Крым

Раскопки варварской крепости в краю цикламенов Крыма принесли находки экстра-класса

Эта территория глубоко исследуется учёными впервые в истории.

Фото:
Пелагея Попова|ForPost
Три золотые пластины с изображениями парящих орлов найдены в городище Мелек.

Археологи представили результаты первого года работы на новом памятнике истории Крыма — городище и поселении Мелек, существовавшем с IV века до нашей эры по IV век нашей эры. Заместитель директора ГБУ РК ИАМЗ «Неаполь Скифский» Ирина Шкрибляк поделилась с ForPost подробностями.

Загадочный донжон

Крымская Предгорная археологическая экспедиция музея-заповедника «Неаполь Скифский» неслучайно выбрала для раскопок горный массив Кубалач, больше известный как единственное место произрастания цикламен в Крыму, чем своими памятниками древности. Когда в 2014 году здесь наметили провести высоковольтную ЛЭП «Каффа-Симферополь», крымские археологи провели разведку. Тогда, вспоминает Ирина Шкрибляк, в одном из шурфов нашли столько битой керамики, что сразу стало понятно: где-то поблизости некогда располагался крупный город.

С тех пор историки неоднократно сюда наведывались, но только в конце 2023 года Российский научный фонд выделил деньги и у учёных появилась возможность провести масштабные исследования этой местности.

«Мы поделили Кубалач на зоны, и пока обследовали северо-западную его часть. Это лишь одна треть от всего запланированного объёма, но уже результаты впечатляющие», — подчеркнула собеседница ForPost.

Основные силы экспедиции в этом году были направлены на раскопки крупной варварской крепости на вершине горы Мелек. Предположительно цитадель существовала несколько веков — с I века до нашей эры по IV век нашей эры и занимала площадь около гектара. При этом поселение вокруг простиралось на сотню гектаров.

Цитадель в городище Мелек на Кубалаче венчала квадратная башня-донжон. Фото со стенда выставки.

Историк подчеркнула, что оборонительные сооружения дошли до нас в хорошем состоянии, но о том, что крепостью владели поздние скифы, учёные прежде не знали: по местным легендам, здесь находились развалины армянского монастыря. Теперь картина прояснилась.

«Нам удалось локализовать на местности полностью план крепости: пробурили шурфы и выявили все точки обороны, — описала находку археолог. — Система защиты цитадели была сложной благодаря тому, что приспособлена к рельефу: на скальном мысу располагалась башня-донжон, к которой со всех сторон примыкали стены, а там, где было возможно, дополнительно находились башни и воротные проезды».

Донжон в переводе с латыни — «главная башня», представляет собою крепость внутри крепости. В отличие от башен, которые расположены по периметру крепостных стен, центральная башня находится внутри, обычно в самом недоступном и защищённом месте, но связана со всем сооружением.

Центральная башня поселения Мелек была квадратной в плане и её стены возвышались над местностью на высоту не менее четырёх метров. По версии археологов, донжон состоял из трёх этажей, где внизу хранились припасы, на среднем уровне «работали», а верх использовался как наблюдательный пункт.

Судя по найденным артефактам, на рубеже эр в цитадели произошёл пожар. После этого внутренняя часть башни почти пару веков оставалась в руинах. Лишь в III веке н.э. оборонительные сооружения крепости отреставрировали и укрепили, но через столетие произошла новая военная катастрофа, от которой Мелек больше не оправился.

Знатный всадник

Большинство древних некрополей и поселений Кубалача пострадали от рук «чёрных» копателей, которые в 1990-е годы изъяли львиную долю ценных артефактов. Однако в этот раз археологам улыбнулась удача.

«Только в одном донжоне мы нашли огромное количество лепной лощёной и нелощёной посуды, в том числе крупных сосудов для хранения продуктов», — поделилась подробностями Ирина Шкрибляк.

Кроме этого, на территории крепости Мелек под одной из стен было найдено погребение взрослого всадника, которое можно датировать началом VII века н.э. (раннее средневековье). Рядом со скелетом мужчины оказалось зарыто «чучело коня». По словам собеседницы, подобные находки не редкость в Крыму.

Тремисс императора Фоки найден среди останков древнего всадника.

Покойный владелец животного, судя по сопутствующим предметам, был знатного происхождения.

«На остатках его костюма мы нашли три нашивные аппликации из золота: на квадратных пластинах различимы изображения парящих орлов. Кроме этого, у него был серебряный ременной гарнитур. Это всё вещи экстра-класса и, видимо, сделаны в мастерских на территории Европы, явно не крымские», — подчеркнула собеседница.

И добавила, что также среди останков всадника был найден золотой тремисс (монета византийского императора Фоки), а также железные удила и стремя.

Серебряный ременной гарнитур и железное стремя.

Оживлённый Кубалач

Помимо захоронения, в одном из шурфов на территории поселения Мелек, археологи обнаружили ещё более ранние следы присутствия человека. По предположению Ирины Шкрибляк, их оставили тавры, которые обитали на Кубалаче до скифов. Судя по обилию находок, древние кочевники почитали эти места и проводили здесь различные ритуальные церемонии.

Новые факты позволяют учёным предполагать, что эти места были популярны у «крымчан» во все эпохи, кроме нынешнего времени.

«Сейчас на Кубалаче практически никто не живёт, а в эпоху бронзы, раннего железного века, при скифах и поздних скифах регион был супернаселённый. Селения возникли на торговой артерии, соединяющей Боспор и Неаполь Скифский с Херсонесом. Судя по нашим предварительным разведкам, здесь находилось не менее десятка укреплённых городов», — уточнила историк.

По её данным, эта система поселений пришла в упадок с началом Великого переселения народов в IV веке нашей эры. Люди вернулись в эти места лишь во времена Крымского ханства.

На раскопках городища Мелек. Фото со стенда выставки.

Больше подробностей о жизни наших предков станет известно по итогам дальнейших раскопок, которые «Неаполь Скифский» продолжит в 2025 году.

С найденными артефактами любой желающий может познакомиться на выставке, открытой до 30 декабря в усадьбе Палласа на территории ботанического сада КФУ имени В.И. Вернадского.

Пелагея Попова

Фото: Пелагея Попова|ForPost

37465
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (5 голосов)

Обсуждение (1)

Profile picture for user elise
808
elise

Кстати, "Мелек" в переводе с тюркского - "ангел". 

Главное за день

Какой след 2024 год оставил в истории Крыма

Полуостров отметил десять лет в составе России.
13:20
0
188

Чудеса случаются, если в них не только верить: техника исполнения желаний оказалась проста

«Вопрос действительно серьёзный, особенно для кризисных времен».

18:30
0
785

Интерактивные зарисовки крымских редкостей получили признание и любовь россиян

Как местная художница решилась на создание графических «записок натуралиста».
15:16
1
358

Как крымчанка вяжет из бисера элитную бижутерию

Мастерица поделилась нюансами творческого бизнеса.
17:18
2
69775