«В 2018 и 2019 годах мы провели 36 субботников, — уточнила Виктория Иванова. — Убирали не только мусор, но и избавились от зарослей камыша, расчистили фонтан 1491 года постройки возле храма и вернули туда воду».
Жители Феодосии на субботнике в генуэзской крепости.
В свою очередь власти курорта одно время планировали очистить крепость от застройки, тем самым дав зелёный свет археологам. Однако, по словам Виктории, проект до сих пор не воплощён в жизнь.
Куда девать жильцов?
Информацию о планах освободить исторический памятник от современных «шедевров» зодчества подтвердил ForPost директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко.
«У нас есть намётки договора о том, что та застройка, которая на территории цитадели в Каффе (Феодосии), осталась, должна быть демонтирована. Но это надо параллельно решать с администрацией города, чтобы было понятно, куда и за какие средства отселять людей. Только после этого мы будем рассматривать возможность проведения раскопок на месте жилой застройки», — пояснил загвоздку археолог.
По его данным, масштабные археологические изыскания на территории крепости проводились после Великой Отечественной войны. С тех пор почти всю вторую половину XX века историки активно изучали культурные слои старинной цитадели. И хотя раскопки охватывали небольшие площади, учёные получили много ценной информации из-под земли и обосновали, насколько перспективно это место для исторической науки.
Читайте по теме: Надписи на древних плитах обнаружены на востоке Крыма
Подобные исследования, напомнил Вадим Майко, проводились в своё время во всех исторических поселениях Крыма.
«К примеру, в хоре Херсонеса Таврического все наделы и усадьбы зафиксированы. Это охраняется, поэтому недаром Севастополь сделали достопримечательным местом: теперь любые работы на территории города (на всей этой огромной территории!) с нами согласовываются на наличие объектов археологического наследия», — напомнил собеседник ForPost.
Вадим Майко выразил надежду, что хорошо бы всем современным городам Крыма, развивающимся на месте античных полисов и средневековых цитаделей, обладать таким иммунитетом от девелоперов. Однако, учитывая темпы урбанизации полуострова, подобные надежды выглядят утопическими.
Нормальное развитие
С другой стороны, города не должны замирать на какой-то стадии своего развития. Любое поселение людей — это динамичное образование, отметила в беседе с ForPost член правления Союза архитекторов Крыма Ольга Сергеева.
«Если у города есть потребности и ему не хватает площадей, то он будет осваивать территории, прилегающие к памятникам истории, сохраняя то, что в приоритете и охраняется законом, — выразила мнение собеседница. — Не станем кривить душой, такие места, как историческая застройка Феодосии, туристически и коммерчески привлекательны. Все это понимают, поэтому инвесторы не идут в степные районы, а застраивают эти ограниченные территории, где есть люди, красоты, спрос».
При этом архитектор напомнила, что любая крепость состоит не только из стен. Внутри и вокруг каждой цитадели в своё время существовала инфраструктура, которая была утрачена со временем по разным причинам: к примеру, из-за низкого качества или недолговечности стройматериалов, намеренного разрушения либо отмирания функций этих сооружений. Так что такое соседство разных эпох естественно не только для Феодосии или Крыма, но для всего мира.
Читайте по теме: Что потеряет Крым с отказом от археологической разведки: мнения
Как тогда сохранить хрупкий баланс между прошлым и будущим? По словам Ольги Сергеевой, российскими законами разработаны методики и нормативно-правовая база для проектирования и строительства, а также и определён порядок рассмотрения отдельно каждого объекта, начиная с его размещения. Контроль за соблюдением этих норм и правил входит в компетенцию Департамента по охране культурного наследия Минкульта Крыма.
Размещение и параметры нового строительства в зонах охраны культурного наследия обсуждаются на заседаниях научно-методического совета этого департамента. Если застройщик получает добро, то на втором этапе все вопросы рассматриваются в муниципалитетах.
«Современные технологии проектирования позволяют очень подробно посмотреть, впишется ли новый объект в существующую историко-культурную сложившуюся застройку или же нет. Если раньше, рисуя вручную, архитектор мог как-то «слукавить», то теперь обмануть или же ошибиться практически невозможно», — добавила собеседница.
Читайте по теме: Крымский дворец вернул вазы, которыми любовался Николай II
Самый большой вопрос в этом процессе, по мнению Ольги Сергеевой, заключается в том, чтобы вписать новую застройку в комплекс исторически сложившейся среды. С архитектурной и эстетической точки зрения в каждом случае перед автором проекта стоит ответственная задача. При этом её решение во многом зависит от его личностного восприятия и таланта.
«Фигура инвестора тоже влияет на эти процессы: насколько он культурно, эстетически и интеллектуально развит, а также понимает, какой ценности объект находится по соседству. В противном случае девелопер будет использовать законодательство и всевозможные в нём «дыры», чтобы избавиться от такого обременения», — посетовала архитектор.
В качестве примера деликатного сочетания Ольга Сергеева привела Пражский Град и его знаменитый туристический объект «Джинджер и Фред» или Танцующий Дом, который сооружен в суперсовременных формах и технологиях. Это современное офисное здание необычной архитектуры, которая не заслоняет и не противоречит красотам исторического центра столицы Чехии. Впрочем, что касается эстетики сооружения, то оно, вызывая споры среди специалистов, привлекает внимание каждого прохожего.
Пелагея Попова
Фото: Виктории и Алисы Ивановых, Наталья Крашенинникова|ВКонтакте
Обсуждение (2)
Это она ещё наши Исторический с Херсонесом не видела...
Если у города не хватает площадей, то нечего властям потакать всем желающим обосноваться, пытаться поселить любыми путями, узаконить самострои. А желания и "хотелки" инвесторов - их личная проблема, никто не обязан их удовлетворять. Из-за пагубной тенденции искать инвесторов для всего подряд всю историю и атмосферу закатывают в асфальт и бетон.