Сталинский ампир, сталинская эклектика – так часто говорят об архитектуре восстановленного после войны Севастополя. Конечно, помня амбициозное заявление Сталина Рузвельту и Черчиллю, стремительное возрождение Севастополя буквально из пепла можно назвать личным проектом вождя, но облик города он не рисовал и не заказывал.
«Образ Севастополя сформирован самим местом его расположения, а не приказом сверху – Сталина или кого-то еще. Белый камень, навеянные родными для этой земли античные мотивы… Это праздничный, эффектный стиль – стиль Победы. Это не тоталитарный стиль (я вообще критически отношусь к политизированным акцентам в архитектуре), а искренняя позиция и военных, и зодчих, и всех советских людей, которые одержали Великую Победу, – отразить эту победу в архитектуре», – говорит профессор МАРХИ и СевГУ, историк архитектуры Елена Овсянникова.
Она развенчивает миф о том, что ценна только довоенная или дореволюционная архитектура.
Рассказ Елены Овсянниковой о том, как проектировался и строился послевоенный Севастополь, заставляет увидеть город по-новому даже севастопольцев в четвертом поколении.
Удивляет и восхищает один только факт, что первый конкурс архитектурных проектов по восстановлению Севастополя был объявлен еще в 1943 году, более чем за год до освобождения города от фашистов.
С одной стороны, так власть финансово поддерживала зодчих, с другой – настраивала их и общественность на тот самый дух победы и на его будущее отражение в архитектуре.
Заказ на создание двух разных проектов получили команды больших советских архитекторов – Моисея Яковлевича Гинзбурга и Григория Борисовича Бархина. Свои предложения они формировали, не имея возможности попасть в город. Возможно, поэтому их проекты-мечты были максимально представительными, но слишком сложными в воплощении.
«Это были очень помпезные предложения: монументальные, очень простые пирамидальные формы памятников, генплан с прямыми линиями. Попробуйте сделать прямые линии в городе с таким сложным рельефом – это довольно проблематично», – говорит Елена Овсянникова о проекте Гинзбурга.
Не менее пафосным и триумфальным был и проект Григория Бархина. Он предполагал 48-метровую ширину улиц и снимающее половину Владимирской горки террасирование, что тоже было не слишком реально.
В итоге же был воплощен в жизнь Генплан, за которым стоят куда менее известные фигуры – первый послевоенный главный архитектор Севастополя Юрий Андреевич Траутман и его заместитель Валентин Михайлович Артюхов. Свой вклад в возрождение города Юрий Траутман сделал за, казалось бы, небольшой срок – три года. Валентин Артюхов проработал здесь всю свою жизнь.
Долгое время оба они незаслуженно оставались в тени, говорит Елена Овсянникова.
«Они приехали после фронта, куда попали чуть ли не со студенческой скамьи, и с 45-го года как-то просто, без шума на практике стали изучать город и восстанавливать его без крупных, сверхпомпезных доминант», – рассказывает она.
Геодезия и аэрофотосъемка показали, что осталась часть подземных коммуникаций, что за исключением каких-то поправок – что-то где-то распрямить, что-то где-то расширить – реально сохранить цокольные части всех домов, часто – еще XIX века.
«Благодаря этому историческая ткань города просматривается до сих пор», – говорит Елена Овсянникова.
Севастополь строился продуманными архитектурными комплексами, складывающимися в единый ансамбль. Подробнее об этом, а также о том, как сегодня рвется это архитектурное полотно, – в материале ForPost «Севастополь беззащитен перед красивостями с рынка».
Особенностью этого полотна была воздушность – оно ткалось так, чтобы раскинувшийся у моря город дышал, видя море и небо в промежутках между домами.
Типичная застройка с прерывистым силуэтом нечетной стороны пр. Нахимова
«Вся застройка нечетной стороны проспекта Нахимова сделана прерывисто, с просветами между верхними этажами – была концепция, чтобы люди сверху и с проспекта могли видеть море. Это было принципиальным моментом. Та же концепция отражена и на Центральном холме – застройка позволяла увидеть с него бухту, Корабельную сторону и так далее», – говорит историк архитектуры.
Увы, сегодня этот важный градостроительный момент просто вычеркнут из списка приоритетных.
Возрожденный Севастополь был относительно малоэтажным – сказывались и сейсмичность зоны, и отсутствие большого количества стройматериалов и техники. Своеобразия добавлял рельеф местности, но были нужны и высотные доминанты, в том числе – при взгляде с Корабельной стороны. Такими доминантами стали Матросский клуб (изначально – без шпиля) и жилой дом хлебокомбината.
История этого красивейшего дома довольно драматична. Его круглая башня вышла за красную линию, сузив тротуар. Архитекторы Павел Кумпан и Антонина Шувалова пошли на это сознательно, ради градостроительной композиции, за что лишились рабочих мест и были вынуждены вернуться в Москву. Башню всерьез подумывали разобрать, но дело замяли.
Как и вся многоквартирная застройка, жилые дома возрождаемого города строились из типовых секций, но ряд приемов сделал это совершенно незаметным.
«Как иначе было быстро восстановить город? Конечно, нужна какая-то типовая разработка! Но, во-первых, типовых секций было очень много, их делала уйма народу в разных архитектурных мастерских. Во-вторых, фасады и угловые части выдержаны в единой стилистике, но все разные. Отразился и рельеф – сильный перепад высот видоизменял реализацию проектов. Поэтому говорить, что здесь что-то типовое, не приходится», – заключает Елена Овсянникова.
При этом угловые секции кварталов в большинстве своем скошенные, и это добавляет ощущения простора и комфорта.
Типичный скошенный угол квартала у тоннеля
В сегодняшнем градостроении Севастополя иные приоритеты, и слишком часто они разрушительны для изначального, такого красивого замысла.
Возможно, однажды мы вернемся к тем принципам, на которые опирались зодчие прошлых лет. Вот только архитектура – та сфера, поправить в которой хоть что-то всегда очень и очень непросто.
Светлана Косинова
Фото: материалы из презентации Е.Б.Овсянниковой
Обсуждение (22)
Я там ниже плюнул в душу этим горе-строителям ;)
Город после войны восстанавливался по лекалам зданий заложенных до революции.
Весь город восстановлен в едином стиле и жителям здесь это всегда было наглядно видно.
Удивляет другое почему кто-то позволяет от этого стиля отступать : по архитектуре и по цветовой гамме, а затем эти проекты согласовывать на всевозможных советах.
Раньше были люди у власти и все делали что возвеличить город сделать его красивым чтоб радовал его жителей А сегодня у власти паразиты
Этот город не любить невозможно Я его семьдесят лет люблю наслаждаюсь им каждый день Что не скажешь о тех кто у власти
"но облик города он не рисовал и не заказывал." - утверждение наполовину верное, а на другую половину нет. 1 ноября 1945 года Совет народных комиссаров СССР, председателем которого был Сталин, принял постановление "О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР" в список 15 первых городов и вошел Севастополь. Т.е именно, что заказал подписав этот документ. Есть даже легенда, что он сам вписал наш город, т.к. он не являлся самым важным и крупным в списке, но это скорее всего легенда. Что же до облика, то учитывая в каком стиле тогда строились города, нет оснований считать, что он не одобрял его, а значит тоже был причастен. И огромная благодарность тем замечательным архитекторам которые создали для города этот замечательный соразмерный образ вписав его в наш уникальный рельеф, который сейчас, увы, безжалостно разрушают новоделами.
Ещё о Гидрофизе: ещё одна тема для обсуждения участников архитектурного совета — комплексный капитальный ремонт корпусов гидрофизического института. Мнения о проекте разделились. Некоторые эксперты поддерживают авторов проекта и считают: здания конца 60-х годов нужно возвращать в первоначальный вид. Другие, наоборот, уверены — стилистику архитектурных доминант мыса Хрустального нужно менять.
«Стилистику фасада нельзя оставлять, потому что рядом ядро города. Шедевры. И вдруг появляется вот это… вот это чудовище! Венчающая часть, вот эта ласточка. Что она там? Надо сделать ротонду — красивый архитектурный элемент», — говорит член Союза архитекторов Севастополя Георгий Григорьянц.
Архивное фото в оглавлении,а еще лучше более ранние с баркенитой, надо туристам на Приморском показывать,что бы было видна разница с тем позорищем ныне настроеным.
Унитазы в унитаз.
А на фото с Матросским клубом ныне доминируют беленькие яхты ,что б не перепутать,они даже подписаны -"ключевые доминанты", такая грустная шутка
Что одно ожидать, если в городе нет даже главного архитектора. Одни хапуги кругом с уродливой душой, которые умеют строить только уродство. Типа кластеров и Марины.
согласен. из всех новоделов не тошнит только от проекта жк на месте хлебозавода. реализуют или нет - вопрос. остальные бетонные короба - (блюющий смайл)
В сегодняшнем Севастополе всё сложнее разглядеть первоначальный замысел архитекторов...
Практически он, замысел, отсутствует...Предположительно этот замысел нужен только севастопольцам и больше никому...На первом месте не Генплан и архитектура (интересы) города, а "парадигма рыночных отношений" - поэтому и появляются скворешники и вот такие "архитекторы" как Прикс, автор гамбургера...
Я помню с детства когда приезжал с мамой летом к дедушки, какой белоснежный город был и какой сейчас совсем не такой...Зачем не восстанавливать, а видоизменять?
Какой там замысел, город беспринципно обезличивают и убивают застраивая человейниками, превращая в очередной ширпотреб у моря. При этом безжалостно используя и так на соплях болтающуюся инфраструктуру.
Сегодня рулят беспринципные варвары и хапуги, которым плевать на то, что будет с городом завтра, пусть даже он захлебнется в канализации, останется без воды и превратится в сплошную пробку среди пенобетонных уродцев.
Все проходит, и это пройдет. Только вот тех, кто Севастополь строил с душой, будут с благодарностью вспоминать потомки. А тех, кто лез строить, отмывая деньги, забудут.
Да и потом, эти люди сами себя наказывают: нет вдохновенного труда, есть грязные мыслишки и такие же делишки.
Нет у города сейчас того защитника, который бы сказал "нет" этому архитектурному беспределу, варварскому изменению самого стиля и назначения города. Город стремительно скатывается к полигону для особо приближённых осваивателей-"самовыраженцев". Никто из пришлых губернаторов со своими гоп-компаниями не замечен в уважении к Севастополю, у них тут "любовь с интересом" (с).
Скошенные углы даже на дачных домах смотрятся дебильно ;)
То, что не построили прямые, широкие улицы и квадратные кварталы пока была такая возможность - это постоянные лишние издержки, боль жителям и транспорту. Куда смотрело ГОиЧС?
Бедность тогдашняя сама по себе, а недалёкость архитекторов сама по себе. Компромисс надо было искать, а не катиться по наклонной.
Оценка: Застройка беспорядочная. Всё вкривь, вкось и абы как :( Нынешние архитекторы - достойные наследники послевоенных: посмотрите, как проложены дорожки в сквере Кесаева и как, на самом деле, протоптаны теми, кто там ходит :(
Я там ниже плюнул в душу этим горе-строителям ;)
Руки проч от исторического центра!
На Ластовой кто-то обнулил прежнюю доминанту - башенку на трёхэтажной сталинке и воткнул хмарочёс. Но наверное с белым либо кремовым фасадом? Ага. Шас!!!
На Большой Морской рядом с доминантой - собором вот уже не первое поколение градоначальников с мозгами консервированной мойвы строят свою доминанту.
Ещё одна доминанта, отрыжка украинской оккупации, попавшая на плодородную почву.
За уничтожение исторического облика Города-Героя Севастополя, за не уважение труда Севастопольцев прошлых лет и настоящего времени, за применение двойных стандартов в России, за лицемерие, за приписки и обман Президента, за нелюбовь к Великому Городу Федерального значения развожаева и Ко в отставку с пожиненным лишением права занимать любые должности в государственных и муниципальных структурах.