Бюджет Севастополя на 2025 и плановый период 2026-2027 годов принят в первом чтении 5 ноября. Представлял его на заседании Заксобрания директор департамента финансов Алексей Плотников. В ходе последовавшего за его докладом обсуждения было сказано немало слов, не дающих основания для больших иллюзий.
Избыток оптимизма или поза страуса?
Согласно законопроекту о трехлетнем бюджете, доходы города в 2025 году запланированы в объеме 65,756 млрд руб. Из них 34 145 658 255,39 рубля – безвозмездные поступления извне. Остальное (около 31,6 млрд рублей) – собственные налоговые и неналоговые доходы города. Они, к счастью, растут. И за ближайшие три года их объем обещают увеличить не менее чем на 7 млрд рублей.
Доходы города в 2026 году запланированы в объеме 69,4 млрд рублей, на 2027 год – 62,3 млрд.
Расходы в 2025 году, согласно законопроекту, составят 70,477 млрд руб. Основная их часть традиционно направляется на исполнение социальных обязательств. На сферу образования предусматривается около 13 млрд, на здравоохранение, с учетом расходов на строительство новых медучреждений, – 8,3 млрд, на компенсацию проезда льготников в общественном транспорте – 1,1 млрд. Расходы на 2026 и 2027 годы составляют 74,4 млрд и 67,7 млрд соответственно.
Дефицит бюджета Севастополя на 2025 год предусмотрен в размере 4,72 млрд рублей, в 2026 – 5 млрд и в 2027 – около 5,3 млрд.
Как уже сообщал ForPost, Контрольно-счетная палата отнеслась к проекту бюджета критически. Точнее, сомнения вызвали прогнозы, которые были положены в основу расчетов. В частности, как «излишне оптимистичный» был оценен рост в ВРП (107,6% уровню 2024 года) – он опережает даже спрогнозированные общефедеральные показатели, а также явно заниженные инфляционные ожидания.
На заседании 5 ноября руководитель КСП Юлия Кокарева еще раз подчеркнула, что эти прогнозы не соответствуют реальности: в частности, инфляция уже превысила спрогнозированные показатели. В очередной раз подчеркнула глава КСП и необходимость скорректировать действующие в Севастополе документы стратегического планирования. При этом Юлия Кокарева отметила значительно выросшее качество работы правительство с бюджетом (это подтверждает, по ее словам, и оценка этой работы Министерством финансов РФ).
Справедливости ради отметим, что за столь оптимистичные прогнозы нужно «благодарить» отнюдь не департамент финансов – этим занимается, в частности, департамент экономического развития. А вот спасибо за подробный расклад по доходам и расходам, который изложен на 71 странице пояснительной записки к законопроекту о бюджете, стоит сказать специалистам департамента финансов.
Отвечая позже на вопросы журналистов, председатель Заксобрания Владимир Немцев подтвердил, что услышаны были и слова Юлии Кокаревой о необходимости скорректировать стратегию социально-экономического развития Севастополя.
«Мы об этом говорили на заседании комитета по экономике – безусловно, Стратегия социально-экономического развития требует корректировки. И, я думаю, в последующий период она будет рассмотрена», – сказал он.
«Возможности ограничены»
Два вопроса Плотникову по окончании его доклада задал лишь спикер Владимир Немцев. Первый касался возможности увеличить доходную часть бюджета в течение 2025 года, второй – утвержденного Указом президента федерального проекта «Многодетная семья».
«Предусмотрены ли в бюджете средства на мероприятия данного проекта?» – попросил ответить Немцев.
Глава департамента финансов заверил, что работа по изысканию дополнительных доходов ведется и будет продолжена, а эффективная деятельность ДИЗО и утверждение уже подготовленного плана приватизации госимущества 2025 год поспособствуют ее успеху. Упомянул Плотников и о доходах города от размещения свободных средств на казначейских счетах – об этой стороне деятельности департамента финансов мы рассказывали в сентябре 2024 года.
«Кроме того, вводятся новые объекты – вот Новый Херсонес появился, там создаются новые рабочие места», – добавил глава департамента финансов, напомнив и о скором введении в строй объектов культурного кластера на мысе Хрустальном.
Что касается Указа президента № 309, на реализацию предусмотренных им мероприятий Севастополь рассчитывает получить межбюджетный трансферт в размере порядка 190 млн рублей (при условии софинансирования из бюджета региона в объеме 1,9 млн).
За вопросами последовал ряд выступлений. Глава бюджетной комиссии Вячеслав Аксенов подчеркнул, что обсуждение проекта на заседаниях комитета было очень серьезным и продолжительным.
«Мы видим, что у нас сохраняется прогресс собственных доходов, и это радует. Однако в целом объем бюджета сохраняется примерно на прежнем уровне. Это означает, что при безусловном приоритете исполнения социальных обязательств мы с этой задачей справляемся, и, я уверен, будем справляться. А вот что касается реализации проектов по благоустройству, капитальному ремонту (а нам нужно провести очень много работ по ремонту школ, детских садов, больниц) – понятно, что в полном объеме выполнить все пожелания мы в течение 2025 года, безусловно, не сможем. Нужно очень серьезно расставлять приоритеты и определять очередность – все должны понимать, что возможности бюджета в этом направлении достаточно ограничены», – сказал глава бюджетной комиссии, добавив, что остановлена эта работа ни в коем случае не будет.
К проекту бюджета, подчеркнул Вячеслав Аксенов, было высказано немало замечаний, но между первым и вторым чтением его предстоит доработать. В том числе и с учетом параметров федерального бюджета, который во втором чтении также еще не принят.
«И мы уверены, что определенные задачи нам удастся решить», – добавил руководитель комиссии.
Избранный от Северной стороны Александр Кулагин счёл необходимым подчеркнуть, что город активно развивается и благоустраивается, однако есть объекты, которые требуют внимания. В их числе – памятник Славы воинам 2 Гвардейской армии и мемориальный комплекс в селе Орловка с братским захоронением воинов. Их просто необходимо привести в порядок в преддверии 90-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Напомнил Кулагин и о социальных объектах, строительство или капремонт которых на Северной стороне были начаты, но по каким-то причинам заморожены. Это корпус детского сада № 126 на ул. Михайловской и здание школы № 49.
Прокурор Севастополя Андрей Шевцов остановился на нескольких «тонких местах» бюджета, которые отмечены и в заключении прокуратуры. В том числе – на финансовых затруднениях, которые могут возникнуть в связи с выплатой участникам СВО денежных средств вместо выделения им земельных участков, а также проблемах, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам.
Затянуть пояса
Традиционно оригинальным оказалось выступление вице-спикера Василия Пархоменко. Как уже было сказано, на проблемных точках бюджета останавливались и Юлия Кокарева, и Вячеслав Аксенов, и Андрей Швецов, и сам глава департамента финансов. Но Пархоменко, словно пропустив все сказанное мимо ушей, начал со слов «кто-то же должен взять на себя функцию предупредить о проблемах».
Доходы бюджета Севастополя сокращаются, а дефицит сохраняется, – констатировал вице-спикер.
«И цифры 2026 и 2027 годов говорят о том, что эта тенденция будет продолжена. То есть похоже, уважаемые коллеги, что сегодня мы с вами переживаем пик доходной и расходной части бюджета, который пришелся на 2024 год. А вам, уважаемые депутаты нового созыва, как и мне, придется заниматься не совсем приятным, но абсолютно очевидным вопросом – затягиванием поясов, – предрек он. – Не надо было быть семи пядей во лбу – мы говорили, предупреждали, что это произойдет. И так оно и есть. Повлияет ли это, будем говорить, на развитие Севастополя? Вот вам еще одна таблица».
Еще одна таблица – на этот раз о реализации на территории Севастополя госпрограмм – сулит сокращение расходов на развитие здравоохранения на 10%, сельского хозяйства – на 8%, культуры – на 24%, транспорта – на 20%, экологии – почти на 50%, малого и среднего бизнеса – почти на 66%. Речь, подчеркнем, идет исключительно о программных мероприятиях.
Тревогу по поводу такого сокращения, заявил Василий Пархоменко, он поднимал на заседаниях бюджетной комиссии, однако в качестве выхода депутатам было предложено отменить льготы для бизнеса и пенсионеров, пользующихся правом бесплатного проезда.
«Я сам присутствовал на бюджетных слушаниях, но впервые слышу о каком-то сокращении льгот для пенсионеров. И коллеги мои тоже немного недоуменно смотрят. Может быть, вы не так поняли, но этого точно не было, отреагировал на это заявление Владимир Немцев. – И вообще – надо понимать, что ситуация и в стране непростая».
Прокомментировал ситуацию и губернатор Михаил Развожаев:
«Да, очевидно, что ситуация в целом непростая. Это связано, конечно же, с повышенными расходами нашего государства. Но при этом по решению нашего президента ни госпрограмма развития Крыма и Севастополя, ни другие дополнительные финансовые решения, которые были приняты в отношении города-героя, секвестированию не подлежат, подчеркнул он. – Да, у нас есть соглашение, которое мы заключили с Министерством финансов – о поэтапном сокращении и субвенций, которые нам даются, и доли софинансирования программ, которые финансируются из федерального бюджета. Коллеги на федеральном уровне исходят из того, что на протяжении нескольких лет бюджет города по собственным доходам вырос в два раза, и им кажется, что доля федеральных расходов может сокращаться».
При этом работа с правительством РФ, добавил глава города, продолжается, есть и поддержка – в частности, вице-премьера Марата Хуснуллина. Поэтому попытку более серьезно сократить финансирование Севастополя пока удалось отбить.
«Очевидно, что у нас прифронтовой регион, и те расходы, с которыми мы столкнулись за последние два года, нетипичны для большинства регионов нашей страны. Вы все эти затраты видите, они открыты и прозрачны», – добавил Михаил Развожаев.
На поддержку участников СВО, сообщил он, в 2024 году уже израсходовано порядка 820 млн. На следующей год предусмотрено 940 млн, однако этого может не хватить.
Но есть и хорошие новости
Дополнил губернатор и сказанное о развитии экономики.
«Алексей Владимирович (Плотников – ред.) скромно упомянул о Новом Херсонесе, я же хочу сказать, что при всех сложностях экономическое развитие довольно активно идет и даже, я бы сказал, интенсифицировалось», – подчеркнул он.
В качестве примера было приведено строительство новых объектов недвижимости (не только жилой, но и коммерческой), развитие виноделия и создание новых производств стройматериалов. Последнее, в свою очередь, связано с активным развитием инфраструктуры города: подрядчики работ создают такие производства, чтобы минимизировать свои расходы.
Как и многие выступавшие до него, губернатор напомнил и о том, что бюджет РФ пока принят только в первом чтении. Соответственно, рано говорить об окончательных параметрах бюджета Севастополя. Не учтена в нем и финансовая помощь Москвы.
После этого бюджет Севастополя на три ближайшие года был единогласно одобрен в первом чтении. Подавать поправки к нему депутаты могут до 12 ноября включительно.
Остается добавить, что разговоры о неизбежном конце щедрого финансирования, которое выделялось Крыму и Севастополю в первые годы после их воссоединения с Россией, не новы. Достаточно сравнить бюджеты Севастополя с бюджетами регионов с аналогичным населением, чтобы убедиться, что мы находимся в гораздо лучшем положении. И, конечно, это не могло продолжаться вечно. Поэтому о необходимости заботиться в первую очередь о развитии экономики, которая позволила бы городу зарабатывать самостоятельно, много раз предупреждали депутаты как первого, так и второго созывов.
Ольга Смирнова
Обсуждение (33)
Заботиться о развитии экономики... Какая новость! Неужели впервые слышим?
Уже десять лет об этом говорим. В зубах навязло.
Зарабатывать? Это уже невозможно,все украдено до нас.
Turbos,
Было бы желание, это там где звёзды..., а оборудование привезут и поставят. Но по какой-то причине этого желания по всей видимости нет.
Зоны развлечений, строительство квадратных метров и обеспечение этого строительства стройматериалами - вот это называется "экономика"? Ни одно производственное предприятие за 10 лет не восстановлено - о какой экономике речь?
Serggio,
экономика региона необязательно должна обеспечиваться производствами, как пример -Дубай
я вот не хочу труб заводов у себя под окнами, а вы видимо хотите чтобы наши дети дышали грязным воздухом и работали от звонка от звонка? такую судьбу рисуете?
BoratS,
Какие трубы от СМЗ?! Нормальный человек видит в городе у моря судостроительные и судоремонтные заводы, которые при правильной работе не влияют на экологию. А еще у нас в городы были приборостроительные заводы и тоже без смардных труб ))
komandor,
А еще были совхозы. А еще КБ, банки, мастерские. Да много чего тут было еще в 2012 году.
еще одна мама …,
в 2012 было затишье перед бурей. Я имел ввиду период намного раньше
BoratS,
Вы "трубы заводов" по фильмам 30-60г.г про индустриализацию воображаете, видимо?
Я думаю, что выхлопные газы от тысяч автомобилей "новых севастопольцев", заселившихся во вновь построенные "квадратные метры", построенные на вырубленных зелёных зонах, добавленные к тысячам уже имеющихся автомобилей, дадут грязного воздуха гораздо больше. Только очищать этот воздух будет уже нечему - естественный природный барьер, тщательно создававшийся нашими предшественниками, будет уничтожен.
Но, поскольку "строительство - локомотив экономики", стройки всё равно не прекратятся. Они не могут прекратиться, поскольку стройки сейчас и есть олицетворения понятия "экономика", и если их остановить, сказав "ну хватит, достаточно" - вся "экономика", а с ней и прибыль в нужные карманы - мгновенно встанет. Локомотив остановиться не может.
BoratS,
В те времена, когда у нас работали почти все заводы экология в городе была почти идеальной. Работать отзвонка до звонка и при этом иметь стабильность и полный соц.пакет- что в этом плохого?!
Вы хотите, чтобы все были блогерами или программистами? Бред не несите- всегда Севастополь обеспечивался своими производствами и флотом, только аренду от флота и львиную долю наших денег хохлы себе практически всю забирали, при этом сами ничего в город не вкладывали.
Стабильная, нормальная судьба- кто-то должен и производить, и лечить,и выращивать, и перерабатывать, и корабли строить и ремонтировать- Суворов был далеко не дурак, когда наши бухты, идеальные для сухих доков использовать решил.
komandor,
Намного раньше всего перечисленного мной было намного больше. Но и в 2012 году, даже при Януковиче, тут много чего работало.
BoratS,
Экономика в Дубае обеспечивается нефтегазодобывающей промышленностью. Не помню, чтобы на Гераклейском полуострове были такие же огромные запасы нефти и газа. Можно возразить, что доля нефтегазодобывающей промышленности снижается в Дубае. Вот именно, она замещается многими отраслями, не только туризмом и строительством. Хотелось бы, чтобы и в Севастополе, помимо нашей "дотационной нефти" и бесконечной стройки появлялись другие точки развития. Не только ограниченный спектр в сфере обслуживания.
Промышленность это не обязательно про трубы и грязищу. Судостроительные и судоремонтные заводы это тоже промышленность. Легкая промышленность это тоже промышленность.
Если говорить о сфере обслуживания, то у нас представлен очень узкий спектр: туризм да магазины. А как насчет айти? Конструкторских бюро? Кстати говоря, КБ Коммутационной аппаратуры неплохо так вклад в бюджет вносит, что как бы намекает нам.
Дети работают от звонка до звонка как раз сейчас, в сфере обслуживания - доставка еды например, общепит. А что касается прекрасных видов, советую посмотреть виды дубайских улиц, не только райончика с небоскребами, но и всех остальных - сплошной бетон и асфальт, неэргономичные пространства, дорога на дороге на дороге на дороге.
BoratS,
Продолжу свой комментарий. Раз уж приводим примеры удачных маленьких государств, то почему не вспомнить Тайвань, обеспечивший свою экономику и сельхозом, и промышленностью и сферой обслуживания?
у НАШИХ депутатов
Поправок точно не будет
Они теперь только кивают соглашательно
Tatyanochka,
Можно сократить средства на содержание депутатов- всё равно толку от них нет
Комические куплеты
А действительно ли появление этой недвижимости дает какой то эффект?
ну кроме роста имущественного налога?
Новый Херсонес это черная дыра с моей точки зрения.
Если мы говорим о той экономике которая сейчас есть, то какой срок окупаемости? Где граница хотя бы безубыточности?
Думаю, что это тоже тайна ,такая же, как сколько пожертвовали "жертвователи" не своих средств.
А с учетом ситуации с Тимуром Вадимовичем, с другими парками патриотическими,то это не про экономику.
Федеральный центр должен прекратить бесполезное финансирование всего подряд.
И заставить зарабатывать бюджет тех кого он сюда присылает.
Вот для примера ,есть такой славный город -Владивосток- с округой население 622 к
бюджет 33 млрд. С чего вдруг тут,где нет ничего 64?
За счёт туризма могут жить маленькие городки. Или Лас - Вегас, но Лас - Вегас это казино и бары везде, проституция, наркотики, мошенники всех мастей. Я в таком месте жить не хочу например.
На "Новом Херсонесе" будет двадцать тысяч человек, как на "Севморзаводе" работать? В опере-балете будет столько человек работать, как в рыболовецком флоте раньше, где двести вымпелов и больше было? На яхтмарине будет работать и в прибрежных шалманах, типа "стометровок", столько человек как например в "Севстройтресте", состоявшем из строительных управлений? В торговых центрах будет столько рабочих мест, как на "Ремезе", "Молоте", "Муссоне", "СМЗ" - в Камышах? Вместо них торговые центры строятся. А нельзя их не вместо предприятий строить, а отдельно? Автобазы городские, например 5-я, вместо которой супермаркет можно было оставить?
Туризм точно столько, сколько судоремонт денег может обеспечить? Развлечения дадут столько средств городу, как рыбацкий промысел? Повсеместная застройка - точно уместна? 54-й завод надо было перевезти на подготовленное ему место. Завод обслуживающий ракетные катера тоже. Цементный. А их убрали. Завод в Балаклаве. Можно даже не уничтожая заводы строить что-то.
Самое простое обанкротить, выкупить за копейки, сдать станки, на которых до сих пор работать можно и за границей работают на таких, самое простое сдать их в металлолом. Это - личная выгода. А страна? А обороноспособность?
Писал не раз что хлопками от шампанского и балетными "па" с тенорами сильней не будешь. Яхточки богатеев - не боевые корабли.
Сухие доки нужны ещё или нет? Или всем трусами на пятом торговать? Так настроят торговых центров и это разгонят. Городу правда надо столько барменов, эскортниц, горничных в номера и кальянщиков? Шестьсот тысяч жителей правда так работой обеспечат? Все могут жильё сдавать? Вон на стройки привозят вместо местных народ. Где работа нормальная с достойной оплатой?
Глас вопиющего в пустыне...
UINSHEDOW,
Прям с каждым словом согласна и Департаменты посокращать - в Питере чиновничий аппарат в разы меньше
AleStar,
Но работает он в Петербурге не то что бы лучше
Тучные годы в Севастополе для кого? Вопрос риторический.
"...«Кроме того, вводятся новые объекты – вот Новый Херсонес появился, там создаются новые рабочие места», – добавил глава департамента финансов, напомнив и о скором введении в строй объектов культурного кластера на мысе Хрустальном....".
Какие?
еще одна мама …,
вот тут в апреле шутили
https://sevastopol.su/news/v-novom-khersonese-obeschayut-trudoustroit-bolee-1500-sevastopolcev
а сейчас на авито завозят вахтой сторожей и ищут самозанятых аниматоров с биполяркой
причем на договор -ГПХ
d dd,
И я о тогм же. Трудоустроиться в Севастополе после выпуска из того же универа негде.
Но детей рожайте побольше.
еще одна мама …,
С местным дипломом …. и диплом ли это ????? В ПТУ хотя бы учат делать что-то руками!
Игорь Сыроежкин,
Это диплом. И учат хорошо. Учитесь, пожалуста, на здоровье, в ПТУ. Разве кто против?
Как много желающих развелось приводить в пример ПТУ и агитировать идти учиться туда.
Секвестр бюджета.. прекратить расходы «В НИКУДА»!!!!
Ещё читать и читать.
Спасибо автору
Ну прочитал... Ну и что дальше?? В чём новость или манифест или иной посыл сказанного?!
Меня сильно изумляет, что ДУМАЮЩЕЙ (ну вроде...) аудиторией "тучность" воспринимается как 1) САМО-СОБОЙ (ну "исторически повезло"!) возникающее НОРМАЛЬНОЕ состояние и/или 2) как "упущенная возможность" решения БЫТОВЫХ проблем...
У "тучности" были КУДА БОЛЕЕ "глубинно-стратегические" (соответственно, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО очевидные обывателю) и при этом КОНКРЕТНЫЕ задачи, которые в Севастополе ПОЛНОСТЬЮ решены!!
Главной задачей было ОБНУЛИТЬ в Регионе ПРЕДЫДУЩУЮ "реальность" (как в ГОЛОВАХ жителей, так и в системе УПРАВЛЕНИЯ), создав НОВУЮ реальность... Скажете - не получилось? Да ну бросьте!
Заключительным - и вполне НАГЛЯДНЫМ! - финалом "процесса" стало комплектование Третьего Закса: при ИЗВЕСТНОМ отношении к нему жителей Города - это просто ТРИУМФАЛЬНЫЙ финал тех задач, ради которых 10 лет назад и создавалась "тучность"!
...А Вы, наивные, думали что Центр даст Севастополю 100500 триллионов - потом БЫСТРЕНЬКО соберут и загонят на Ленина2 и Ленина3 САМЫХ ЛУЧШИХ-РАЗУМНЫХ-ДОСТОЙНЫХ севастопольцев, которые сядут в кружок и БЫСТРЕНЬКО составят список ВСЕХ (больших и малых, но ОЧЕНЬ насущных и застарелых!) проблем Города - потом БЫСТРЕНЬКО распределят на эти проблемы 100500 триллионов, и уже через 2-3 года (не то что 10 лет!) в заголовках СМИ вместо "Южная столица России" станут писать "Сингапур северного Причерноморья"??!? [далее - раздаётся зловещий смех в антураже готической музыки и разлёта летучих мышей в ночное небо]
муравей Çigoor,
У Севастополя и так свой ПРЕКРАСНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖЕННЫЙ И ЗАВОЁВАННЫЙ КРОВЬЮ СТАТУС,
То, что старательно разбавляли и разбавляют севастопольцев со времён Ющенко всяким сбродом, несущим с собой определённые задачи по уничтожению нашего героического народа и его принципов это видно невооружённым взглядом.
Нечего пытаться делать из нашего города-крепости "крепкую такую Турцию" или любой "Сингапур"- наши разработки и продукты продавались и пользовались спросом во всех отраслях- все заводы работали на "УРА" и продукция была востребована не только в России, но и в мире.
И? Как готовились наши власть имущие к этому времени? Сколько открыто новых заводов, цехов, да хоть мелких производств? На сколько повысилась производственная база Севастополя?
Я так понял, финансирование госпрограмм не пострадает (не уменьшится)
Линьков,
От 1.5 млрд. на яхтенную марину не пострадает госпрограмма или развитие экономики?
Для укрепления бюджета надо сократить управленческий аппарат. Только сделать это получится в следующем году сразу после выборов.