Комиссия конгресса США не увидела отказа Китая от поддержки России.
Разумеется. А зачем отказываться? Взять хотя бы автопром. Качество китайской автопродукции очевидно улучшается, в результате отечественные водители переходят на неё. В первой половине 2023 года поставки китайских автомобилей в Россию выросли на более чем 500 процентов. А доля их в общем импортном объёме превысила 95 процентов.
За три квартала 2023 года в РФ продано более 700 тысяч новых легковых автомашин, более 70 тысяч лёгких коммерческих автомашин, более 100 тысяч грузовиков и более 13 тысяч автобусов. Рынок демонстрирует рост по разным позициям от 25 до 85 процентов.
При этом стоит понимать, что не все проданные в РФ автомашины импортированы из Китая и других дружественных государств. Всего за первые три квартала 2023 года в РФ было произведено более 350 тысяч легковых автомашин (рост на почти 3 процента), около 120 тысяч грузовиков (рост на почти 15 процентов), более 15 тысяч малых автобусов (рост на почти 80 процентов), 1200 больших автобусов (рост на почти 8 процентов). Если смотреть в целом, то доля импортных марок среди выпускаемых легковых машин в РФ составляет более 20 процентов, грузовиков — почти 1,5 процента, автобусов разных классов — более 15 процентов.
Надо понимать, что в легковом сегменте лидеры по продажам — это АвтоВАЗ и пять китайских марок: «Черри», «Хавал», «Джили», «Чанган» и «ОМОДА». Среди легковых коммерческих машин лидируют ГАЗ и УАЗ. Среди грузовиков лидеры — КАМАЗ, «СИТРАК», «ШАКМАН» и «ФАВ». Совершенно понятно, что, если судить по продажам, то у китайского автопрома есть резервы для расширения и реализации, и производства по всем категориям ТС на территории РФ.
В вопросе о целесообразности размещения в РФ китайских автопроизводств серьёзную роль играют цены кредитования, рабочей силы, уровень её квалификации, а также количественная и возрастная структура.
В настоящий момент в отечественном автопроме задействовано почти 300 тысяч человек. В случае размещения китайских производств промышленно-производственная структура рабочей силы потребует серьёзных изменений. К примеру, в нынешнем году средняя з/п в российском автопроме выросла почти на четверть, составив около 65 тысяч рублей, а это несколько выше средних показателей стоимости рабсилы в китайском автопроме. Разумеется, это не простимулирует Китай к размещению автопроизводств в РФ.
Кроме того, и ставки по кредитованию организации производства в РФ не конкурируют с китайскими. При этом, в совокупности китайские марки по всему спектру номенклатуры (за исключением автобусов) количественно опережают якорные российские марки даже без существенной локализации в РФ. Повторюсь: граждане РФ переходят на китайский автопром в силу роста его качества.
Тем не менее, структура продаж импортных машин показывает, что при замещении китайскими машинами японских и корейских авто (чьи производители ушли из РФ из-за санкций) доля реализуемых отечественных автомобилей Lada кардинально не снижается. Можно сделать простой вывод, что наши соотечественники приобретают то, что имеется на рынке, и то, что они в состоянии себе позволить.
А значит, если широко впустить «китайцев» в Россию, они могут похоронить отечественный автопром. Вопрос: оно нам надо?
Читайте по теме: В погоне за иллюзией: дорогие россияне и недвижимость в Турции
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
китай продолжает богатеть