Севастополь
Севастополь и Симферополь отличаются даже нумерацией домов
Поздний осенний вечер, остановка на площади Ушакова и несколько человек, ожидающих где-то потерявшийся троллейбус. Один из них — навеселе, мается от скуки и прислушивается к нашему разговору о том, куда подевались 1-й, 2-й, 3-й и 4-й километр Балаклавского шоссе.
«А вы знаете, что в Севастополе на всех улицах нечётные номера слева, чётные — справа, а в Симферополе — наоборот?» — этого вопроса от него мы ожидали меньше всего.
Но если это действительно так, то интересно — почему? Неужели и тут Севастополь ввёл свой, отличный от Крыма, устав? И как нумеруются дома в остальных городах России?
***
В мире есть разные принципы начала нумерации домов:
* последовательный (без разбивки на чёт и нечёт),
* метрический (по расстоянию от начала улицы, актуально для Австралии и Южной Америки),
* поквартальный (номер квартала плюс номер здания, как в США),
* и даже хронологический (чем старше дом, тем меньше его номер, принято в Японии и Чехии).
В России нумерацией домов занялись в ХIХ веке, а следовать решили европейскому принципу, когда на одной стороне улицы в порядке увеличения расположены здания с нечётными номерами, а на другой — с чётными.
Начало нумерации может вестись от центра города, от моря, от вокзала, вдоль реки и от неё... Если улица кольцевая — считаем по часовой стрелке, если дом в глубине квартала — даём ему номер дома на первой линии, но добавляем букву… Исключения есть всегда, но главные правила именно такие.
Сейчас в абсолютном большинстве городов России дома с нечётными номерами находятся слева по ходу возрастания, а чётные — справа. Так что тут Севастополь следует общему правилу.
Однако, говорят историки, сначала в России применяли «правонечётный» подход. В некоторых городах он и сегодня используется в равной степени с «левонечётным».
Городом-исключением, в котором почти везде главенствует «правонечётный» принцип, все публикации в Сети называют Санкт-Петербург. Мы же добавляем к нему и Симферополь.
В исключении из одного правила Питер и Симферополь оказались неслучайно, говорит крымский экскурсовод Дина Мулянова.
«Исторический центр Симферополя — это миниатюра Питера. Соответственно, и нумерация такая же. Потёмкин очень желал, чтобы на окраине России была миниатюра Северной столицы, хотел порадовать Екатерину. Сам он этого уже не увидел, но Симферополь был заложен именно так», — рассказывает она.
Санкт-Петербург был построен по-европейски, но среди местных архитекторов не нашлось владеющих этим стилем, и в Крым был командирован Иван Фёдорович Колодин.
«Иван Фёдорович Колодин планировал и строил исторический центр Симферополя, это так называемая потёмкинская застройка. Сохранились здания, которые строил Колодин, они есть на Александро-Невской улице», — рассказывает Дина Мулянова.
Нумерация в Симферополь пришла поздно, говорит она.
«Город уже был построен, но в 1840-х годах нумерации домов ещё не было, только нумерация участков. Вопрос поднимался неоднократно, но ничем не заканчивался. Начинали составлять списки домов, нумераций — куда-то эти списки всегда исчезали», — рассказывает экскурсовод.
В Симферополь не влюбляются так быстро, как в Севастополь, признаёт Дина Мулянова, и причина не только в море, но и в рельефе.
«Севастополь — он как на ладони, сразу весь показывается — и исторический центр, и окраина. В Симферополе таких панорамных видов нет. Ворота Крыма — они всё равно ворота, и надо не один раз приехать, походить по улицам, чтобы город открылся», — говорит она.
***
Все ли дома Симферополя нумеруются по-питерски, достоверно сказать не можем. Предлагаем читателям выяснить это самим в прогулках по этому близкому, но не очень знакомому нам городу.
Светлана Косинова
Обсуждение (3)
Во всей стране чётная нумерация домов слева.
В Калининграде пронумерованы подъезды каждого дома, а не сами здания.
В Южной Корее с нумерацией проблемы, нет её как таковой вообще.
А в Англии на улице с пронумерованными домами, может стоять дом без номера. Он просто имеет своё специальное название.
Самое главное отличие - кадровый мусор там не продвигается по карьерной лестнице, а после первой же демонстрации своей проф-непригодности получает сиротского пинка из уютного кресла (после чего зачастую попадает в радушные объятья должностных туристов в Севастополе, где и продолжает свою разрушительную деятельность)