Закрытие IKEA и McDonald’s, уход Coca-Cola и Pepsi стали едва ли не самыми болезненными санкциями для молодёжи. Эксперты, оценив давку за бургерами, объяснили ForPost, чем опасна ностальгия по американскому фастфуду.
Место силы
Как ещё месяц назад жил обычный молодой человек в большом городе? По утрам заходил в Starbucks за капучино. Вечером — в спортзал под музыку на Spotify. Дома смотрел сериалы Netflix, покупал игры в Steam или PS Store, иногда сидел с друзьями в McDonald’s и ездил в IKEA прикупить пару стаканчиков.
Привычному ритму пришёл конец: компании одна за другой заявили об уходе с российского рынка. Ажиотаж в IKEA попал во все соцсети страны.
«IKEA мне давала ощущение уюта. Макдональдс был не просто местом, где можно перекусить. Рестораны быстрого питания были частью моей жизни, частью меня. Я не могу представить, что лишилась всего этого. Эта, как многим может казаться, мелочь стала самой последней каплей», — поделилась эмоциями с ForPost жительница Екатеринбурга Валерия Поправко.
Узнав о закрытии любимых магазинов и ресторанов, люди встали в длинные очереди к месту их силы.
Предложения купить уходящий фаст-фуд появились на «Авито». Один из продавцов оценил санкционную котлету в булке в 75 тысяч рублей.
Но в этих шутках есть и доля правды. Эта ситуация — наглядный пример 30-летнего формирования общества потребления, отметил в беседе с ForPost научный сотрудник Института социологии РАН Темыр Хагуров:
«Ценности личного избыточного потребления являются преобладающими для огромного количества россиян. Наши граждане задают себе вопрос: «Неужели я буду жить хуже?». Чем скорее общество для себя найдёт правильный ответ, тем больше шансов сохранить своё будущее».
В свою очередь профессор, руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной попросил с пониманием отнестись к парням и девушкам.
«Исчезновение, казалось бы, банальных вещей в контексте происходящих событий носит стрессовый характер. Мы все нуждаемся в личной, психологической, социальной поддержке. Ситуация стрессовая и не сводится только к IKEA и "Макдоналдс"», — сказал ForPost Куренной.
В числе лекарей молодых душ неожиданно оказался глава Чечни: он заявил, что теперь молодёжь на пути к хорошей фигуре, здоровому телу, здоровому духу.
«Без этой газировки и фастфудов будет намного лучше и, главное, полезнее, а прибыль останется в стране», — написал Рамзан Кадыров в Telegram.
Избавиться от привязанности к «Макдоналдсу» будет нелегко — на нём выросли два поколения россиян, отметил историк, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич.
«Это не просто место, где можно перекусить. Это центр притяжения молодёжной субкультуры», — сказал ForPost Руткевич.
Эксперт уверен: в возникшем ажиотаже есть недоработка российских властей — за треть века в нашей стране так и не создан российский аналог McDonald’s.
Читайте по теме: Грозит ли России дефолт и куда спрячется доллар
«Пир во время чумы»
В отличие от Алексея Руткевича, который считает, что в желании напоследок поесть бургеров нет особой политики, социолог Темыр Хагуров считает, что россиян атакуют намеренно:
«Мы имеем дело с цивилизационной войной, которая ведётся против нас гибридными способами: экономически, военно, психологически. Если общество не выйдет из этой потребительской расслабухи, не сумеет мобилизоваться, то последствия будут самыми печальными».
Эксперт отметил, что для победы в такой войне общество должно осознать: спокойная и комфортная жизнь закончилась:
«Она закончилась вне зависимости от того, как конкретно завершится военная спецоперация на Украине. Мы входим в цивилизационный конфликт. На кону стоит будущее России, россиян как семьи народов».
Поэтому он настроен на серьёзный и обстоятельный диалог с молодёжью и объяснением, что является целью информационной войны.
«Юношам и девушкам необходимо сказать, что в условиях крупных конфликтов комфортно себя чувствуют только мёртвые. Те, кто сражается, обороняется, выносит тяготы в тылу, должны мобилизоваться. Иначе они не выживут. В этих условиях разговоры о том, каким половником я пользуюсь, какой бургер я ем, напоминают пир во время чумы», — резюмировал Хагуров.
Читайте по теме: Какую альтернативу западным интернет-сервисам и соцсетям нашли в РФ
Роберт Вочовский
Обсуждение (16)
И НИ ОДИН не задумался о том, куда трудоустроятся все, кто работал в IKEA, McDonald’s и прочих ушедших. Кто возьмет этих людей на работу? На что будут жить они и их дети?
Придут другие сети. Всем непросто придётся. Но есть более глобальные вещи. Когда решается судьба страны и нации в целом.
Нынче бургерами и куриными обжарками никого не удивишь. Любой ресторан и паццерия давно в меню сие держат. А вот с трудоустройством сотрудников - тут тема реальная
Людей, потерявших работу искренне жаль. Но об уходе этих американских и других "брендов" ничуть не сожалею.
Понимая, что на вкус и цвет товарищей........
Хочу спросить: а где наши пироги, ватрушки, кулебяки, расстегаи, блины, квасы, сбитни и много, много, много чего другого.
Считаю, что многое из того, чем торговали Макдоналдсы и т.п. есть нельзя вообще.
Нация всегда состоит из конкретных людей. В том числе и из тех, кто потерял работу.
Наверно я что то пропустила..Какие там поколения выросли на макдональдс? У меня ребенок как и я пару раз попробовал--сказал противное все. Больше мы туда не заходили. Может потому,что он как и я вырос на натуральных молочных продуктах и мясе,а конфеты впервые попробовал когда ему было 3 года.
... большая часть торговавших табуретками/бургерами - молодежь, у которой, большей частью, это было первое место работы и вряд ли они собирались этим заниматься всю жизнь. А если и собирались торговать бургерами до старости, то таких тупых не жалко...
А трагедия "офисного планктона" популярна только в столицах.
Проблема в том, что будет с предприятиями, принадлежащими ушедшим из России фирмам и работающими на этих предприятиях.
... предложенная национализация - не более, чем "тонкий намек на толстые обстоятельства" сбежавшим хозяевам от российской власти. Вполне может быть что пару объектов демонстративно национализируют, а потом, еще более демонстративно, продадут тем же китайцам.
Ушедший бизнес не привык терять свое добро - он вернется, опередив не то что национализацию, а просто откровенный намек на оную. Это произойдет тихо, после того как схлынет волна антироссийской истерики, т.к. сейчас очень модно ненавидеть Россию и все русское.
С удивлением узнал, что основная причина ухода всяких там мировых брендов не давление правительств, а общественное мнение. Для сваливших ребят т.н. репутация фирмы весьма важна. Антироссийский шухер спадет, мода хаять Россию надоест и все эти ребята потихоньку приползут обратно... с удивлением понимая, что их места уже давно заняты.
Короче, все буде по-прежнему, но только ... ДОРОЖЕ.
В общем, все как всегда.Сами создаём себе проблемы, сами их героически преодолеваем. То ли от большого ума, то ли от ,,величия".
А Вы что предлагаете? Как вести себя сегодня? В сегодняшних условиях.
Как по мне, так нам качественно работать каждому на своем рабочем месте и уповать на то, что вся страна поступает так же. А городским властям провести работу с магазинами и нашим "дорогим" банком, у которого 7го марта появились опасные отговорки про 3 банковских дня межбанковских платежей. Пришлось задать вопрос про электронные платежи и куда они делись и пообещать пожаловаться регулятору. Платеж с моего счета на мой счет не в этом банке ушел тут же. Наверное, совпадение.
Это верно! Ведь торгаши, которые задрали цены на тот же сахар - это тоже наши граждане!
Давайте им посочуствуем, ведь в текущий условиях бизнес - это очень рискованное дело!
Давайте посочуствуем Грефу, Костину, Сечину... Как же им теперь плохо будет, когда на РФ в целом, и на их бизнес в частности, да и персонально на них самих наложили санкции! У них ведь российские паспорта, это наши драгоценные граждане, о который мы как брат о брате должны заботиться, и за которых должны переживать!
__________
А я вот лично сейчас больше за пенсионеров, да за работающих за МРОТ переживаю. Ибо индексация их доходов будет почти через год, а платить им по счетам нужно уже вчера было! И дай Бог, чтобы я ошибся, и чтобы до ВВП кто-то донес, что в текущих условиях индексация базовых уровней дохода должна происходить ежеквартально, а не ежегодно!