Роскомнадзор за сутки заблокировал и ограничил доступ к двум популярным сервисам. Первым стал Roblox, он пользовался спросом у подростков. Подробнее про него мы писали в отдельном материале. Вторым — FaceTime, он востребован среди представителей бизнеса.
Эксперты по кибербезопасности и в IT-сфере объяснили, почему РКН так рьяно борется с зарубежными сервисами.
Ограничение FaceTime
Сегодня утром, 4 декабря, стало известно об ограничении доступа к сервису FaceTime. Он используется для видео- и аудиозвонков на iPhone, iPad и Mac — продукции американской компании Apple.
«По информации правоохранителей, FaceTime применяют для координации террористических действий в стране, вербовки исполнителей, а также для совершения мошеннических и других преступлений в отношении граждан. На этом основании Роскомнадзор [РКН] принимает решение о введении ограничительных мер в отношении сервиса», — цитирует ТАСС пресс-службу Роскомнадзора.
Зампред думского комитета по информполитике Андрей Свинцов заявил, что ограничения в отношении Apple, «финансирующей войну против России», он считает обоснованными, и напомнил, что компания покинула российский рынок и не соблюдает местные законы. Он предложил гражданам переключаться на мобильную связь и государственный мессенджер MAX, сообщает «Газета.ру».
Новый подход к блокировкам
РКН обновил настройки технических средств противодействия угрозам [ТСПУ], которые стоят у операторов связи и фильтруют трафик, сообщает РБК.
В результате этих IT-манипуляций стали сбоить сервисы, популяризация которых в России запрещена. С их помощью пользователи обходят блокировки.
Регулятор таким образом не просто блокирует отдельные сайты, а усиливает именно фильтрацию зашифрованного трафика, меняя подход к борьбе с запрещённым контентом, указывают опрошенные РБК эксперты.
В частности, РКН начал активно блокировать три VPN-протокола — SOCKS5, VLESS и L2TP. Они в последние месяцы стали массово использоваться для обхода блокировок, поэтому попали под прицел систем ТСПУ, подчёркивает независимый эксперт рынка информационной безопасности Лука Сафонов.
Формальный запрет VPN-сервисов в России не вводился, но режим их работы постепенно ужесточается. С 2017 года они обязаны блокировать доступ к ресурсам из реестра запрещённой информации, в противном случае Роскомнадзор ограничивает работу уже самих сервисов. В 2024 году вступили в силу поправки, запрещающие распространение сведений о способах обхода блокировок.
По словам эксперта по информационной безопасности Алексея Лукацкого, сейчас регулятор сместил фокус на более «хитрые» и скрытые протоколы VPN, поэтому блокировки проявляются как хаотичные сбои, а не как одномоментное отключение всех сервисов.
Для пользователей это означает рост стоимости и сложности обхода ограничений. По оценке экспертов РБК, массовые и дешёвые VPN будут «ложиться» первыми, людям придётся чаще менять протоколы и приложения, а стабильная работа станет исключением.
Гендиректор «Эффорт Телеком» Алексей Тарасов отмечает, что действия Роскомнадзора носят плановый характер и нацелены на изменение пользовательских привычек в пользу «доверенных» российских сервисов.
В этом контексте развивается практика «белых списков», когда приоритет получают ресурсы, строго соблюдающие российское законодательство, а всё остальное за счёт блокировок и фильтрации постепенно вытесняется из поля зрения обычного пользователя, подчеркнул эксперт.
Логика блокировок Роскомнадзора
В этой работе нет ничего страшного, считает эксперт по кибербезопасности Александр Алексеев.
«В остальном мире абсолютно нормально, когда государство формирует политику в отношении того, чем пользуется народ, и задаёт общую рамку отношения к технологиям и сервисам. Для нас это неприятно, но это объясняет логику того, что сейчас происходит на IT-рынке», — сказал ForPost Алексеев.
Ограничение доступа к FaceTime — продолжение политики по вытеснению с российского IT-рынка неконтролируемых сервисов, считает наш собеседник. Он уверен: для компании Apple не имеет значения, пользуются россияне FaceTime или не имеют к нему доступа. А раз так, то американская компания не будет как-то пытаться снять ограничения РКН, считает наш собеседник.
А вот ситуация с Roblox куда сложнее, отметил эксперт по кибербезопасности. Наш собеседник — отец троих детей. Несмотря на жёсткий контроль за тем, что смотрят и какими сервисами пользуются дети, Алексеев не смог уберечь девятилетнюю дочь от общения в Rolbox со странным 40-летним пользователем.
«Сейчас Roblox — это не только развлечения, это и расширение педофилии, которую невозможно контролировать. Дети нередко получают доступ к комнатам и чатам старшей возрастной категории, что приводит к тяжёлым последствиям для психики: у некоторых школьников просто едет крыша, потому что они получают доступ к контенту 18+, к которому вообще не должны иметь доступа», — сказал Алексеев.
В этой ситуации, считает эксперт, компания должна быть социально ответственной. Однако собственники Rolbox не подчиняются российскому законодательству, все просьбы наших властей игнорируются.
Что делать государству? Ограничивать доступ: иного пути решения проблемы сейчас нет, считает Алексеев. Он напоминает, что подростки всегда воспринимают запреты болезненно, но «именно ограничения часто спасают их от последствий детской вседозволенности».
Штаб-квартиры разработчиков должны быть в России
Наш собеседник уверен: если бы штаб-квартира разработчиков того же Roblox находилась в России, ситуация была бы иной:
«К ним бы просто время от времени наведывались компетентные органы с вопросом, почему у вас взрослые мешают маленьким девочкам и почему дети девяти лет получают доступ к контенту 18+ и потом поджигают квартиру. Их бы штрафовали, а иногда и сажали. Необходимость в блокировке отпала бы сама собой».
Зампред думского комитета по информполитике Андрей Свинцов уверен: давление на иностранные сервисы должно спровоцировать «бум» отечественных IT-решений: появление новых российских мессенджеров, соцсетей и видеоплатформ, развитие экосистем на базе маркетплейсов и выход национальных цифровых продуктов на международные рынки на фоне быстрого «выдавливания» западных решений.
К слову, об отечественных сервисах.
В Москве 11 декабря презентуют Tags&Talks — чат-платформу, которая совмещает функции мессенджера, форума и соцсети и строится вокруг маленьких микросообществ по интересам. Её создатель, маркетолог и венчурный инвестор Станислав Должиков, считает, что России нужны собственные цифровые продукты, опирающиеся на национальную идентичность и равноправное общение, а не на «накрученные» каналы с десятками тысяч случайных подписчиков.
В Tags&Talks пользователи объединяются в компактные группы — «100 друзей», которые обсуждают важные им темы без токсичности и флуда, на доверии. Внутри каждого сообщества есть несколько тематических чатов, и человек получает уведомления только по тем веткам, которые сам выбрал.
Также набирает популярность отечественный мессенджер MAX. По данным на середину ноября, его аудитория достигла 55 млн пользователей. В среднем в сутки MAX пользуется 22,1 млн человек. Рекордный показатель был зафиксирован 6 ноября — суточный охват составил 25,6 млн пользователей, сообщает РБК.
Роберт Вочовский
