Российский кинопрокат обновил коммерческий рекорд: фильмы «Финист: Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» за первую неделю проката заработали почти 5 млрд рублей. Кинозалы были полные, многие зрители от просмотра остались в восторге.
Безусловно, в этой истории успеха не обошлось без ложек дёгтя:
- картины раскритиковали за посредственность,
- кинотеатры — за желание нажиться на зрителях;
- студии — за попытку устранить конкурентов фильмов-рекордсменов.
Об обратной стороне коммерческого рекорда российских кинолент, — в материале ForPost.
Безэмоциональный язык цифр
Киносказка «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» — экранизация одноимённой повести Александра Волкова — за первые 10 дней проката заработала 2,6 млрд рублей, сказано на сайте Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС).
По словам кинокритика Василия Степанова, это «лучший старт» в истории отечественного кинопроката.
В спину «Волшебнику» дышит киносказка «Финист: Первый богатырь» — фильм из киновселенной «Последний богатырь». Картина за первые 10 дней кинопроката заработала около 2 млрд рублей.
Напомним, пока самым коммерчески успешным отечественным фильмом считается «Чебурашка», который в отечественном кинопрокате конкурировал с фильмом Джеймса Кэмерона «Аватар: Путь воды». На переосмыслении детских книжек Эдуарда Успенского студии «Централ Партнершип» удалось заработать порядка 6 млрд рублей.
Степанов отметил: этот коммерческий успех подстегнул студии переснимать советские мультфильмы «Умка», «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Приключения домовёнка Кузи».
Подробнее о ремейках на советскую киноклассику можно прочитать здесь.
Итоги новогоднего кинопроката в Telegram также подвела глава Минкульта РФ Ольга Любимова:
«Всего на новогодних каникулах состоялось 268 тысяч кинопоказов. Посещаемость кинотеатров на 97% обеспечили отечественные картины. Настоящим новогодним подарком для семей по всей стране стали премьеры сказок “Волшебник Изумрудного города” и “Финист: Первый богатырь”. Сборы обеих картин уже преодолели отметку в 2 млрд рублей. Ещё одним фильмом-“миллиардником” на праздниках стала новогодняя комедия “Ёлки 11”».
Первая ложка дёгтя — посредственность
Василий Степанов, в свою очередь, попросил прочертить грань между коммерческим успехом и художественной ценностью кинолент-рекордсменов.
«Мне кажется, коммерческий успех и художественное качество фильма — это не всегда на 100% связанные вещи. Мы знаем десятки, сотни фильмов, у которых был огромный коммерческий успех, при этом художественными достижениями эти киноленты не являются несмотря на то, что качественно сняты», — сказал ForPost кинокритик.
В качестве примера он привёл американскую медиафраншизу «Форсаж», которая на 2023 год состояла из 11 полнометражных, двух короткометражных фильмов и мультсериала, выпущенных с 2001 по 2023 годы. По данным аналитиков, «Форсаж» является самой крупной и прибыльной франшизой студии Universal — общемировые кассовые сборы всех частей составляют более 7 млрд долларов.
«Стоит ли считать успешную франшизу художественным достижением? Большой вопрос. Хотя, к фильмам из франшизы отношусь нормально. Некоторые из них даже продвигают традиционные ценности — семейная жизнь и т. д.», — выразил своё мнение кинокритик.
Депутат Госдумы, актёр Дмитрий Певцов уверен: один из фильмом-рекордсменов точно не представляет художественной ценности. Речь идёт о фильме «Финист: Первый богатырь», который Певцов назвал «вредным для детей».
«Фильм "Финист..." скучен, бессмысленно нелогичен, циничен (6+!), сделан без любви к России, к русским былинам и сказкам, сделан в ненависти и отрицании советских кинематографических и культурных традиций и, кроме того, сляпан за огромные деньги. Если бы мне, как члену экспертного совета при министерстве Культуры по заявкам на финансирование семейного кино, попался сценарий этого "блокбастера", я бы ему поставил жирный минус (или ноль по 100-балльной системе)», — написал Певцов на своей странице во «ВКонтакте»».
Досталось и «Волшебнику Изумрудного города»: на портале Отзовик.ру многие зрители назвали картину посредственной, примитивной. Также разозлило зрителей и то, что киноленту разделили на две части.
«Это просто воровство времени и денег! Два часа нудного действия! И в конце…. «Продолжение следует». Весь зал был в шоке! Так обидно стало за потраченное время. Хотел сыну подарить хорошее новогоднее настроение, а по итогу так расстроились. Режиссёр конченый….», — написал интернет-пользователь под ником Sinprokurora.
Продолжение «Волшебник Изумрудного города. Злая ведьма» выйдет в кинопрокат в начале 2026 года. Над сиквелом работает та же команда, что и над картиной-рекордсменом.
Василий Степанов также не понимает, зачем нужно было разделять одну книгу на две части. Он тоже расстроился, что в кинозале не досмотрел фильм до конца. При этом кинокритик попросил не ругать «Волшебника». По его мнению, киносказка снята качественно.
«Перед нами достойная работа постановщика, который столкнулся с определёнными проблемами. Если вы откроете книжку Волкова («Волшебник Изумрудного города»), то увидите, что это довольно мрачная история: когда читаешь в детстве, не понимаешь этого. Современные реалии требуют от кинопроизводителей укладываться в очень строгие рамки. Попробуй фильм (для возрастной категории) 6+ с каким-то мраком сделать. Ничего тебе не дадут сделать: вдруг дети расстроятся?», — отметил кинокритик.
Вторая ложка дёгтя — жадные кинотеатры
Многие зрители жаловались не только на сомнительное качество фильмов-рекордсменов, но и на дорогие билеты в кинотеатрах. «Коммерсант» со ссылкой на участников рынка пишет, что коммерческий рекорд устанавливался «исключительно за счёт повышения цен на билеты»: в Москве средний чек достигал 721 рубля, по стране — около 479 рублей, при ожидаемом сокращении посещаемости кинотеатров на 13% год к году.
«Я сходил вечером 1 января в стандартный петербургский кинотеатр за 500 рублей. Как мы видим, кинотеатры разные: есть сеть у “Фонда кино”, есть кинотеатры в малых городах, есть городские сети в Москве и Санкт-Петербурге. Это всё частный бизнес, который достаточно затратный: нужно регулярно техническое перевооружение производить. Сейчас оборудование для кинотеатров приобретать сложнее: поставки идут криво-косо, логистические цепочки нарушены. Поэтому, видимо, принято решение постепенно поднимать цены на билеты. Ассоциация киновладельцев и те, кто управляет кинотеатрами, годами говорят о том, что цена на них гораздо ниже, чем должна быть», — подчеркнул Степанов.
Он напомнил, что всё познаётся в сравнении: стоимость билетов в российские кинотеатры «не превышает 5 долларов/евро».
«Такая цена считается небольшой. Другое дело, что мы не зарабатываем как в Европе, у нас другая реальность. Да, в коммерческом успехе новых фильмов много аспектов, но я поздравляю наших кинематографистов с тем, что им удалось увлечь зрителя. Кинозал, в котором я был, был заполнен полностью. Люди охотно смотрели новые фильмы, несмотря на повышение стоимости билетов», — уточнил Степанов.
Третья ложка дёгтя — отсутствие конкурентов
Некоторые зрители обвинили продюсеров в нечестной конкуренции: мол, устранили всех западных конкурентов — смотрите, что есть. Если бы «Финист: Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» конкурировали с европейскими американскими фильмами, цифры «были бы скромнее», пишут пользователи Дзен.
Напомним, «Централ Партнершип» в середине декабря призвал кинотеатры воздержаться от пиратского показа голливудских фильмов в январе.
«Мне кажется, пиратские фильмы вообще лучше не выпускать. Нарушение авторских прав больно бьёт и по отечественному производителю: всем кажется, что им всё можно, что авторского права не существует. Не думаю, что если бы с 1 по 10 января показали зарубежную киноновинку «Носферату» (ремейк одноимённого фильма про вампира графа Орлока, который в 2022 году отметил столетний юбилей — прим. ред.), то «Волшебник Изумрудного города» заработал бы в кинопрокате меньше. У этих картин разная аудитория. Посмотрите: зарубежный фильм для семейного просмотра «Паддингтон 3» легально показали в российских кинотеатрах за две недели до релизов фильмов-рекордсменов. Он собрал вполне приличные деньги (порядка 600 млн рублей). Конечно, отсутствие конкурентов оказывает влияние на конечные цифры, но не так сильно, как кажется», — уточнил наш собеседник.
Удастся ли фильмам «Финист: Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» побить рекорд «Чебурашки»? Василий Степанов так ответил на этот вопрос:
«Пока страшного отторжения не было. Негативного сарафана нет. Посмотрим на вторую неделю кинопроката. Праздники закончились. Наступили суровые будни. Если долгого проката, который был у «Чебурашки», не будет, рекорд не будет побит. С другой стороны, мы, взрослые люди, рассуждаем о фильмах, снятых для детей. Главное, чтобы им нравилось. Всё остальное — вторично».
Роберт Вочовский
Обсуждение (8)
Спасибо за честность.
На новогодних праздниках на экране телевизора с удовольствием посмотрел бы этот фильм вместо фильма "Жмурки".
P.S. О фильме "Чародеи" совсем забыли.
Всё что угодно можно критиковать и раскладывать по молекулам. Можно подумать экранизация "Собачьего сердца" не растянута. Кто читал это произведение, тот поймёт. Тоненький номер журнала "Роман-газеты" и 131 минута экранизации. Сопоставимо, критикуемо? Плохо снято, актёры и их мастерство не на уровне. Как раз наоборот. Есть фильмы хорошие и остальные. В любом случае эти наши и люди на них пошли. Кто критикует, тот пусть напишет лучший сценарий и снимет лучше. В чём сложность?
Norder,
Интересно было бы увидеть фильм про Финиста Ясного сокола, снятый по мотивам самой первой (оригинальной) версии этого сказа! Там, где Настенька на вайтмарах перемещалась с планеты на планету... А ведь тут можно было бы и всякие разные космические спецэффекты применить (элементы фантастики), и именно правдивая версия далёкого прошлого наших предков была бы полезной для юных зрителей! Если бы нашелся такой режиссёр, который бы вопреки всему снял бы такой фильм...
Каталкин,
Кстати про вайтмары... Вайтмары, ладьи и т.д. Минувшее былое. Есть популярная поговорка:"У России две беды, дураки и дороги". Кто-то зная подлинную историю древности исказил её и причём сознательно. Дабы перечеркнуть и принизить наш былой уровень развития. У России две победы!!! Дураки - они же дважды просветлённые. Иван-дурак был ведь далеко не слабоумным. И дороги. В дорогах дальних из-за больших расстояний мало было нужды. Летали и потому их победили. Но ведь об этом молчат. Хорошо хоть так намекают в кино об этом.
"сделан в ненависти и отрицании советских кинематографических и культурных традиций и, кроме того, сляпан за огромные деньги." - это можно сказать почти о всех российских фильмах последних 35 лет (минимум 90 - 95%!) в том числе и о тех, в которых снимался автор этих слов. Успех российских фильмов - сказок последнего десятилетия как раз в том, что все их "анти" (а оно там есть) вполне универсальное, т.е. годится к любому времени, а не выражено антисоветское как в большинстве других фильмов этого периода. Так что мне не понятно это запоздалое "прозрение", т-скать, "мастера" в отношении того что менее всего заслуживает эти эпитеты.
Верещагин,
Может, наболело? Критическая масса накопилась? Не все ведь сразу орать начинают, многие долго наблюдают, но терпят, пока не прорвёт. И это я не только о кино.
Посмотрел немного и больше не хочется. Мюзикл и никак не сказка. Ерунда разноцветная. Суть замазана и идея искажена.