Знаменитая пещера Таврида, случайно открытая в 2018 году при прокладке федеральной трассы в Крыму, готовится к приёму посетителей. ForPost побывал в подземельях раньше туристов.
Несмотря на то, что никаких указателей на пещеру пока нет, найти подземелья несложно: если вы направляетесь из Симферополя на восток, то воспользуйтесь первым правым съездом с трассы «Таврида» в пгт Зуя. Глухой забор автострады остаётся позади, и справа перед вами убегает вверх невысокая гряда. Здесь на цветущем изумрудном лугу ещё видны отвалы песка и грунта, а ветер треплет ограждающую стройку ленту.
Впрочем, по словам нашего гида, одного из первооткрывателей пещеры, старшего преподавателя кафедры землеведения и геоморфологии факультета географии Таврической академии Крымского федерального университета (КФУ) им. В.И. Вернадского Геннадия Самохина, пещера Таврида на 90% готова к приёму первых экскурсантов — остались лишь финальные отделочные работы.
Ближе к трассе темнеет здание будущего научного центра, а на вершине пригорка красуется строение визит-центра. По замыслу создателей, здесь, помимо касс, будет располагаться музей древнего мира с коллекцией палеонтологических находок. Ниже вглубь склона уходит 130-метровая глубокая траншея — будущий входной портал.
Сейчас кое-где приходится преодолевать завалы из каменных глыб: это рабочие ещё расчищают и выравнивают проход.
«Проход довольно длинный, поэтому, чтобы посетители не заскучали, мы хотим украсить стены точными копиями древних наскальных рисунков, которые найдены в горном Крыму», — делится планами учёный.
Далее, полюбовавшись творчеством «предков», туристы — пока это мы — попадают в подземелье. Поскольку внутри «Тавриды» сохраняется постоянная температура воздуха в 13 градусов тепла, то организаторы планируют первую остановку экскурсантов сразу на входе. Таким образом, посетители смогут быстрее адаптироваться к подземному путешествию.
Сегодня же дует прохладный ветер, поэтому сильного перепада температуры внутри не ощущается, так что без акклиматизации сразу продолжаем путь.
«Одной из особенностей пещеры Тавриды станет возможность осмотра для маломобильных туристов на колясках. Это удорожило проект, но мы сознательно отказались от ступенек и других препятствий на маршруте», — рассказывает Геннадий Самохин.
Сейчас рабочие кладут плитку в глубине пещеры, а здесь на входе пока приходится скользить по натоптанной глиняной дорожке. Галерея достаточно высокая — иду не пригибаясь, хотя потолок, как и стены, фактурные и неровные. При этом видно отлично благодаря сияющему свету от протянутой сверху гирлянды электрических лампочек.
Замечаю прибитую к стене небольшую бумажку с цифрами «5.11». Как поясняет мой провожатый, это дата прохождения тоннеля исследователями — 5 ноября. Через пару метров видна следующая записка — «7.11». Оказывается, все завалы приходилось разбирать вручную.
«Мы думали, что здесь слой глины и убрать её не составит труда. Но чаще это оказывались глыбы размером 1-1,5 метра, которые приходилось разбивать отбойным молотком», — вспоминает Самохин.
Тоннель заманивает всё дальше и дальше замысловатыми поворотами. Я уже совершенно не ориентируюсь, где мы находимся, хотя в стороны не ведёт никаких отворотов, поэтому заблудиться здесь совершенно невозможно.
«Мы пробурили два входа специально для того, чтобы развести потоки туристов. Экскурсии будут проходить по линейному маршруту», — отмечает учёный.
Внезапно тишину нарушает тарахтение отбойного молотка, и через пару поворотов мы выходим к четвёрке рабочих, крошащих известняковые валуны.
Дальше — отрезок пути, который ещё не поддался технике — завалы камней разных размеров. Из-за этого наша скорость движения заметно снижается.
Выходим на самую настоящую подземную развилку. Геннадий предлагает прогуляться в совсем необорудованную часть пещеры, но именно оттуда началось её современное освоение. Конечно, я согласна!
Поскольку здесь не проведено освещение, то ступаем осторожно, светя под ноги фонариками на телефонах. Вдруг мой провожатый исчезает.
Оказывается, чтобы пробраться дальше, необходимо несколько метров проползти на карачках. Вот это неожиданные приключения! Ладони и джинсы сразу пачкаются глиной, а шершавый камень царапает капюшон куртки, зато в награду мы проникаем в гигантский зал, своды которого теряются в темноте.
«Слышите? Это шумят машины на трассе! Они едут прямо над нами!»
Кроме этого далёкого шелеста, тишину пещеры ничто не нарушает. Эта абсолютная непроницаемая тишина на глубине 14 метров завораживает. А ведь она могла царить здесь под землёй ещё миллионы-миллионы лет, пробей дорожные рабочие скалу на полметра выше.
Геннадий светит куда-то под купол зала — оттуда он впервые спустился внутрь Тавриды по верёвке, закреплённой за бампер машины. По его словам, исследователям пещеры приходилось карабкаться по верёвкам и приставным лестницам ещё много месяцев, пока не прокопали горизонтальный вход.
Напоследок Геннадий Самохин показывает «Сердце Тавриды» — железистое вкрапление в известняке характерной формы, и мы поворачиваем в обратный путь.
Быстро преодолеваем узкий лаз, и вот — снова свет и цивилизация, в этой галерее рабочие уже приступили к укладке тротуарной плитки. Лавируем между тачками, песочными кучами и цементными «вулканами», после чего снова выходим на уже привычную глиняную дорожку.
Из глубины тоннеля нарастает грохот, и через минуту мимо проносится мотороллер с кузовом, полным песка — ширина проходов позволяет подвезти стройматериалы с ветерком.
«Мы боялись, что из-за этого будет загазован воздух внутри, но благодаря двум входам тоннели хорошо проветриваются», — пояснил Геннадий.
Действительно, внутри дышится легко и свободно.
По пути мой проводник показывает местные достопримечательности: зал, где нашли кости саблезубых котов и гигантских гиен, а также стену с бороздами от когтей, которые оставили застрявшие внутри животные.
Послушать импровизированную лекцию Геннадия подходит бригадир Мартин Абгорян. Молодой человек рассказывает, как интересно работать на этом необычном объекте — столько нового по истории Крыма уже узнали рабочие от учёных.
И вот, наконец, тоннель выводит наружу. На солнце белые стенки известняка слепят глаза.
Самохин показывает уходящий в сторону лаз. Оказывается, это ещё не раскопанный, так называемый природный вход в Тавриду. Учёным осталось расчистить несколько десятков метров глины и камней.
«Большая вероятность, что мы наткнёмся на останки доисторических людей», — заметил Геннадий Самохин.
Пока же учёным достались лишь палеонтологические находки и минералы.
По травянистому склону поднимаемся на вершину гряды — здесь появится обзорная площадка и кафе. Отсюда, действительно, открывается отличная панорама на крымское предгорье. После суровых подземелий здешняя атмосфера радует настоящим праздником жизни вокруг: шумят машины на трассе, в вышине щебечут жаворонки, благоухают дикие травы. Кажется, что запахи и звуки воспринимаются ярче обычного.
Мимо здания визит-центра спускаемся к будущей автобусной парковке, здесь завершается наша необычная экскурсия.
Интересно будет позже вернуться в полностью отделанные тоннели и залы, чтобы сравнить впечатления.
Пелагея Попова
Фото и видео автора
Обсуждение (14)
Плитка, .....!!!! ПЛИТКА В ПЕЩЕРЕ!!!!
интересная была пещера. Жаль, недолго ей осталось
Плитка наше крымское ВСЕ!!! Если Ялтинский Заповедник анонсирует укладку плитки на горных тропах, то можем представить себе "объем освоения ФЦП"! Отсюда выводы как и куда утекают средства...
Бордюры головы и плитка разума силиконовых времён.
Мне почему то казалось, что после открытия этой пещеры, такого уникального и древнего объекта, вход в него будет ограничен и сюда ринутся толпы ученых чуть ли не со всего мира с целью его исследования и сохранения... Но видимо уже и ученых поразил современный вирус стяжательства и предпринимательства с целью "зарабатывать" деньгу...Чем то вся эта история напоминает историю с Херсонесом...Плитка, бордюры, кафе, касса при входе, еще бы заборы не забыли бы поставить, тогда будет полный комплект...
Как ни странно, но плитка - вариант нормальный. Пол там представляет натёчную глину, метров до 10 в глубину, с учётом влажности это постоянная грязюка по колено.
to Gar1291:
Все таки немного странно...Задача для любого такого объекта максимально сохранить его в первоначальном виде...Те же дорожки можно было бы делать из того же камня, который вывозят с пещеры , типа бутовой кладки или как брусчатку...
А что тут такого? Там хоть плитку штормом не смоет, как на Хрусталке. Для экскурсантов увы приходится в пещерах делать дорожки, которые обычно делались вообще из бетона. Ходить по камням и пещерной глине любят только спелеологи и в соответствующей обуви. За саму пещеру беспокоиться не стоит - пусть лучше её оборудуют для туристов и присматривают за ней, чем она станет жертвой вандалов при открытом неконтролируемом доступе.
Херсонес замостили досками, пещеру знакомой плиткой :)
Ну, плитка это ещё пол дела! А когда заборы начнут ставить!?
Ну это чуть позже. Чтобы туристы на автомобилях по пещере не ездили.
Ооооо. Это для москвичей. Еще нужно поискать ценные ямы, провалы, гроты, пустоты и выемки. Самое ценное развлечение скучающим туристам.
Прочёл материал и появилось чёткое ощущение, что с такими подходами угробят её уже в скорое время.
"Ближе к трассе темнеет здание будущего научного центра, а на вершине пригорка красуется строение визит-центрана ,на вершине гряды — появится обзорная площадка и кафе"
А "шашлык-центра" будет с наливайкой?