Россия
Что стоит за оглушительным успехом киносказок «Финист» и «Волшебник Изумрудного города»?
Российский кинопрокат обновил коммерческий рекорд: фильмы «Финист: Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» за первую неделю проката заработали почти 5 млрд рублей. Кинозалы были полные, многие зрители от просмотра остались в восторге.
Безусловно, в этой истории успеха не обошлось без ложек дёгтя:
- картины раскритиковали за посредственность,
- кинотеатры — за желание нажиться на зрителях;
- студии — за попытку устранить конкурентов фильмов-рекордсменов.
Об обратной стороне коммерческого рекорда российских кинолент, — в материале ForPost.
Безэмоциональный язык цифр
Киносказка «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» — экранизация одноимённой повести Александра Волкова — за первые 10 дней проката заработала 2,6 млрд рублей, сказано на сайте Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС).
По словам кинокритика Василия Степанова, это «лучший старт» в истории отечественного кинопроката.
В спину «Волшебнику» дышит киносказка «Финист: Первый богатырь» — фильм из киновселенной «Последний богатырь». Картина за первые 10 дней кинопроката заработала около 2 млрд рублей.
Напомним, пока самым коммерчески успешным отечественным фильмом считается «Чебурашка», который в отечественном кинопрокате конкурировал с фильмом Джеймса Кэмерона «Аватар: Путь воды». На переосмыслении детских книжек Эдуарда Успенского студии «Централ Партнершип» удалось заработать порядка 6 млрд рублей.
Степанов отметил: этот коммерческий успех подстегнул студии переснимать советские мультфильмы «Умка», «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Приключения домовёнка Кузи».
Подробнее о ремейках на советскую киноклассику можно прочитать здесь.
Итоги новогоднего кинопроката в Telegram также подвела глава Минкульта РФ Ольга Любимова:
«Всего на новогодних каникулах состоялось 268 тысяч кинопоказов. Посещаемость кинотеатров на 97% обеспечили отечественные картины. Настоящим новогодним подарком для семей по всей стране стали премьеры сказок “Волшебник Изумрудного города” и “Финист: Первый богатырь”. Сборы обеих картин уже преодолели отметку в 2 млрд рублей. Ещё одним фильмом-“миллиардником” на праздниках стала новогодняя комедия “Ёлки 11”».
Первая ложка дёгтя — посредственность
Василий Степанов, в свою очередь, попросил прочертить грань между коммерческим успехом и художественной ценностью кинолент-рекордсменов.
«Мне кажется, коммерческий успех и художественное качество фильма — это не всегда на 100% связанные вещи. Мы знаем десятки, сотни фильмов, у которых был огромный коммерческий успех, при этом художественными достижениями эти киноленты не являются несмотря на то, что качественно сняты», — сказал ForPost кинокритик.
В качестве примера он привёл американскую медиафраншизу «Форсаж», которая на 2023 год состояла из 11 полнометражных, двух короткометражных фильмов и мультсериала, выпущенных с 2001 по 2023 годы. По данным аналитиков, «Форсаж» является самой крупной и прибыльной франшизой студии Universal — общемировые кассовые сборы всех частей составляют более 7 млрд долларов.
«Стоит ли считать успешную франшизу художественным достижением? Большой вопрос. Хотя, к фильмам из франшизы отношусь нормально. Некоторые из них даже продвигают традиционные ценности — семейная жизнь и т. д.», — выразил своё мнение кинокритик.
Депутат Госдумы, актёр Дмитрий Певцов уверен: один из фильмом-рекордсменов точно не представляет художественной ценности. Речь идёт о фильме «Финист: Первый богатырь», который Певцов назвал «вредным для детей».
«Фильм "Финист..." скучен, бессмысленно нелогичен, циничен (6+!), сделан без любви к России, к русским былинам и сказкам, сделан в ненависти и отрицании советских кинематографических и культурных традиций и, кроме того, сляпан за огромные деньги. Если бы мне, как члену экспертного совета при министерстве Культуры по заявкам на финансирование семейного кино, попался сценарий этого "блокбастера", я бы ему поставил жирный минус (или ноль по 100-балльной системе)», — написал Певцов на своей странице во «ВКонтакте»».
Досталось и «Волшебнику Изумрудного города»: на портале Отзовик.ру многие зрители назвали картину посредственной, примитивной. Также разозлило зрителей и то, что киноленту разделили на две части.
«Это просто воровство времени и денег! Два часа нудного действия! И в конце…. «Продолжение следует». Весь зал был в шоке! Так обидно стало за потраченное время. Хотел сыну подарить хорошее новогоднее настроение, а по итогу так расстроились. Режиссёр конченый….», — написал интернет-пользователь под ником Sinprokurora.
Продолжение «Волшебник Изумрудного города. Злая ведьма» выйдет в кинопрокат в начале 2026 года. Над сиквелом работает та же команда, что и над картиной-рекордсменом.
Василий Степанов также не понимает, зачем нужно было разделять одну книгу на две части. Он тоже расстроился, что в кинозале не досмотрел фильм до конца. При этом кинокритик попросил не ругать «Волшебника». По его мнению, киносказка снята качественно.
«Перед нами достойная работа постановщика, который столкнулся с определёнными проблемами. Если вы откроете книжку Волкова («Волшебник Изумрудного города»), то увидите, что это довольно мрачная история: когда читаешь в детстве, не понимаешь этого. Современные реалии требуют от кинопроизводителей укладываться в очень строгие рамки. Попробуй фильм (для возрастной категории) 6+ с каким-то мраком сделать. Ничего тебе не дадут сделать: вдруг дети расстроятся?», — отметил кинокритик.
Вторая ложка дёгтя — жадные кинотеатры
Многие зрители жаловались не только на сомнительное качество фильмов-рекордсменов, но и на дорогие билеты в кинотеатрах. «Коммерсант» со ссылкой на участников рынка пишет, что коммерческий рекорд устанавливался «исключительно за счёт повышения цен на билеты»: в Москве средний чек достигал 721 рубля, по стране — около 479 рублей, при ожидаемом сокращении посещаемости кинотеатров на 13% год к году.
«Я сходил вечером 1 января в стандартный петербургский кинотеатр за 500 рублей. Как мы видим, кинотеатры разные: есть сеть у “Фонда кино”, есть кинотеатры в малых городах, есть городские сети в Москве и Санкт-Петербурге. Это всё частный бизнес, который достаточно затратный: нужно регулярно техническое перевооружение производить. Сейчас оборудование для кинотеатров приобретать сложнее: поставки идут криво-косо, логистические цепочки нарушены. Поэтому, видимо, принято решение постепенно поднимать цены на билеты. Ассоциация киновладельцев и те, кто управляет кинотеатрами, годами говорят о том, что цена на них гораздо ниже, чем должна быть», — подчеркнул Степанов.
Он напомнил, что всё познаётся в сравнении: стоимость билетов в российские кинотеатры «не превышает 5 долларов/евро».
«Такая цена считается небольшой. Другое дело, что мы не зарабатываем как в Европе, у нас другая реальность. Да, в коммерческом успехе новых фильмов много аспектов, но я поздравляю наших кинематографистов с тем, что им удалось увлечь зрителя. Кинозал, в котором я был, был заполнен полностью. Люди охотно смотрели новые фильмы, несмотря на повышение стоимости билетов», — уточнил Степанов.
Третья ложка дёгтя — отсутствие конкурентов
Некоторые зрители обвинили продюсеров в нечестной конкуренции: мол, устранили всех западных конкурентов — смотрите, что есть. Если бы «Финист: Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» конкурировали с европейскими американскими фильмами, цифры «были бы скромнее», пишут пользователи Дзен.
Напомним, «Централ Партнершип» в середине декабря призвал кинотеатры воздержаться от пиратского показа голливудских фильмов в январе.
«Мне кажется, пиратские фильмы вообще лучше не выпускать. Нарушение авторских прав больно бьёт и по отечественному производителю: всем кажется, что им всё можно, что авторского права не существует. Не думаю, что если бы с 1 по 10 января показали зарубежную киноновинку «Носферату» (ремейк одноимённого фильма про вампира графа Орлока, который в 2022 году отметил столетний юбилей — прим. ред.), то «Волшебник Изумрудного города» заработал бы в кинопрокате меньше. У этих картин разная аудитория. Посмотрите: зарубежный фильм для семейного просмотра «Паддингтон 3» легально показали в российских кинотеатрах за две недели до релизов фильмов-рекордсменов. Он собрал вполне приличные деньги (порядка 600 млн рублей). Конечно, отсутствие конкурентов оказывает влияние на конечные цифры, но не так сильно, как кажется», — уточнил наш собеседник.
Удастся ли фильмам «Финист: Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» побить рекорд «Чебурашки»? Василий Степанов так ответил на этот вопрос:
«Пока страшного отторжения не было. Негативного сарафана нет. Посмотрим на вторую неделю кинопроката. Праздники закончились. Наступили суровые будни. Если долгого проката, который был у «Чебурашки», не будет, рекорд не будет побит. С другой стороны, мы, взрослые люди, рассуждаем о фильмах, снятых для детей. Главное, чтобы им нравилось. Всё остальное — вторично».
Роберт Вочовский
Обсуждение (2)
Спасибо за честность.
На новогодних праздниках на экране телевизора с удовольствием посмотрел бы этот фильм вместо фильма "Жмурки".
P.S. О фильме "Чародеи" совсем забыли.