Автопроизводители из КНР вряд ли пойдут на строительство собственных производственных мощностей на территории России по целому ряду причин.
Такое мнение ForPost высказал заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто.
Россия хочет
Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов сказал, что Россия предлагает КНР разместить на территории РФ производства собственных авто.
По словам Титова, именно этот вопрос планируется обсудить в июне на встрече с китайскими автоконцернами. На неё, по его словам, уже зарегистрировалось 40 компаний.
«Наше правительство предлагает переключаться с поставок готовых машин на их производство в Российской Федерации. Мы должны встретиться и понять правила игры — каким будет наиболее эффективный путь входа на российский рынок», — рассказал бизнес-омбудсмен.
Встреча планируется в рамках работы Российско-китайского комитета мира, дружбы и развития, председателем российской части которого является Борис Титов.
Давняя история
Заместитель главреда журнала «За рулём» Игорь Моржаретто рассказал, что история взаимодействия китайских автопроизводителей с нашей страной давняя, но пока не особо результативная.
По его словам, в первом десятилетии нынешнего века китайский автопром активно пытался зайти на территорию РФ и построить здесь свои производства.
Иными словами, речь шла не о крупноузловой сборке из китайских машинокомплектов, а о полноценном производстве с локализацией в России.
«Но им отказывали, считая, что тем самым китайцы вытеснят отечественный автопром. Например, компании Chery в этом было отказано четыре раза. В итоге в России есть только один завод в Туле китайской компании GreatWall, где производится марка Haval», — рассказал эксперт в беседе с ForPost.
К слову, производство в Туле появилось по договорённости на самом высшем уровне, то есть об этом лично договаривались президент РФ Владимир Путин и глава КНР Си Цзиньпин.
Большой риск
По словам Игоря Моржаретто, сейчас ситуация изменилась. Однако сами китайцы уже не рвутся в Россию по ряду причин.
И главная состоит в том, что для китайского автопрома строительство производств в РФ сейчас выглядит крайне рискованно.
«Это будет означать попадание под американские и европейские санкции. Но рынок РФ для КНР слишком мал, чтобы так рисковать. В прошлом году в РФ был продан 1 млн новых машин, в нынешнем, возможно, будет реализовано 1,5 млн авто. А внутренний рынок Китая — это 30 млн автомобилей в год. Иными словами, риски несопоставимы с выгодой», — пояснил Игорь Моржаретто.
К тому же китайцы помнят, как в начале 2022 года из России уходили западные автоконцерны, отдавая производства за копейки.
Что будет
По мнению Игоря Моржаретто, пока сотрудничество с КНР в сфере производства авто для России возможно лишь в том виде, как это происходит сейчас.
«То есть это крупноузловая сборка российскими компаниями китайских машин под своими марками. Так делают «Москвич» и «Соллерс», например. В таком случае все финансовые риски ложатся на российскую сторону», — отметил эксперт.
Менять что-либо в этой конфигурации для КНР вообще не имеет какого-то существенного смысла.
«На самом деле выгоднее всего для китайцев — просто привозить в Россию готовые автомобили», — резюмировал Игорь Моржаретто.
Андрей Мединский
Обсуждение (7)
А сами мы уже всё? Не могём? Только военную технику? А бытовую технику и сковородки на китайского дядю...
Николай Орлов,
Вот пускай тот "китайский дядя" теми сковородками с бытовой техникой, что сам сделал, и пользуется.
Николай Орлов,
Ну почему же, говорят Владимир Владимирович был поражен обилием в Пекине современных автомобилей "Москвич" китайской сборки.
О чем вы? У нас саморезы китайские. Ничего своего.
Как-то пару лет назад, Матвиенко сильно была удивлена тем, что и гвозди у нас не производят... с высокой трибуны возмущалась! Интересно, если её теперь спросить, что изменилось от тех её возмущений!?
Завод на самом деле построить совсем не долго. На заводе должны работать люди, квалифицированные... окончившие хотя бы ПТУ. А в стране, где выпускают менеджеров и юристов, на таких заводах работать будет некому. Кто в здравом уме доверит "папуасу" сборку сложной техники!? На сегодня "папуас" не может собрать даже "Жигули", что выпускали его предки!
Разные службы ждут, чтобы с проверками и инструкциями помочь разориться предприятиям...