Следственный комитет изучает ситуацию с блокировкой проезда и требованием платы в севастопольском СНТ «Строитель» в районе Молочной балки. Доложить о результатах проверки поручил глава Следкома РФ Александр Бастрыкин.
Надежда на СК
Разбирательство началось после того, как проживающие в садовых товариществах хутора Отрадный записали видеообращение к председателю СК России Александру Бастрыкину. Они пожаловались на нарушение их прав на беспрепятственный и бесплатный проезд к своим домам.
«Ранее в собственность СНТ «Строитель» передан участок автодороги, ведущей в населённый пункт, на котором установлен шлагбаум. В результате граждане, проживающие в отдалённой части хутора, лишены возможности беспрепятственного проезда к своим домовладениям, так как за каждое пересечение границы товарищества с них взимается денежная плата», – указано в сообщении Следкома.
ForPost уже писал о трёх автоматических шлагбаумах в районе Молочной балки, которыми отрезали от мира жителей сразу пяти СНТ.
По одному из шлагбаумов власти приняли решение о демонтаже – его установили на городской земле. Решение судьбы двух других к компетенции департамента городского хозяйства не относится, так как они расположены в границах СНТ «Строитель».
Люди, вынужденные платить за то, чтобы попасть на свой участок, обеспокоены и ситуацией с проездом машин скорой помощи и МЧС. По их информации, в октябре и ноябре этого года автомобили экстренных служб не смогли вовремя прибыть для оказания помощи жителям.
Отмечается, что владельцы участков неоднократно пытались решить проблему через различные инстанции, однако обращения результатов не принесли.
Платная дорога
В законности платной дороги усомнились ещё на этапе установки шлагбаума в СНТ «Строитель». Так, жители СНТ «Южный» утверждали, что с каждого домовладения за право пользоваться шлагбаумом требуют 10 тысяч рублей. Альтернативного проезда, по их словам, нет: товарищество находится в середине массива и не граничит с городскими дорогами.
«Договора не подписываются, ценообразование не разъясняется. Деньги отдать нужно либо лично в руки какому-то человеку, который этим занимается, и при этом не будут даваться подтверждающие документы об оплате, либо необходимо лично переслать деньги на его карту», – писала летом 2025 года одна из обратившихся к губернатору жительниц СНТ «Южный».
Женщина задавалась вопросом: правомерны ли действия по установке шлагбаума и взиманию платы за проезд.
«В нашем товариществе 60 участков, в товариществе «Строитель» около 300. Если даже половина членов внесёт указанную сумму, это уже будет 1 800 000 за шлагбаум, а желающих проехать в свои дома будет значительно больше», – приводит нехитрую арифметику жительница СНТ.
Внести определённую сумму на установку шлагбаума люди были не против – при условии, что эта сумма будет адекватной, а все связанные с деньгами действия будут сопровождаться документами.
«Документы обещают выдать после установки шлагбаума, но деньги вперёд. В устной форме сообщают, что для тех, кто захочет пользоваться дорогой после установки шлагбаума, стоимость будет дороже», – писала другая жительница СНТ «Южный» в июле 2025 года.
По обращению севастопольцев в Главном следственном управлении СК России по Республике Крым и городу Севастополю организовали процессуальную проверку. Её ход контролируют в центральном аппарате ведомства, а председатель Следкома России Александр Бастрыкин ждёт доклада о промежуточных результатах.
Стоит отметить, что это не единственный случай блокировки проезда в СНТ и требования платы в Севастополе: летом платный проезд организовали также в посёлке Сахарная Головка. Там дорогу на Полезном шоссе перекрыло ООО «Севастопольский»
Алина Громова

Т.е. возмущаются тем, что не пускают ездить по чужой территории? Какая прелесть!
Мы в своем кооперативе тоже установили забор, поставили ворота и калитки. Крику было от тех, кто привык ходить и ездить по нашим дорогам в свои кооперативы!
Деньги брать нельзя, а огородиться и закрыться нужно. Не те времена сейчас, чтобы нараспашку открытыми быть.
всем назначат сервитут
плаатный)
Странная история. Почему председатели двух СНТ ("Строитель" и "Южный") не могут сообща решить проблему?
Или же городская власть допустила ошибку, когда передавала участок дороги в собственность СНТ "Строитель", позабыв о том, что эта дорога ведёт не только в СНТ "Строитель", но и в СНТ "Южный".