Заявление Дональда Трампа по поводу конфликта в Украине, сделанное 14 июля, оказалось значительно менее жёстким, чем ожидалось после истеричной медиа-подкачки последних дней. Были обещаны жёсткие меры: конфискация российских активов, массовые поставки вооружений, 500% санкции. Однако ни одно из этих заявлений не нашло подтверждения в словах Трампа. Что явственно и в очередной раз указывает на разрыв между «разогревом публики» и реальной линией Белого дома.
Более того, рынки отреагировали ростом, особенно в России — сигнал, что игроки увидели в речи Трампа скорее, разрядку, чем обострение конфликта.
Фактически, было признано, что идея внесенного в список экстремистов и террористов сенатора Линдси Грэма о 500% пошлинах — бред сумасшедшего. Трамп подчеркнул, что, если понадобится, он введёт 100% тарифы без участия Конгресса. Это заявление подтверждает сомнения, ранее звучавшие в экспертной среде: риторика жёсткости используется скорее для устрашения и торга, чем как реальный план действий.
Отметим, что и 100% пошлины – настолько же «реалистичны». Потому что введение подобных тарифов в рамках озвученного, против всех торговых партнеров РФ, означает, что США надо будет начать с себя. К тому же, рассориться с Индией, да и всем прочим миром, что означало бы фактическое торговое эмбарго против всей планеты и самоизоляцию Вашингтона. Уровень таких пошлин вызовет инфляцию, рост затрат на импорт, удар по промышленным цепочкам — что уже становится политической проблемой внутри США.
Вторым ключевым элементом стало объявление о поставках систем ПВО Patriot для Украины. Но поставки идут не напрямую: США продают системы Европе, а те передают Киеву свои имеющиеся батареи.
Трамп назвал число — 17 «Patriot» — однако не пояснил, идёт ли речь о батареях или о пусковых установках. Вероятно, второе, учитывая, что у Германии шесть батарей, а у Израиля три, речь, вероятно, идёт о 2–3 батареях, каждая из которых может включать от 5 до 9 пусковых установок. Такая схема позволяет Вашингтону избежать обвинений в «разоружении», одновременно увеличивая зависимость Европы от американского ВПК.
Вообще, новая конфигурация снабжения Украины выглядит сверхвыгодной для США – и примером идеальной тупости Европы. Поскольку схема «ЕС покупает у США оружие для передачи Украине» означает юридическое переоформление – США не сторона конфликта. Они просто продавец третьей стороне. Помощь Украине не проходит как «американская помощь», а оплачивается европейскими деньгами – что можно выгодно продать американскому электорату. Видите – нам платят деньги и мы богатеем. Попутно возникают бонусы для спонсоров Трампа из ВПК, которым надо осваивать эти деньги. И, что немаловажно, ориентация на закупку оружия у США не дает европейскому ВПК превращаться в конкурента.
Так что все издержки достаются Европе. Та вынуждена брать на себя больше, чем готова — и экономически, и политически. Что, среди прочего, повышает внутреннее напряжение (особенно там, где уже сильны антивоенные и антиукраинские настроения) и упрощает давление на элиты этих стран. Сплошная выгода для США.
Одно из самых интересных мест – про 50 дней. Потому что – почему не 73 или 48? Тем более, что на фоне этих слов в ряде СМИ (в частности, Axios) появилась информация: якобы российская сторона сообщила Трампу о готовности начать новое наступление в течение 60 дней. Если так, пауза в 50 дней выглядит как сознательное предоставление времени — для наступления, успеха или провала.
50 дней заканчиваются аккурат перед тем, как весь дипломатический, экономический и законодательный механизм мира выходит из летнего анабиоза и начинает принимать реальные решения. Должен стартовать очередной раунд Генеральной Ассамблеи ООН, где можно выдвинуть инициативу, сменить риторику или заморозить конфликт в публичной плоскости. Если за указанные 50 дней удаётся выйти на формат сделки (или хотя бы на новый раунд переговоров) — к сентябрю можно «торжественно» преподнести это как дипломатический успех.
Что более предметно, в США возобновится законодательная активность и, главное, стартует обсуждение бюджета США на 2026 финансовый год, в который могут быть внесены или вырезаны статьи помощи Украине, санкций против РФ и торговли с Китаем. Аналогично, большинство парламентов ЕС возвращаются с каникул в первую неделю сентября. Начинают снова обсуждаться оборонные и энергетические инициативы, пакеты помощи Украине и пр. Центральные банки проводят заседания по ставкам и инфляции: сентябрь — точка возможных изменений курса, МВФ и Всемирный банк готовят осенние доклады и форумы (ежегодное собрание осенью), финальная подготовка к саммиту G20 и т.д.
Есть и другое измерение. Логика Трампа выглядит так, будто он действительно даёт России возможность реализовать некий план — чтобы потом судить о целесообразности новой политики. Украинский нардеп Марьяна Безуглая даже заявила, что «Трамп дал Путину ещё 50 дней на захват Украины. Карт-бланш, так сказать».
Подобное заявление Белого дома может быть направлено на создание впечатления «нет времени объяснять – наступайте!». И это может втянуть Россию в наступление, которое потребует переброски резервов, расхода боекомплекта, логистического напряжения. При этом вскроются слабые места и обнаружатся реальные возможности ВС РФ, которые наверняка будут учтены в дальнейших военных планах НАТО.
Другими словами, дедлайн в 50 дней может быть продиктован не желанием не остановить войну, а подтолкнуть Россию к обострению на американских условиях.
В данный момент ВС РФ действуют в контролируемом формате перманентного давления – неторопливого, но дающего результат. Форсирование наступления сломает ритм и навяжет России жёсткий график, не соответствующий уже выстроенной логистике, производственным и прочим процессам. Если Россия в течение 50 дней форсирует наступление, потратит резервы и силы, то второй ход США осенью, в виде конфискации активов, новых санкций и дополнительного вооружения Украины может быть более эффективным. Эту возможность тоже надо учитывать.