Россия Россия

Родители берут кредиты, чтобы «натаскать» детей на ЕГЭ

Мамы и папы сильно сомневаются, что школа способна подготовить детей к поступлению в вуз.

Школьники 30 и 31 мая сдают ЕГЭ по русскому языку. Это самый массовый экзамен: в этом году его сдают около 691 тысячи человек, сообщили в пресс-службе Рособрнадзора. И большая часть родителей этих детей «влетела в копеечку», чтобы подготовить своих чад к экзамену.

Некоторые родители даже берут кредиты, чтобы оплатить услуги репетиторов. Они не доверяют школьной программе. Насколько оправданы их страхи? Способна ли сегодня школа самостоятельно подготовить детей к поступлению в престижные вузы страны? Разбирался ForPost.

Образовательный чёс

Май — золотое время для репетиторов. В последний месяц весны они могут заработать от 100 тысяч рублей и выше, на условиях анонимности сообщила ForPost репетитор по русскому языку и литературе.

Несмотря на непростое время в экономике страны, она не снижает стоимость на свои услуги. Русский язык – базовый предмет, поэтому можно брать 2000-3500 рублей за час занятий.

А с 1 сентября услуги репетиторов по математике, английскому и русскому языку в среднем по стране подорожают на 10-15%. Таков прогноз социолога, завкафедрой Пензенского госуниверситета Анны Очкиной.

«Всё будет зависеть от того, как повысятся цены на продукты и другие товары. Подешеветь могу услуги репетиторов по литературе, географии. Но точно дешевле не станут занятия с учителями математики, русского и английского языка», — сказала ForPost Очкина. 

Многие родители уже не в состоянии ежемесячно тратить 48 000 рублей на подготовку ребёнка к ЕГЭ. Некоторые мамы и папы вынуждены залезать в долги, брать потребительские кредиты. Иного выхода из образовательного тупика они не видят.

Читайте также: Крымские выпускники будут сдавать ЕГЭ без масок

Можно ли без репетиторов?

Пользователи соцсетей удивляются стенаниям о стоимости подготовки к ЕГЭ. Они уверены: занятий в школе достаточно, чтобы ребёнок поступил в вуз. Главное — это мотивация самого выпускника. Если её нет, то не один самый высококвалифицированный репетитор не поможет.

«Старший писал четыре ЕГЭ: три куда хотел, четвертый — на запасную специальность. Сказал, что ничего ужасного в ЕГЭ нет — как олимпиада, только на час длиннее. Поступил куда хотел. Соседский мальчик поступил в прошлом году в МИФИ сам, без репетиторов (там семья небогатая). А сын коллеги года четыре назад туда же (тоже сам), в прошлом году полкласса дочери моей приятельницы поступили в Санкт-Петербург в разные вузы. Дети обычных родителей», — такой комментарий оставила читательница ForPost под материалом «Российские школы остановились в шаге от бунта».

С позицией читательницы согласен директор средней школы села Аликово Чувашской Республики Владислав Волков. У сельских родителей нет возможности нанимать репетиторов. Однако их дети поступают в престижные вузы.

«Школа способна дать достаточно знаний для сдачи ЕГЭ. Другое дело, что не все ученики способны эти знания усвоить. Да, с помощью репетитора можно натренировать ребенка. Он сдаст ЕГЭ, поступит в МГУ, но в дальнейшем не сможет учиться в университете. Ему не хватит способностей. В результате студент, обучаясь в вузе, вынужден будет снова нанимать репетиторов, искать тех, кто напишет за него дипломную работу. Все это приведёт к тому, что мы получим посредственного дипломированного специалиста», — сказал ForPost Волков.

Хотя он понимает, почему родители обращаются к репетиторам. Они хотят для своих детей лучшего будущего, поэтому влезают в долги. Но родители не состоянии объективно оценить способности своих отпрысков. Поэтому иногда просто выбрасывают баснословные деньги на ветер.

«Если ребёнок неспособный, то репетиторы не добавят больших баллов к ЕГЭ. Школа же, напротив, может системно подготовить ребёнка к единому госэкзамену и подвести его к хорошим результатам. ЕГЭ устроен таким образом, чтобы в вузы поступали только талантливые выпускники. Высокие баллы не должны получать все школьники», — уточнил собеседник ForPost.

Читайте также: Всё про ЕГЭ: как в Севастополе беженцам можно сдать экзамены и поступать в вузы — ForPost «Реактор»

Контраргументы

Безусловно, есть родители, которые считают иначе. Они не доверяют школам, особенно в регионах. Поэтому прибегают к услугам репетиторов.

Социолог, завкафедрой Пензенского госуниверситета Анна Очкина разделяет обеспокоенность мам и пап.

«Учителя сами говорят: «Если вы не будете заниматься с репетитором, ваш ребёнок не вытянет ЕГЭ». Есть определенный разрыв между требованиями единого госэкзамена и тем, что может дать школа. Также нужно учитывать и тот факт, что престижные вузы, как МГУ, всегда требовали чуть больше школьной программы», — говорит Очкина.

По её мнению, единый госэкзамен сконструирован «очень волюнтаристски». В качестве примера она привела обществознание. Чтобы сдать ЕГЭ по этому предмету, нужно знать, что именно надо говорить, как формулировать ответы. Поэтому социолог сомневается, что сама сдала бы на «отлично» экзамен по обществознанию.

Читайте также: Что изменится в сдаче школьных экзаменов в Крыму в 2022 году

Истина где-то посередине

Психолог, социолог Темыр Хагуров уверен: в образовательном споре золотую середину найти непросто, но возможно.

«ЕГЭ создавался как механизм, уравнивающий шансы. У этого механизма оказалась изнанка. Он меняет парадигму знаний. Они теряют ценность. Сегодня знания нужны только для того, чтобы сдать определенный тест. Школьников не интересует то, что они изучают. Сегодня их интересуют результат: смогут они сдать ЕГЭ на основе полученных знаний или нет», — сказал ForPost Хагуров.

Он отметил, что директора школ это прекрасно понимают. Поэтому в 10-11 классах детей перестают учить — их начинают натаскивать к экзаменам.

Эксперт не исключает, что в некоторых школах учителя-предметники намеренно недодают знаний, чтобы родители обращались к ним за платными услугами. Во время индивидуальных занятий они выкладываются по полной.  В результате ребенок поступает в вуз.

«Теоретически школа могла бы подготовить ребенка к поступлению, но она существует в рыночных реалиях. У учителей есть прямая мотивация заниматься репетированием. У наиболее подготовленных педагогов это основной источник дохода», — сказал Хагуров.

Читайте также: «Поколение ЕГЭ»: как молодёжь Севастополя прокачала знания о спорте

Без ЕГЭ

Между тем для ЕГЭ наступают сложные времена. Глава Минобразования Валерий Фальков уже заявил, что Россия откажется от системы бакалавриата и магистратуры и вернётся в специалитету. Эксперты уверены: после таких перемен Россия вполне может отказаться и от ЕГЭ.

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев уже прокомментировал такую перспективу. По его словам, отмена ЕГЭ ограничит право выпускников поступать в несколько вузов. Он объяснил, что в случае отмены единых госэкзаменов придётся возвращаться к формату, когда сначала каждая школа проводит экзамен, а потом — каждый вуз, и «у выпускников сразу исчезнет право поступить в несколько вузов, и фактически мы ограничим право наших граждан на поступление во множество вузов».

Роберт Вочовский

891
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (6)

Profile picture for user Живу в Севастополе
3744
Живу в Севастополе

"...Мамы и папы сильно сомневаются, что школа способна подготовить детей к поступлению в вуз....".

Можно подумать, что школа способна подготовить ко вступительным экзаменам. Для сведения: в ВУЗах к баллам ЕГЭ плюсуются баллы внутренних экзаменов (испытаний). К ЭТИМ экзаменам школы тоже не готовят. Школы дают базу, в профильных классах - профильный уровень. С 2022-2023 учебного года в Севастополе тоже внедряется профильное обучение в 10-11 классах. Может, нашему Депобру возглавить этот процесс? Чтобы в профильных классах детей готовили к ЕГЭ во всех школах, а не только в гимназиях?

Что в советское время, что сейчас для поступления нужны репетиторы. Поступить на востребованную специальность в Союзе было сложно. Как пример - мединституты. Знакомая - золотая медалистка - поступала трижды. В третий раз поступила. Медалистка была настоящая, просто был очень высокий конкурс, и на устном экзамене пятерку не получила. Камер тогда не было, поэтому завалили, как она утверждала, или нет, никто не знает. Но валили на устных экзаменах валом. Это уже из моего личного опыта. Мне повезло, что экзамены по истории и географии принимали школьные учителя, которые меня же оценивали на олимпиадах. А я была победителем городских олимпиад несколько лет (знали меня, соответственно, в лицо). Только поэтому я свои пятерки (заслуженные!) получила без особых проблем. 

И еще. Если ребенок пробил балду  десять лет, за год на 90+ его не подготовит ни один репетитор. Наш старший два года занимался в МАНе по той специальности, на которую поступал. Младший тоже занимается в МАНе физикой и математикой. Планировали Военный институт (поэтому занимается на журналистике в МАНе и дополнительно английским и французским), но после травмы армия ему не светит. Поэтому решил пока на атомные станции. Отсюда еще и физика с математикой (его любимые предметы). Дальше будет видно. 

Я к тому, что детей нужно увлечь учебой. Есть летняя школа МАН с 1 июня по 15 июля. Самое время пробовать предметы. Чтобы с осени идти туда, где интересно. Олимпиадный уровень там точно решают. 

 

Profile picture for user XAZARD
401
XAZARD

Подешеветь могуТ услуги(Букву т пропустили).

Profile picture for user dl77
2469
dl77

Смотря на что поступать. 100 бальники и близкие им идут в гуманитарии. Ни на что они больше не пригодны. ЕГЭ заточен именно на гуманитарщину. Желающим осваивать математику и программирование школьной программы очень недостаточно. Им как раз и нужны дополнительные занятия. В 70 е  годы в школах изучали матричное исчисление. Сейчас его нет, но в МГУ оно обязательно. Виновато не ЕГЭ, а современное школьное образование. Оно слишком невысокое. Часов много, а уровень предметов и педагогов неадекватно низкий. Если есть возможность, лучше учиться не в средней школе, а гимназии или лицее. Математику будущим программистам в лицеях преподают на совсем другом уровне. В наше время обязательны два иностранных языка в гимназиях. Тут допзанятия тоже не помешают. Современные гимназисты повально учат восточные языки. В современной школе катастрофически не хватает спорта. Крайне рекомендуется также приличная спортивная школа в допзанятия. 

Profile picture for user shsh
1359
shsh

Что в советское время, что сейчас для поступления нужны репетиторы.

 

to Живу в Севастополе:  В советское время репититоры нужны были 5% поступающих в вузы, а сейчас 95%. Либерастное образование - полное г.

 

В ближнем Подмосковье не хватает грамотных  учителей, таких высасывает Москва.  И нередко так бывает, что  в начале учебного года просто нет учителей по конкретному предмету. Родителям директор объявляет, что надо искать самим преподавателя и доплачивать ему, чтобы он согласился. 

Profile picture for user Живу в Севастополе
3744
Живу в Севастополе

 

Что в советское время, что сейчас для поступления нужны репетиторы. to Живу в Севастополе:  В советское время репититоры нужны были 5% поступающих в вузы, а сейчас 95%. Либерастное образование - полное г. В ближнем Подмосковье не хватает грамотных  учителей, таких высасывает Москва.  И нередко так бывает, что  в начале учебного года просто нет учителей по конкретному предмету. Родителям директор объявляет, что надо искать самим преподавателя и доплачивать ему, чтобы он согласился. 

 Источник Ваших 5% приведите, пожалуйста. Не буду спорить про Москву и Подмосковье - они мне не интересны. Жить я там точно не буду, хотя лет 15 назад мужу очень настойчиво предлагали перевод в Москву (и неоднократно). Я ехать отказалась (у меня и здесь карьера сложилась успешная, зачем мне ехать в чужую страну, где меня никто не ждет, занимать чужое место), он, соответственно, тоже. Я пишу о себе и своих знакомых. В тот год, когда поступала я (1985й) на мою специальность был конкурс за 20 человек на место (после 20 перестали вывешивать количество поданных заявлений). Для СПИ это высокий конкурс. Из абитуриенток занимались у репетиторов 2/3! Это мы выяснили на консультациях в институте перед экзаменами. Не забудьте еще про конкурс аттестатов (в 1985 его отменили, но узнали мы только летом, когда подавали документы). Поэтому все обычные дети (не гении), кому нужен был средний балл близко к 5, занимались с репетиторами весь 10й класс. Или в Союзе, по-Вашему, тоже образование было плохое? Мест мало было в ВУЗах в Союзе, это правда, отсюда и конкурсы на востребованные специальности. 

Сейчас мотивированный ребенок может поступить сам в не пафосный ВУЗ. И таких детей достаточно много. Про гениальных детей разговор отдельный. Но, положа руку на сердце, все ли мы потянем содержание студента в Москве или Санкт-Петербурге?  Я не сторонник идеи выпнуть ребенка после в школы в ВУЗ с его общежитиями и звонить "как дела?". Меня мама выучила и дала старт в жизни, и я считаю себя обязанной дать детям не меньше. 

Profile picture for user Живу в Севастополе
3744
Живу в Севастополе

to dl77:  да ладно, в гуманитарные. Мальчишка со 100 баллами пошел в мед, еще один - в МИФИ. Если они пишут на 100 баллов химию и физику, то это точно не гуманитарная специальность. Другое дело, что 300 баллов уже не гарантируют поступление на ТОПовые специальности в ТОПовые ВУЗы. Первыми идут целевики, за ними - инвалиды и сироты (одна общая квота 10% бюджетных мест), следующие - победители Всероса. После победителей мест обычно не остается. Посмотрите статистику 2021 года. 

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
480

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
1
2575

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6641

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4434