Историческое поселение федерального значения город Севастополь – сложная в градостроительной, архитектурной и смысловой форме история, которую жителям города-героя необходимо как можно скорее осознать.
В этом текстовом материале, который неотделим от видео-интервью, редакция ForPost вместе с архитектором Александром Гладковым по полочкам разбирает феномен исторического поселения, его сложную стыковку с текущей градостроительной деятельностью в Севастополе, а также выделяет первостепенную роль губернатора в развязывании узла имеющихся противоречий.
Историческое поселение Севастополя как музей под открытым небом
Историческое поселение – это пространственный объект материальной культуры, который выражает эволюцию общества и его культурную идентичность.
1.1. Историческое поселение – это территория населенного пункта или его часть, содержащая совокупность существенных отличительных признаков территории, которые свидетельствуют об историческом периоде создания на ней пространственных элементов и об их принадлежности к соответствующим данному периоду стилевым, конструктивным и иным особенностям.
Историческое поселение – это статус, присваиваемый населенному пункту или его части, территории которых, к моменту образования ИП, обладают определенным уровнем градостроительных результатов, достаточных для характеристики определенного исторического периода существования поселения или его части.
Материалы, обосновывающие присвоение территории статуса исторического поселения, должны содержать сведения о всех имеющихся диссонансных проявлениях пространственной структуры городской среды на территории ИП и о предельных сроках их нейтрализации (исключение, минимизация, иное) в соответствии с соответствующей программой нейтрализации градостроительной ситуации на территории ИП.
К основным смысловым признакам ИП следует отнести этические и эстетические, природные и рукотворные, исторические и культурные, а также идентификационные отличительные особенности места.
В РФ термин «историческое поселение» был документирован 11 лет назад, 12.11.2012 года в Федеральном законе №73-ФЗ, глава ХII, ст.59. Статус ИП территория получает с даты принятия решения Минкульта о включении данной территории в перечень ИП указанного значения. Для Севастополя это - 11.01.2016 года, приказ №2 Минкульта РФ «О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения город Севастополь».
1.2. Историческое поселение имеет четыре признака:
а) территорию с документированными границами;
б) объекты культурного наследия, включенные в государственный реестр ОКН;
в) выявленные объекты культурного наследия;
г) объекты, составляющие предмет охраны ИП.
1.3. Граница ИП – один замкнутый контур протяженностью 24.3 км.
Площадь – 25.9 км2, что составляет 2.4 % площади «города Севастополя»1 (понятие «город Севастополь» в тексте приказа Минкульта №2 отсутствует!).
В том числе площадь акватории Севастопольской бухты – 6.7 км2.
Акватория в границах ИП имеет 18 бухт и 26.4 км прибрежной береговой полосы, в том числе: 9.7 км – северная часть, 16.7 км – южная часть.
1.4. В материалах, полученных от Министерства культуры, содержались сведения:
- об объектах, являющихся предметом охраны;
- о структуре территории ИП:
Вся территория ИП разделена на 15 (пятнадцать) регламентных зон. Основной признак регламентной зоны – характер и назначение ее застройки. Каждая регламентная зона состоит из разного количества регламентных участков (от одного до двадцати трех), которые отличаются по местоположению, конфигурации, размеру, а также содержанием требований к видам разрешенного использования, предельным параметрам и характеристикам объектов недвижимости.
- о предложениях по содержанию градостроительных регламентов для каждой регламентной зоны с целью ознакомления и выработки отношения к содержанию градостроительных регламентов со стороны представителей ГФЗ Севастополь.
1.5. В начале 2017 года, по поручению постоянного комитета по градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания города Севастополя, была выполнена работа по оптимизации соответствия материалов Министерства культуры РФ условиям и требованиям существующей градостроительной ситуации в границах исторического поселения город Севастополь (ответственный исполнитель арх. А.C. Гладков, консультанты: главный архитектор города Моложавенко А.П., заместитель начальника Управления градостроительной политики ДАиГ Севастополя Жукалов М.А., председатель постоянного комитета по градостроительству и земельным вопросам Заксобрания Севастополя Горелов В.Н.
Работа включала в себя и выполнение требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Севастополь.
Результаты работы были направлены в Управление охраны ОКН г. Севастополя, в Департамент градостроительства и архитектуры, в законодательное собрание г. Севастополя.
Сведениями об оценке работы и ее дальнейшей судьбе, ответственный исполнитель не располагает.
1.6. Историческое поселение – это территория, историческая и культурная ценность которой, включая градостроительную, формировались, совершенствовались, уничтожались и создавались вновь в течение двух с половиной веков с момента образования города до даты принятия решения о включении ее в перечень исторических поселений федерального значения ¾ до 11 января 2016 года.
Дата рождения исторического поселения федерального значения город Севастополь является датой окончания периода формирования планировочной и объемно-пространственной структуры на территории, получившей статус ИП и датой образования историко-культурного пространственного экспоната для использования, сохранения, наблюдения и изучения современниками и грядущими поколениями.
Градостроительная ценность территории ИП заключается в достигнутом градостроительном результате на дату его образования. Новое строительство возможно только при условии учета требований к сохранению размеров и пропорций зданий и сооружений, к использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, к запрету или ограничению размещения автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для обеспечения сохранности ОКН и предметов охраны исторического поселения (ст.60, п.3, пп. 3), №73-ФЗ).
1.7. Историческое Поселение – это территория на которой происходит полноценная жизнь. С одной стороны, это объекты недвижимости, включая ОКН, с другой, это люди, проживающие на его территории. При образовании ИП, предметом озабоченности являются как ценности исторических городов, так и его жители. Процесс интеграции образованного исторического поселения в социальную, культурную и экономическую жизнь должен способствовать улучшению качества жизнедеятельности местного населения.
1.8. Исторические поселения состоят из материальных и нематериальных элементов.
Материальные элементы включают в себя, в дополнение к городской структуре, элементы архитектуры, ландшафтов внутри и вокруг города, археологические остатки, панорамы, небесные линии (силуэты), видовые секторы и местные достопримечательности.
Нематериальные элементы включают виды деятельности, символические и исторические функции, культурные обычаи, традиции, воспоминания и культурные ориентиры, которые составляют сущность их исторической ценности.
2. Цель образования на территории Севастополя исторического поселения
2.1. Создать правовые условия для эффективной охраны и сохранения материальных свидетельств условий жизнедеятельности людского сообщества по состоянию на дату создания ИП (январь 2016 г.), в виде объектов, являющихся предметом охраны ИП (№73-ФЗ, ст.59, п.2).
2.2. Повысить в общественном сознании значения историко-культурно-сакрального образа Севастополя посредством сохранения и развития существующих историко-культурно-сакральных признаков, повышения их качества и увеличения их номенклатуры.
2.3. Выполнить комплекс работ по преобразованию городской среды ИП в состояние, удовлетворяющее требованиям, предъявляемым к историко-культурным пространственным экспонатам, для ознакомления и изучения современниками и грядущими поколениями.
2.4. Преобразовать городскую среду ИП в состояние, соответствующее основному идентификационному признаку нашего города.
2.5. Начать процесс выполнения программы нормализации градостроительной ситуации в населенном пункте город Севастополь с территории ИП, как территории, которая со временем превратится в один из основных идентификационных признаков города.
3. Взаимосвязь и взаимовлияние исторического поселения и генерального плана города
Территория ИП является территорией наибольшего благоприятствования в отношении охраны и сохранности объектов культурного наследия и объектов, являющихся предметом охраны исторического поселения. Большое значение для сохранности пространственных объектов материальной культуры на территории ИП имеет существующая степень всех видов техногенной нагрузки, которая должна сокращаться всеми доступными способами.
Наибольшую опасность для сохранности ОКН представляет автомобильный транспорт.
Минимизация автомобильного транспорта и качественное увеличение на территории ИП транспорта экологически чистого, с целью снижения техногенной и транспортной нагрузки на историческое поселение в составе города, является элементом регламента движения транспорта внутри исторического поселения и влечет за собой радикальное изменение принципиальной транспортной схемы города. Наличие исторического поселения, и все следствия, отсюда вытекающие, должно найти отражение в материалах Генерального плана города, а также в ежегодных городских бюджетах, как в федеральном, так и местном. Изменение транспортной схемы – это много денег и много времени, около 9 лет из которого уже прошли без осознания органами государственной власти Севастополя наличия ИП на подконтрольной территории.
Жители города, осознающие свою конституционную обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, расположенного на территории ИП, настаивают на включение в материалы генплана раздела «Историческое поселение федерального значения город Севастополь», в котором следует выявить и отразить взаимные связи и влияния исторического поселения и генерального плана города.
Приходится констатировать, что пока мы не сформулируем цели и смыслы существования города в котором мы живем, защита и интеграция в современное общество исторического поселения является единственной основой для градостроительного и земельного развития территории города федерального значения.
4. Принципы Валлетты по сохранению и управлению историческими городами и урбанизированными территориями
Под эгидой президента Франции Н.Саркози и генерального директора ЮНЕСКО И.Боковой, а также по приглашению ИКОМОС-Франции с 28-ого ноября по 2-ое декабря 2011 года в Париже в резиденции ЮНЕСКО состоялась 17-Генеральная Ассамблея Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС).
В работе Генеральной Ассамблеи от СА России приняли участие Маркина И.А. и Заика И.К..
В ходе работы Ассамблеи был принят документ «Принципы Валлетты», который демонстрирует новый подход к охране исторических городов, общественных пространств, исторических ландшафтов.
Предлагаемый к ознакомлению документ демонстрирует новый подход к охране исторических городов, общественных пространств, исторических ландшафтов.
Основной целью данного документа является предложить принципы и стратегии, применимые к каждому вмешательству в исторические города и урбанизированные территории. Эти принципы и стратегии предназначены для охраны ценностей исторических городов и их окружения, а также их интеграции в современную социальную, культурную и экономическую жизнь. Принципы Валлетты являются результатом коллективного международного разума в отношении исторических городов и возможность воспользоваться результатами этого коллективного интеллекта следует расценивать как бесценный подарок.
Вашему вниманию предлагается оглавление документа, из которого ясен масштаб охвата рассматриваемых проблем.
Настоящий документ об охране исторических городов, урбанизированных территорий и их окружения делится на четыре части: 1 – определения; 2 – аспекты перемен (вызовы); 3 – критерии воздействия; 4 – предложения и стратегии.
1. Определения
А - Исторические города и урбанизированные территории
В - Окружение
С - Охрана
D- Охраняемая городская территория
E - Буферная зона
F - План управления
G - Дух места
2. Аспекты перемен
A - Перемены и природная среда
B - Перемены и архитектурная среда
C – Изменения в использовании и социальная среда
D - Перемены и нематериальное наследие
3. Критерии воздействия
A - Ценностный
B- Качественный
C - Количественный
D– Взаимная связь
E – Равновесие и совместимость
F– Временной критерий
G - Метод и научная дисциплина
H– Власть
I– Комплексные исследования и сотрудничество
J- Культурное разнообразие
4 - Предложения и стратегии
A- Элементы, подлежащие сохранению
B - Новые функции
C - Современная архитектура
D- Общественное пространство
E - Обслуживание и обустройство
F – Мобильность
G - Туризм
H- Риски
I - Энергосбережение
J - Участие
K – План сохранения
L- План управления (менеджмент план)
Ниже представлены разделы, выделенные красным.
E - Буферная зона
Буферной зоной является четко определенная зона за пределами охраняемых территорий, которая служит для защиты культурных ценностей охраняемых мест от воздействия активной деятельности в окружающем их пространстве. Это воздействие может быть физическим, визуальным или социальным.
G - Дух места
Дух места определяется как материальные и нематериальные, физические и духовные элементы, которые придают территории ее индивидуальный характер, смысл, эмоциональность и таинственность. Дух создает пространство, и в то же время пространство создает и структурирует этот дух (Квебекская декларация, 2008)[4].
B - Перемены и архитектурная среда
Основой соответствующих архитектурных вмешательств в пространственные, визуальные, нематериальные и функциональные элементы должно быть уважение к историческим ценностям, структурам и наслоениям разных эпох.
Новая архитектура должна быть совместима с пространственной организацией исторического района, уважать его традиционную морфологию и в то же время правильно представлять архитектурные тенденции времени и места. Независимо от стиля и методов выражения, новая архитектура должна избегать негативных последствий резких или чрезмерных контрастов, вмешательства в преемственность, разрывов городской ткани и пространства.
Особое внимание должно быть уделено преемственности композиции, которая, не оказывая негативного влияния на существующую архитектуру, в то же время допускает вдумчивое творчество, которое отвечает духу этого места.
C - Современная архитектура
При необходимости строительства новых зданий или адаптации к новым условиям существующих, современная архитектура должна согласовываться с существующей пространственной схемой исторических городов, также, как и с остальным городским окружением. Современная архитектура должна найти свое выражение при соблюдении масштаба места, и иметь четкую связь с существующей архитектурой и характером развития его окружения.
Перспективы, виды, ключевые точки восприятия и визуальные коридоры являются неотъемлемой частью восприятия исторического пространства. В случае нового вмешательства они должны сберегаться. Перед любым вмешательством существующая ситуация должна быть тщательно проанализирована и документирована. Видовые секторы, как в направлении, так и от новых строений, должны быть выявлены, изучены и защищены.
F – Мобильность
«Движение транспорта внутри исторического города или урбанизированной территории должно строго контролироваться установленным регламентом» (Вашингтонская хартия, ст. 12)
Транспортная инфраструктура (автомобильные парковки, станции метро и т.д.) должна быть спланирована таким образом, чтобы не наносить ущерба исторической ткани или ее окружению. Следует способствовать организации транспорта с минимальной нагрузкой на исторические города.
Предлагаемый ниже материал имеет непосредственное отношение к Генплану города.
Регламент движение транспорта внутри исторического города
Семь основных требований, которые должен включать Регламент движение транспорта внутри исторического города:
- Крупные автомагистрали не должны проникать в исторический город, но должны улучшить доступ к нему;
- Территории исторического города были спроектированы для пешеходов и медленных видов транспорта, но в настоящее время они "захвачены" автомобилями, что отрицательно влияет на качество жизни. Указанное противоречие требуется минимизировать;
- Принципиальная схема движения транспорта населенного пункта должна снизить транспортную нагрузку на историческое поселение в составе города;
- На территории исторического поселения, в качестве поощрения пешеходного движения, движение транспорта должно быть резко ограничено и число парковочных площадок уменьшено. Должен вводиться жизнеспособный, экологически чистый общественный транспорт.
- Приоритетное внимание должно быть уделено пешеходам. Парковки желательно располагать за пределами охраняемых зон и, если возможно, за пределами буферных зон.
- Инфраструктура, необходимая для создания и эксплуатации подземных коммуникаций, не должна наносить вред исторической или археологической ткани и окружающей среде.
- Главные автострады должны располагаться в обход охраняемых территорий (территорий исторического поселения) и буферных зон.
K – План сохранения
План сохранения должен быть основан на концепции градостроительного развития всего города, включающей анализ археологических, исторических, архитектурных, технических, социологических и экономических ценностей, что должно служить основанием для программы сохранения, в сочетании с планом управления и последующим постоянным мониторингом.
План сохранения должен определять УСЛОВИЯ, ПРАВИЛА, ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ любых перемен. В нем «должно быть определено, какие здания - и пространства - следует сохранить, какие должны быть сохранены на определенных условиях и какие, в совершенно исключительных обстоятельствах, могут быть утрачены» (Вашингтонская хартия, ст. 5).
Перед любым вмешательством существующая ситуация должна быть строго документирована.
«План сохранения должен быть поддержан жителями исторического района» (Вашингтонская хартия, ст. 5).
План сохранения – это документальное подтверждение пониманиягосударственной исполнительной властью ГФЗ Севастополь условий, правил, целей и результатов любых перемен на территории ИП.
4. Задачи, требующие первоочередного решения
4.1. Органам государственной власти города федерального значения Севастополь следует немедленно приступить к выполнению работ, необходимых для осуществления особого регулирования градостроительной деятельности в ИП, предусмотренных ст.60, №73-ФЗ и сообщить жителям города фамилию и должность субъекта, персонально виновного в саботаже этой работы в течение почти девяти лет.
4.2. Разработать границы буферной зоныИП и отразить их в материалах генплана города;
4.3. Разработать схему расположения перехватывающих парковок в буферной зоне ИП, для комфортной пересадки с личного на «экологический» общественный транспорт ИП, и основные характеристики этих парковок;
4.4. Разработать регламент движения транспорта внутри исторического города,
4.5. Дополнить сведения, содержащиеся в Приказе Минкульта №2, относящиеся к объектам, составляющим предмет охраны ИП, следующими материалами:
а) классификацией предметов охраны по характерным признакам (вид /рукотворный, природный/, местоположение, материал, техника изготовления, иным признакам, включая объемно-пространственные и т.д.);
б) схемой расположения объектов, составляющих предмет охраны ИП;
в) ведомостью объектов, составляющих предмет охраны ИП;
5. Выводы
Ситуация с историческим поселением характеризуется проблемами четырех уровней.
Уровень Российской Федерации
В РФ отсутствует ясное концептуальное определение понятия «Историческое поселение», которое помимо формальных признаков, содержало бы признаки смысловые.
В РФ отсутствует правовой статус понятия «Историческое поселение» и внятно не прописаны юридические последствия действий (бездействий), нарушающие данный статус.
Фигурирующее в законе понятие «центр исторического поселения» определения не имеет.
Уровень Города федерального значения
В ГФЗ Севастополь отсутствует официально признанное определение понятия «город Севастополь». (Устав города Севастополя – это Устав чего?);
ГФЗ Севастополь не имеет концепции градостроительного развития;
ГФЗ Севастополь не имеет концепции градостроительного развития населенных пунктов, входящих в границы субъекта федерации ГФЗ Севастополь;
Уровень органов государственной власти Севастополя
Государственная исполнительная власть (ГИВ) Севастополя в течении почти девяти лет не отдает себе отчета:
- в наличии на его территории ИП город Севастополь;
- в обязательствах, которые законодательство предусматривает для органов государственной власти в отношении наличия на территории ГФЗ Исторического Поселения город Севастополь;
Это означает, что органы государственной власти нарушают федеральное законодательство в части государственной охраны ОКН и объектов, составляющих предметы охраны ИП.
Это означает, что, нарушая федеральное законодательство органы государственной власти Севастополя не несут за это ответственности перед законом и гражданами города, которые исполняют свою конституционную обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, предусмотренную ст. 44 Конституции РФ.
Уровень экспертного сообщества
Градостроительная метаморфоза появления в Севастополе крупного, социально востребованного на федеральном уровне, градоформирующего комплекса культурного кластера и его противозаконное размещение на городской территории (на территории исторического поселения) без учета существующих градостроительных требований, потребностей и возможностей, в большой степени стала возможной вследствие отсутствия в городе:
- субъектов, отвечающих за законность этапов выполнения (размещение объекта в системе города, подготовка проектирования, проектирование, согласование и утверждение проекта) и за результат градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя ¾главного архитектора и главного художника города;
- субъекта и структуры, отвечающих за защиту интересов местного населения и выступающих от имени местного населения и от имени города, в котором оно проживает ¾ мэра или градоначальника, и соответствующей управленческой структуры.
Архитектор А.Гладков
1. Территория ИП в системе города федерального значения Севастополь
2. Карта-схема требований к градостроительной деятельности в ИП (материал Минкульта)
3. Титульный лист (материал 2017 года, Севастополь)
4. Граница территории ИП на фрагменте карты города
5. Схема расположения регламентных участков Р-1, Р-2 (материал 2017 года, Севастополь)
6. Адм.-деловой центр, кластер, парк (материал 2017 года, Севастополь)
Примечания к Графическим приложениям
Лист 1. Из чертежа следует что большинство жизнеобеспечивающих структур городского масштаба расположены на территории ИП, что способствует повышению техногенных нагрузок и негативно сказывается на сохранности памятников на его территории. Усугубляет обстановку противозаконное образование в ИП комплекса культурного кластера. Также быстро и решительно как федеральный центр строит культурный кластер, он должен построить административно-деловой центр за границами ИП, а освободившиеся объекты недвижимости передать в муниципальную собственность и использовать их для нужд города и его населения. Это должно стать первоочередной задачей генерального плана города.
Лист 2. С точки зрения пользователя, материалом, представленным на данном чертеже, пользоваться весьма затруднительно. В части 1.5., раздела 1, Общие сведения, говориться о работе, выполненной в Севастополе в 2017 году. В этой работе все регламентные зоны представлены не на одном, а на десяти листах, и каждая регламентная зона кратко характеризуется (см. лист 5)
Лист 3. На титульном листе приведен перечень всех графических материалов, что дает представление о работе в целом
Лист 4. Нанесение границ ИП на фрагмент карты города позволяет более точно сопоставить границу на карте с натурой.
Лист 5. Данный лист является фрагментом листа 2 и позволяет осознать смысл каждой из представленных зон. Пользователь обычно работает с конкретной зоной. Для этого нужно найти соответствующий лист, на котором отображена искомая зона.
Лист 6. Схема фиксирует возможность и необходимость создания нового градообразующего центра
- по содержанию: городской парк, административно-деловой центр и жилищный комплекс,
- по градостроительной идеологии:
Лист 6. Предлагаемая к рассмотрению схема разработана в 2017 году (архитекторы А. Гладков, А. Годин).
Схема предусматривает организацию нового градостроительного узла для перемещения управленческого административного аппарата-ГФЗ с территории ИП. и деловой центр с жилыми кварталами. В связи с реализацией противоправного размещения комплекса культурного кластера на территории ИП, «выселение» учреждений органов государственной власти «на новые квартиры» приобретает первоочередное значение.
Предлагаемая территория обладает двумя важными природными характеристиками:
Географически территория расположена в геометрическом центре ГФЗ Севастополь, что оптимизирует доступность к ней как изнутри, так и снаружи;
Морфологически территория расположена на самых высоких отметках ГФЗ – 220 - 230 м над уровнем моря. Это обстоятельство позволяет создать высотную пространственную доминанту, которая будет восприниматься как с урбанизированной территории города, так и при подъезде к нему как с суши, так и с моря. Это станет визитной карточкой города и придаст ему новый, совершенно неповторимый шарм, который вряд ли имеет аналоги в мировой практике.
Кроме природных, рассматриваемая территория имеет и ряд других важных аргументов в пользу предлагаемого решения:
- значительная площадь, ориентировочно порядка 150 га;
- расстояние до центра города 10 км;
- удобная существующая связь со всеми районами города посредством использования существующей транспортной сети, требующей незначительной модернизации;
- возможность устройства значительной по площади видовой площадки, расположенной на крыше одного или нескольких высотных объектов;
- отсутствие стилистической зависимости от существующей (уже исторической) застройки;
- В сегодняшних условиях рассматриваемый градостроительный узел может включать в себя следующие крупные градостроительные элементы:
- «Центральный парк» города на территории существующего лесного массива вместо приморского парка на мысе Хрустальный, похищенного у города органами государственной власти;
- административно-деловой центр с жилыми кварталами;
- дополнительные зданий и сооружений культурного кластера;
Обсуждение (3)
"1.5. В начале 2017 года, по поручению постоянного комитета по градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания города Севастополя, была выполнена работа по оптимизации соответствия материалов Министерства культуры РФ условиям и требованиям существующей градостроительной ситуации в границах исторического поселения город Севастополь ...
Работа включала в себя и выполнение требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Севастополь.
Результаты работы были направлены в Управление охраны ОКН г. Севастополя, в Департамент градостроительства и архитектуры, в законодательное собрание г. Севастополя."
"Уже на протяжении более восьми лет органы государственной власти осуществляют градостроительную деятельность на территории ИП в условиях отсутствия особого ее регулирования, включая отсутствие градостроительных регламентов, что противоречит требованиям федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ в части обязанности установления особого регулирования градостроительной деятельности в ИП (ст.60)."
Потому что пофигизм федерального законодательства об охране исторических поселений -отличительная черта Развожаева,Жукалова и Масликовой.Поэтому они создают преступные схемы незаконной застройки исторического поселения.
Градостроительный беспредел в Севастополе стал возможен по причине некомпетентности и отсутствия профильного образования у назначенцев Развожаева и пофигизме ими федерального законодательства.А также по причине бездействия "субъекта и структуры, отвечающих за защиту интересов местного населения и выступающих от имени местного населения и от имени города, в котором оно проживает " -законодательного собрания,подобранного по вкусу фаната "крепкой Турции".В результате вопросами градостроения в городе вместо профессиональных архитекторов бездарно и по-хищнически занимаются юристы и менеджеры.
Эти "Авгиевы конюшни" по силам только прокуратуре,осуществляющей надзор за соблюдением законодательства.Ведь вседозволенность и безнаказанность ведут только к очередным преступлениям.
Великолепный материал! Где же те люди, которые приведут историческое поселение в надлежащий вид? Это в 19-м Александр Сергеевич определил тотальным недоразумением, в что он скажет сейчас, даже спрашивать не хочу. Непозволительно вытаптывать историческую часть и лишать Севастополь идентичности.
Александр Сергеевич, Вы - честь и совесть севастопольских архитекторов.