О проблеме кадрового голода в России мы писали уже не раз, поскольку эта тема многократно поднималась на самом высоком уровне.
Для её решения создан даже национальный проект «Кадры», о котором впервые сказал президент Владимир Путин в послании к Федеральному собранию.
Также в стране уже несколько лет действует проект «Профессионалитет», в рамках которого создаются образовательно-производственные центры по подготовке кадров для российских предприятий.
При этом, год назад промышленники жаловались на катастрофическую нехватку кадров. Об этом заявляли почти половина российских предприятий. Общее число необходимых работников оценивалось в более 4 млн человек. А это значит, что их нужно обучить профессии и трудоустроить туда, где наблюдается острый дефицит рабочих рук.
Впрочем, кажется решение этой проблемы сдвинулось с мёртвой точки.
Несколько цифр
В Минпросвещения на запрос «Известий» ответили, что в начале нынешнего века среднее профессиональное образование выбирали лишь 10-12% выпускников 9-х классов школ. Теперь же их число увеличилось в шесть раз. Так, по данным ведомства порядка 60% молодых людей отправляются получать профессию после 9-го класса. То же самое делает и 30% выпускников 11-х классов.
«Из выпускников колледжей и техникумов в 2022 году трудоустроилось более 70%», — ранее говорила вице-премьер Татьяна Голикова.
Сейчас среднее профессиональное образование стало ещё более доступным. Ежегодно в стране увеличивается число бюджетных мест в колледжах. На сегодня бесплатно обучаются почти 61% студентов этих учебных заведений.
При этом, в Минпросвещения говорят, что больше всего приём на бюджетные места увеличен в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Новосибирской, Томской и Ленинградской областях. В совокупности на эти регионы приходится почти 8 тыс. новых бюджетных мест.
«Все эти данные говорят о том, что вопрос с кадрами будет постепенно решён. Только нужно понимать, что это не произойдёт одномоментно. Ведь молодые люди сначала должны выучиться профессии и только потом они смогут пополнить ряды ныне дефицитных работников», — пояснил в беседе с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.
К слову, первые результаты уже даёт и проект «Профессионалитет». По словам Татьяны Голиковой, в нынешнем году почти 140 тыс. молодых специалистов, подготовленных в рамках проекта, должны приступить к работе в реальном секторе экономики.
Правда, сейчас в проекте участвует лишь 1,6 тыс. российских предприятий. Однако к 2030 году их число, по свидетельству вице-премьера, должно увеличиться до 6 тыс.
Сделать бесплатным
Спикер ГД Вячеслав Володин 13 мая поднял вопрос о том, чтобы сделать среднее профессиональное образование полностью бесплатным.
«У нас есть в высшей школе как бюджетные места, так и платные — всё понятно. Но когда у нас есть платные отделения в средних профессиональных образовательных учреждениях, для того чтобы человек получил профессию, наверное, это неправильно», — отметил Володин и предложил коллегам обсудить этот вопрос.
По его мнению, сейчас государство для решения проблемы кадрового голода должно приложить все усилия по привлечению молодёжи в необходимой экономике профессии.
«С одной стороны, у нас дефицит кадров, дефицит рабочих рук, а с другой стороны, мы ничего не делаем для того, чтобы человек, который хочет профессию получить, пришёл и получил её, причём бесплатно. В итоге “теряем” молодого человека, который мог бы состояться квалифицированным рабочим», — заявил Володин.
Предложение спикера ГД уже нашло положительный отклик в Совете Федерации. К примеру, зампредседателя комитета по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева отметила, что государство должно делать всё, для поддержки молодёжи, которая хочет получить образование в колледжах и техникумах.
«Нам нужны профессионалы, которые будут работать в отраслях промышленности и в целом в экономике страны», — сказала Алтабаева в беседе с «Известиями».
А первый зампредседателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин заверил издание, что средств для того, чтобы сделать среднее профобразование полностью бесплатным в бюджете РФ достаточно. Более того, он сообщил, что расходы на это постоянно увеличиваются: с 2019 года они увеличились примерно вдвое.
В свою очередь Минпросвещения сейчас занято подсчётом потребности в кадрах на среднесрочный период, на основании которого совместно с региональными министерствами скорректирует количество бюджетных мест в колледжах и техникумах.
Нужно осторожно
Экономист Михаил Беляев в целом позитивно отнёсся к идее увеличения бюджетных мест в учреждениях среднего профобразования, и даже полного перевода их на бесплатную для учащихся основу.
«Однако тут нужно действовать продуманно. Во-первых, приоритет должен отдаваться именно тем специальностям, в которых наиболее остро нуждается российская экономика. Во-вторых, получившие образование на бюджетных местах молодые люди должны будут отработать какое-то количество лет на российских предприятиях по специальности. В-третьих, нужно понимать, что у выпускников колледжей есть обязанность отдать воинский долг, а это значит, что большинство из них должны будут отслужить в армии. И этот момент тоже нужно учитывать при решении кадрового вопроса», — пояснил экономист.
К слову, сейчас за счёт бюджета в российских техникумах и колледжах обучаются почти 740 тыс. человек или 60% от всех студентов. Чаще всего выбирают специальности медсестёр, программистов, поваров, а также сварщиков и специалистов по ремонту и обслуживанию техники.
Андрей Мединский
Обсуждение (5)
А я ещё помню времена, когда рабочие специальности считались презираемыми и чуть ли не маргинальными, а стране нужны были сплошь менеджеры и юристы. Надо же, как всё поменялось...)
А я помню советские времена, когда ПТУ после школы считалось вполне нормальным. Гарантированное трудоустройство и привилегии при поступлении в профильный ВУЗ, если оценки соответствующие.
Сам в 1973-74 гг. учился в Гагаринской фазанке, или официально - в Техническом училище им. Гагарина, на радиомонтажника, даже, перед призывом, успел поработать 2-3 месяца в 33-м цехе на Радиозаводе.
Учили в фазанке по-настоящему и это, впоследствии, очень пригодилось на службе - чтение принципиальных схем, навыки пайки, формовка выводов электроэлементов перед установкой на плату или в монтаж и много еще чего...
p.s. статистика, приведенная в статье безусловно радует, но это на материке, где возможностей, после учебы, работать и зарабатывать намного больше.
А какова ситуация в этой области в Севастополе?
Разовые проекты проблему не решат...Нужна четкая Государственная Программа подготовки кадров на всех уровнях образования- среднего, средне-специального, высшего...Нужны специализированные учебные заведения с достаточной материально-технической базой и преподавательским составом, обладающие правом выдавать Дипломы государственного образца...Мантры и сказки о том , что "рынок" все проблемы порешает не более чем словоблудие...Надо срочно восстанавливать все то, что разрушено "рехформаторами"...Обучение должно быть бесплатным...
Patriot1.,
А ещё нужны заводы, где получившие образование смогут работать по специальности, а не идти с дипломом инженера в официанты или доставку пиццы...
Serggio,
...не только. Есть ещё шансы попасть на уборку помещений в "культурном кластере". Или дворником. А больше негде!