Аргументация в поддержку строительства рядом с ЦКБ «Черноморец» нового фешенебельного отеля становится всё хитроумнее, но при этом — не убедительнее.
Так, в эфире правительственного телеканала рассказали о том, что в 1970-х годах рядом с основным корпусом «Черноморца» мог появиться ещё один — лабораторный. И такой план действительно был — ForPost нашёл упоминание о нём в книге «Центральное конструкторское бюро „Черноморец“. Творческий путь 1947–2007».
«Раз тогда хотели второе здание — что дурного в этом сейчас?» — прозрачно намекнули авторы сюжета.
В Севастополе, трепетно берегущем все осколки истории, такой аргумент мог бы сработать. Вот только есть у севастопольцев и другое свойство — всё помнить и критически относится к тому, что им подают как непреложные истины.
Так, в городе помнят, что в 70-е годы свободной оставалась вся площадка от ЦКБ «Черноморец» до штаба ЧФ, включая участок под ул. Воронина, 10. Это значит, что в случае строительства новый корпус не громоздили бы между существующими зданиями.
В любом случае этот план — вовсе не аргумент в пользу отеля-новостроя, настаивает член правления Союза архитекторов Севастополя Наталья Безнос. Тем более что даже в тех условиях от второго корпуса решили отказаться.
Публикуем её комментарий полностью.
"Архитектура должна быть органична ландшафту"
Равняться на 70-е годы не стоит, и вообще об этом даже вспоминать не стоит. Градостроительный комплекс Центрального городского кольца был включён в список памятников архитектуры местного значения в 1980 году, и до 2019 года он охранялся как единый ансамбль. Нынешнее историческое поселение имеет статус уже федерального значения, то есть любые изменения можно вносить только через Минкульт РФ.
Однако в законодательстве есть лазейки, которыми и пользуются чиновники. Так, в апреле 2019 года «Градостроительный комплекс городского кольца Севастополя» был исключён из реестра ОКН. В Севнаследии сочли, что достаточно охранного статуса каждого из зданий.
Надо добиваться, чтобы этот комплекс, созданный как единый ансамбль, был восстановлен в реестре ОКН, но уже как памятник федерального значения, — его историко-культурная и градостроительная значимость уникальна по многим параметрам.
Мало ли что тогда принимали. У Григория Борисовича Бархина, например, когда он делал Генеральный план послевоенного города, на площади Нахимова была размещена стометровая башня Победы. Это в три или в четыре раза больше, чем семиэтажное здание исполкома, которое сейчас возвышается там надо всем. Сейчас уже, в общем-то, все признают, что это ошибка, что не надо было этого делать. До 100-метровой башни, слава богу, дело не дошло.
Тогда просто другой подход был — гигантские ансамбли как бы демонстрировали мощь государства и величие подвига народа. А мы должны исходить из сегодняшнего дня, и то, что там намечали когда-то, не может служить оправданием сегодняшних желаний застройщика. Тем более что это и тогда-то не было реализовано.
Если во дворе ЦКБ лабораторный корпус планировался, то это наверняка было небольшое здание, не более двух этажей, как, к примеру, лабораторный корпус ИнБЮМа. Оно было бы чуть больше, чем стоящие там гаражи, и его действительно не было бы видно даже с улицы Воронина — разве что крышу. То есть это разные вещи: что планировалось тогда и что предлагают сейчас.
Возмущает меня и то, что говорят о Гинзбурге и мастерской Гинзбурга — о некой преемственности. Моисей Яковлевич Гинзбург в своих разработках Генплана Севастополя 1943 года, так же как и Бархин, формировал центр города как систему гигантских мемориальных ансамблей, протянувшихся от площади Нахимова до Исторического бульвара. Просто победил тогда Бархин, так как он работал в стиле советского классицизма, а Гинзбург был конструктивистом, которых Сталин не признавал.
Все их предложения не были увязаны с масштабом не только сохранившейся застройки и планировки, но и с масштабом природного ландшафта и, к счастью, не были реализованы. Взаимодействие архитектуры и ландшафта является главной ценностью застройки исторического центра Севастополя, которую удалось сохранить и воссоздать. От планировки Бархина, а тем более Гинзбурга, действительно ничего не осталось. И это легко доказать.
Возьмите любой дореволюционный Генеральный план Севастополя, лучше — 1910 года. Сравните его с генпланом Бархина и сегодняшней картой Севастополя. Попробуйте найти хоть что-нибудь, что перешло бы из генплана Бархина в сегодняшний день и чего не было бы на плане 1910 года. По его проекту успели только снести здание Морского собрания. Оно было повреждено, но его можно было восстановить. Здание стояло примерно там, где сейчас у нас Вечный огонь. То есть они расчищали площадь для 100-метровой башни.
От этого здания по верху должна была идти широкая аллея прямо до Исторического бульвара. Посередине нашего городского холма, рядом с Петропавловским собором, должна была быть ещё одна огромная площадь — тоже с величественным зданием. Причём планировка центра примерно одинаковой была и у Бархина, и у Гинзбурга. Однако корректировка Генплана и проекта детальной планировки центра, выполненная к 1949 году Артюховым и Арефьевым, спасла нас тогда от гипертрофированных объектов.
Подробнее о несостоявшихся помпезных проектах восстановления Севастополя рассказывала профессор МАРХИ и СевГУ, историк архитектуры Елена Овсянникова.
Бархин и Гинзбург — архитекторы великолепные, но время было такое: предлагались широкие аллеи, массивные, огромные здания, которые показывали мощь нашей страны, грандиозность Победы. В архитектуре был определённый пафос, вот и всё. Если бы их задумки были воплощены в жизнь, я считаю, это было бы ужасно — город был бы раздавлен ещё тогда.
Такие грандиозные строения не соответствуют нашему ландшафту. Почему здание Панорамы не поставили на Малаховом кургане? Да потому что оно огромное — и Малахов курган просто раздавило бы. Высота Исторического холма хоть и меньше, но по площади он больше, и здание Панорамы хорошо держит. А ещё потому, что тогда нужно было бы сносить остатки Корниловской батареи, а так первый её этаж был сохранён. Потому что в то время думали, предлагали что-то умеренное, не было никаких громадин, всё подстраивалось под ландшафт.
Все памятники у нас небольшие — и тем не менее значимости своей не теряют. Вот, памятник Затопленным кораблям маленький, а весь мир его знает. А чем он хуже Родины-матери?
Наталья Безнос, член правления Союза архитекторов Севастополя
Обсуждение (18)
Вот это тема, я понимаю, давайте заглянем в прошлое и там покапаемся... Например, кто и когда наделал такие новоделы на центральном кольце Севастополя, что глядя сейчас, просто нет слов, тем уродствам, что они сделали.
Или может не будем вподаться в подробности, а примем реальность, кто смог и сделал, тому и быть в Севастополе, а то начнётся, эти за, а эти против и так до без конца.
Наталья, спасибо. Умный комментарий человека, знающего и любящего Севастополь.
Реставрации здания ЦКБ "Черноморец" - ДА. Новому зданию - НЕТ.
Развожаев, Лобач, Алтабаева, Белик, Кулагин, Камзолов, Кирюхина, Колбин, Пирогов, Немцев - представители "Единой России". Мы всё помним!
Только один вопрос - будем думамать о сохранении Исторической целостноти центрального кольца Севастополя или продолжать писать дифирамбы тем, кто соответствует сиюминутным ожиданиям и простесты тем, чьи мнения отличаются...
Н.Безнос - профессиональный архитектор,член Союза архитектров Севастополя,принимала участие в разработке Приказа Минкультуры "О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения".Досконально знает истолрические ценности Севастополя,подлежащие охране,в отличие от руководителей без профильного образования И.Масликовой и М.Жукалова. Севнаследие уже потопталось на Приказе МК "О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения... по-хамски исключив из предметов охраны Городское кольцо и вид с моря на мыс Хрустальный,панорамное раскрытие на который с моря убито бетонными монстрами бескультурного кластера.Но не везде дотянулись шаловливые ручонки.
Согласно ПРИКАЗУ Минкультуры РФ от 07.06.2021 N 798
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 К ПРИКАЗУ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ОТ 11 ЯНВАРЯ 2016 Г. N 2 "О ВКЛЮЧЕНИИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ В ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИИ ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИИ И ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРОД СЕВАСТОПОЛЬ",охране подлежит :
Ансамбль Центрального холма...
и ,среди его улиц,и ул.Воронина.
Поэтому объединенную охранную зону с отсутствием защитной зоны ОКН и не соответствующую приказам Минкультуры,как и утверждающее ее постановление фаната "крепкой Турции" - в топку.
Статус исторического поселения Севастополь получил 11 января 2016 г.,а вместе с ним защитные зоны ОКН,которые запрещено застраивать,согласно ст.34.1 ФЗ-73.Озелененный дворик,прилегающий у ОКН,является защитной зоной,поэтому бессмысленно вспоминать планы 70-х,к тому же на изменившемся ландшафте.
strelec,
Спасибо.
Так может быть губернатор и не удосужился прочитать все приказы Минкульта. У него свои приказы.....
А вот и ответ "авторам": раз тогда не сделали - не сделаем и сейчас)))
Еще один весомый голос из професионального сообщества
Как бы так лучше выразится, помните шутку про Гондурас, который зудит? Так вот у начальников зудит все " улучшить ".
вот десять лет сплошного зуда и расчесов, а
Ты помнишь как все начиналось?
Вдруг парапет на Нахимова
пал в улучшайзинг.....
так уже по теме накомментили, продолжу про улучшайзинг, к примеру фото из архива -
вид с Б.Морской на ул. Воронина - прекрасная опора освещения, не так давно произведенная на СМЗ, так оказывается там литейка была). В конце 70х. ИТРы откушали пельменей в обед и возвращаются на рабочие места. Это шутка. А еще видны антенны ТВ, метрового диапазона, их много, что говорит о числе ТВ приемников у обитателей слободки, отсталое аналоговое тв системы секам.
А самое главное, на Б.Морской 2х стороннее движение,а на пл.Революции круговое.
Сколько осталось площадей с круговым движением? Все в приоритетах и разметке, со столбиками. Улучшайзинг.
Так вот ,все что вокруг ЦКБ это улучшайзинг.
Посмотрите на труды мастерской внука https://ginzburg.ru/projects
https://ginzburg.ru/projects/hotels, ну ведь красиво,правда?
Самое место на Северной там в Любимовке ,не на Учкуевке.
Зачем же вписываться в ........... исторического и архитектуного наследия?
Снесите ТЦ по ул. Воронина, невелика потеря. И на этом же самом месте постройте то что считаете нужным. Но не выходя за габариты. Переделайте Детский Мир под отель, тоже не выходя за габариты. Но зачем загромождать ул. Воронина, зрительно и функционально?
Губернатор, который типа выбран народом! Проведи опрос среди жителей и поставь точку.
Иоанн,
Очень опасно надеяться на опросы и референдумы, зная как лихо умеют сфальсифицировать результаты. Поверьте мне как честному наблюдателю на выборах.
Удивляемся, что к власти в Европе пришли дегенераты с пятью классами образования. Получается, что везде так.
Ох и уперся Мишико в эти корпуса, может компетентным органам все таки проверить в чем там действительно дело. Ну не может карьерист только ради своей карьеры так остервенело продавливать не свои хотелки.
техник,
Так упёрся он вместе с представителями зак. собрания, потому что подписал Договор на строительство с господином Костином. А теперь куда же денешься, с Банкиром не повоюешь. Куда проще поставить к ноге севастопольцев. Представляете какой гембель устроит Банкир за отказ..... Вот и вертится.....
вполне себе литературно, синоним
или чему либо
?
Опять Черноморец. Да сколько же можно?
Валерий Ковриков,
Пока хотелки на застройку исторического центра не переведутся..
какая прелесть, повозки на дорогах, дороги пустые, переходить дорогу можно было где угодно, никто тебя не обляпает из лужи, дизелем не воняет, подъезды не заставлены, скорые и пожарные свободно проезжают, зачем все ленивые отбитые свино-дятлы покупают себе автомобили? вот она свобода же, надо ограничить право на владение машин -
вот от этих цифр разрешить владеть одним авто не более 15% горожан(полицейским, врачам, пожарным без очереди) и всё, город дышать будет!
"Надо добиваться, чтобы этот комплекс, созданный как единый ансамбль, был восстановлен в реестре ОКН, но уже как памятник федерального значения, — его историко-культурная и градостроительная значимость уникальна по многим параметрам." Здешняя публика не хочет, уже проверенно, им бы кого покритикавать или кому хвалебы пописать. Тогда возникает вопрос - а кому это надо?