Опасность покупки квартир у пожилых людей из-за возможной отмены сделки через суд искусственно преувеличена, это может быть выгодно банкам. Для покупателей квартир будущие банкроты гораздо опаснее бабушек. Такое мнение в прямом эфире «На троих» высказала гендиректор сервиса недвижимости «Эксклюзив» Александра Гук.
Буря в стакане?
«На мой взгляд, эта проблема очень сильно раскручена в СМИ, на самом деле этих дел не так много. За 17 лет моей практики у меня ни одной такой сделки не случилось», – отметила Александра Гук.
Поводом для всеобщего обсуждения проблемы с продажей пенсионерских квартир стал так называемый кейс Долиной.В прошлом году певица стала жертвой мошенников. Под их влиянием она за 112 млн рублей продала квартиру 34-летней матери-одиночке Полине Лурье. Вырученные деньги Долина передала мошенникам. Было возбуждено уголовное дело, в рамках которого на квартиру был наложен арест.
В марте этого года Хамовнический суд Москвы вернул певице право собственности на проданную квартиру, а покупатель осталась без денег. Это нарушило правило положенной в таких случаях двусторонней реституции – восстановления первоначального положения дел обеих сторон сделки, а затем привело к волне народного возмущения, в том числе среди российских селебрити, и к «отмене» Долиной.
По информации Александры Гук, на самом деле в общем числе расторгаемых сделок с недвижимостью так называемые бабушкины квартиры занимают всего 3%.
Но есть и другие цифры.
Росреестр сообщил, что в 2024 году недействительными были признаны более 3000 сделок с участием людей пенсионного возраста. Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что за два года число продаж, аннулированных из-за мошеннического давления, выросло на 20%. За 2025 год такие данные, по его словам, отсутствуют, но по косвенным признакам проблема усугубилась.
Отметим, практика подобных дел начала складываться в Севастополе и Крыму. Однако решения по ним пока принимались не в пользу продавцов.
В Севастополе пожилая продавец шесть раз подряд подавала в суд с требованием признать сделку недействительной. До сих пор из-за отсутствия доказательств суды отказывали. Сейчас иск снова находится в производстве.
«В Ялте у нас была такая сделка, там пока выиграл суд покупатель в первой инстанции. Бабушка-продавец сейчас подает апелляцию. Но я думаю, что суды встанут на сторону добросовестного покупателя», – рассказала Александра Гук.
Под подозрением – банки?
На самом деле, убеждена Александра Гук, у всей этой истории с обманутыми и обманувшимися сторонами сделок есть один очевидный выгодополучатель – банки.
«Лично мое мнение, эту тему специально активно массово раскручивают, для того, чтобы наши прекрасные покупатели обращались за регистрацией в банковскую сферу и использовали систему безопасных расчетов. Сейчас как раз конкурентами нотариальным сделкам стали банки – наша крупная «пятерка», они все занимаются регистрацией сделок», – пояснила специалист.
Напомним, как раз сейчас депутаты от партии «Справедливая Россия» внесли в Госдуму предложение сделать обязательным использование банковского аккредитива для регистрации сделок с недвижимостью. Ранее эта банковская услуга носила добровольный характер.
«У банков есть сервисы, так называемая сделка с гарантией или сделка под защитой, за которые банки берут немалые проценты. Стоимость такой услуги начинается от 15 тысяч рублей и заканчивается 60 тысячами рублей. Эти услуги банки оказывают гражданам, выдавая сертификат на сделку с защитой, которая предохраняется от бабушек-мошенниц в течение от 3 до 10 лет», – пояснила Александра Гук.
При этом, помимо банковских инструментов, есть целый арсенал средств, позволяющих понять, совершает человек сделку купли-продажи под давлением или нет.
Выяснить это – задача грамотного специалиста, сопровождающего сделку.
«Обычно наши продавцы пенсионного возраста стараются продать и купить недвижимость в один день. Кроме того, конечно, следует посмотреть, например, единственное это жилье у бабушки-продавца или нет», – уточнила эксперт.
По мнению Александры Гук, в сфере сделок с недвижимостью есть другая опасная тенденция. Гораздо больше сделок с недвижимостью сегодня расторгается из-за банкротства – «там статистика похуже».
«Взрослый половозрелый человек, не бабушка, продает недвижимость, а потом в течение года признает себя банкротом, и уже управляющий, который ведет банкротство, эту сделку расторгает – как сильно ухудшившую финансовое состояние лица. У нас сейчас есть компании, которые специализируются на этом. Они прозванивают лиц, у которых есть кредиты или они интересовались ипотекой по новостройкам, и предлагают обнулить долги. И вот это как раз одна из весомых причин расторжения сделок», – подчеркнула эксперт.
Полина Ласькова
