На могиле героя первой обороны Севастополя капитана 2 ранга Николая Костомарова (на Братском кладбище на Северной стороне) вместо подлинной мраморной плиты на разрушающемся бетонном основании — мраморно-гранитный новодел, какой привычно встретить на захоронениях сегодняшних дней. Это зафиксировал фотограф и блогер Юрий Югансон. Он показал, как выглядит надгробие сейчас (смотрите выше) и каким оно было несколько лет назад.
«Не порадовал меня этот новодел на могиле кап два. Во-первых, выполнен в стиле „евроремонта” 90-х, а во-вторых, не люблю пиара в мраморе: что это за „потомки музея”?!» — возмущается блогер, удивлённый таким вольным продолжением изначального текста.
Текст и впрямь удивительный.
Если антихудожественность чёрно-белой композиции с грубыми золотыми буквами и неуклюже прилепленным сбоку портретом срразу и бросается в глаза, то грамматику и смысл текст можно постигать достаточно долго. Сравните два варианта. Это — аутентичный.
Капитанъ 2го ранга Николай Ивановичъ Костомаровъ
Род. 22 ноября 1826 сконч. 9 апрѣля 1909 г.
Командовалъ батареей своего имени
впереди 4го бастиона.
А вот новая версия:
«Капитанъ IIго ранга Николай Иванович Костомаровъ 22.11.1826 — 9.04.1909 командовал батареей своего имени впереди 4го бастиона в память от благодарных потомков музея ЧФ».
Куда-то исчезнувшие из отчества и глагола «командовал» буква «Ъ», даты жизни, по-современному вмещённые в прочерк между датами (вероятно, от растерянности перед другой, совсем неизвестной буквой — «ѣ»), — такое отношение к историческому объекту, к увековеченной памяти возмущает. И почему вдруг в обозначении ранга в «новоделе» использована латиница? Но по-настоящему ошеломляет в безграмотных золочёных строках самовольное продление текста, видимо, должное выразить признательность,
Впрочем, сравнивать две надгробные доски неуместно, ведь первая была от тех, кто знал, любил, уважал капитана Костомарова, а вторая — от «благодарных потомков». И если верить синтаксису последней, то капитан Костомаров командовал батареей со дня своего рождения и до последней минуты жизни, и делал он это «в память от благодарных потомков музея ЧФ». Кто они, эти загадочные «потомки» музея, способного к продолжению человеческого рода? Почему именно музея Черноморского флота? И где находится подлинная плита с могилы героя Крымской войны?
Николай Костомаров: от батареи до музея
28-летний мичман Николай Костомаров в годы 1-й обороны Севастополя командовал батареей № 38 на 4-м бастионе (сегодня — Исторический бульвар). Несколько раз во время бомбардировок батарея срывалась до основания неприятельскими снарядами. Костомаров был трижды ранен и контужен, но не покидал батарею.
«Скромный, храбрый офицер безропотно обрёк себя на гибель и десять с половиной месяцев пробыл на своём бессменном посту. Постоянно находясь в ежеминутном ожидании смерти, он только и думал о том, как нанести неприятелю больше вреда», — писал о нём очевидец.
О важности «батареи Костомарова» говорит попытка французов разрушить её с помощью подземного взрыва. Но взрыв произошёл перед батареей, и она вместе с защитниками была засыпана землёй и камнями. О гибели всех воинов сообщили адмиралу Нахимову и в Санкт-Петербург. Спустя несколько часов они смогли выбраться из-под завалов, но Костомаров уже попал в списки погибших.
За личное мужество и умелое руководство батареей командир был произведён в лейтенанты, награждён орденами Святой Анны 3-й степени с бантом, Святого Владимира 4-й степени с бантом. Внесён в Вечный список кавалеров ордена Святого Георгия под № 9614.
После выхода в отставку Николай Костомаров вернулся в Севастополь, где много занимался общественной работой, в том числе — был членом попечительского совета Военно-исторического музея обороны Севастополя (сегодня — музей Черноморского флота), из-за чего ему сегодня часто приписывают должность первого директора или же смотрителя музея.
«Умер в Севастополе. С Высочайшего соизволения был похоронен на Братском кладбище на Северной стороне города. Надгробие и могила сохранились до наших дней», сообщает «Крымология».
Увы, эта информация недавно перестала быть достоверной.
Вандал-созидатель
— Я слышал эту историю с надгробием, мне приходило даже предписание. Но это сделал не музей Черноморского флота, мы к этому отношения не имеем, — сообщил ForPost заведующий Музеем ЧФ Владимир Клюев. Он вступил в должность в начале 2017 года.
— То есть оно было установлено до вашего назначения?
— Нет, я так подозреваю, что после. Просто я сам узнал об этом, когда ко мне обратилось Севнаследие весной прошлого года. Я съездил туда, увидел, дал им официальный ответ. Это не музей флота.
— Но почему там подпись якобы от музея флота? Музей имеет отношение к этой могиле?
— У нас условное шефство над ней. Раньше музей ухаживал за ней, поддерживал порядок, укреплял бетонное основание. Но по сегодняшним правилам мы там даже траву не имеем права выщипать. В Севнаследии сказали, что объект паспортизирован, находится под охраной — и все работы можно производить только с их разрешения. Поэтому остаётся только цветы возлагать. В этом году мы туда не ходили и никакие работы там не делали.
Даже если бы нам дали право, мы музей при военной части — у нас нет ни средств, ни счёта, ForPost же писал. Я показывал фотографии надгробия специалистам по этим работам, они сказали, что это стоит 150–200 тысяч рублей, а мы сами с нашим бюджетом мешок цемента купить не можем.
— Так кто же это мог сделать?
— Кто-то, кто не хочет, чтобы подумали на него, кто не хочет разборок в свой адрес. Может, чтоб подвести нас под разбирательство. Подставил просто музей. Сейчас идет следствие.
— Думаете, тут не только «доброе» дело, но и злой умысел?
— Умысел был, я подозреваю. Потому что человек не просто сделал что-то новое, а именно с подписью — чтобы все в нашу сторону подумали. Я бы этого человека увидел и сказал бы ему «ай-ай-ай».
— Но кто может быть этим вандалом-созидателем?
— Кто-то заинтересовался этой могилой. В прошлом году ещё на старом цементном надгробии появился этот портрет молодого Костомарова, на керамической плитке сделан, и гвоздики искусственные. У кого-то есть особая заинтересованность.
Благими намерениями?
Не делая предположений и, тем более, выводов, нельзя умолчать еще об одной истории, о которой ForPost узнал от сотрудников музея. Приблизительно за два месяца до запроса из Севнаследия в музее побывал молодой мужчина, представившийся родственником Николая Костомарова. Он был возмущён состоянием могилы и высказал свои претензии работникам музея, которые, как могли, описали ему ситуацию. Им показалось, что он ушел успокоенный и без ощущения, что память о его героическом предке предана.
Вскоре после этого на Братском кладбище появился черный новодел. Уважение к подлинным свидетельствам истории и нормы, регламентирующие вмешательство в объекты культурного наследия, оказались не писаны тому, кто хотел одним надгробием «освежить» память о герое, выразить ему своё почитание и попутно «ткнуть носом» современников.
Хотел ли этот «меценат» действительно «подставить» музей, или подписался его именем с искренностью и простотой, что хуже воровства, - это пока остаётся вопросом. Как и то, где находится подлинная плита с могилы героя.
Бесспорно то, что этого варварского вмешательства с заявкой на уголовный кодекс не случилось бы, если бы не столь же варварское безразличие ответственных ведомств. Увы, разрушающиеся памятники и надгробия на могилах героев, стройки на исторических объектах - ситуация обычная для города, который сам носит звание героя.
ForPost продолжит следить за развитием ситуации.
Светлана Косинова
Фото: Юрий Югансон
Обсуждение (22)
Стыдоба!
Надпись просто ужасная. И теперь будет стоять еще сто лет?
Клиника - сифилис мозга - только ампутация.
Неоднозначная ситуация...
На Братском вообще кто что хочет, то и делает. При Куницыне плиткой изуродовали главную аллею к Храму. И теперь без разрушенных водостоков, красивых, кстати, выложенных из камня, размываются и разрушаются захоронения с обеих сторон аллеи. Общественники восстанавливали могилы, но без нужного надзора со стороны культнаследия. Возле храма тоже возвели много построек, но особо возмущает ВИП-кладбище,которое продолжает расширяться.
Мне иногда интересно знаете что, смогли бы мы восстановить Братское кладбище и Свято-Никольский храм будучи в России?
Весь этот российский охранно-бюрократический механизм думаю нам никогда этого бы не позволил. Вспомните, в каком состоянии находилось Братское кладбище после развала СССР, как там срали на могилы, ломали надгробия, трахались и кололись в кустах и кидали в лицо Христу камни с целью отколоть кусочек мозайки славные севастопольцы - потомки героев.
Да там всё новодел, видно все позабыли, как при Украине восстанавливали это место - бережно и трепетно вместе с Россией. Как делались новые надгробия, как искали в архивах карты захоронений и места полностью уничтоженных памятников. Как поднимали взорванную колокольню храма и многотонный крест, валявшийся неподалёку, который потом снова упал. Как Ямало-Ненецкий округ подарил новый. Сейчас, с этой охранной бюрократией наверное, даже крест на храме не дали бы нам заменить. Так и стоял бы обломанный.
А еще бы мы Владимирский в Херсонесе не отстроили бы и Покровский, про Усыпальницу адмиралов вообще молчу, да и много чего ещё могу напомнить. А сегодня что? Сегодня наши руины нам важнее, оказывается, и ни-ни их трогать, пусть стоят в руинах.
to dimitro: что же вы так акцент сделали, что севастопольцы камни кидали, прямо всех горожан в вандалы записали.
Акцент сделан на то что при Украине всё восстанавливали, а при России такого быть не может в принципе.
Могила Костомарова - зарегистрированный Объект Культурного Наследия, как и многие могилы на Братском кладбище. Переделка была недопустима. Историческая реликвия уничтожена.
to dimitro: Надо отличать руины от бесценного подлинника. Правильно сказали - "евроремонт" рулит. Парапет в центре города отевроремонтитли капитально...
А могилу Костомарова испортили жутко. Поражает не только явный вандализм крушителей, но и такой китчевый "созидательный" стиль.
Акцент сделан на то, что у нас во всём двойные стандарты. Когда-то севастопольцы восстанавливали это кладбище и втыкали там новоделы из таких же плит (могила Абазы и другие тому пример) и никто не возмущался, а только орали: "Дайте нам восстановить память предков". Теперь кто-то поступил также и его объявили врагом народа: "Да как он посмел?". Почему тем было можно, а этому сейчас нельзя? И так во всём. Одни, наплевав на историческое наследие заложили окна католического храма камнями и открыли там кинотеатр, другие попытались вернуть всё на место и их объявили врагами разрушающими историческое наследие. Таких примеров масса, когда мы начинаем возникать по поводу того, что нам удобно. А Свято-Владимирский хрен нам дали бы восстановить сегодня, объявив эти руины священным историческим наследием, вот я к чему. А надпись на могиле Костомарова надо бы привести в историческое соответствие, тут согласен.
Мне кажется, что надгробную плиту поменял тот же самый тип, который не так давно многовековые каменные плиты у Владимирского собора в Херсонесе поменял на бетонную брусчатку.
Хотели как лучше, а получилось как всегда ...........
to dimitro:
" .....Мне иногда интересно знаете что, смогли бы мы восстановить Братское кладбище и Свято-Никольский храм будучи в России?
Весь этот российский охранно-бюрократический механизм, думаю, нам никогда этого бы не позволил. …там ….., ломали надгробия, …..герои-потомки кололись в кустах и кидали в лицо Христу камни с целью отколоть кусочек мозайки ……
Да там всё новодел, видно все позабыли, как при Украине восстанавливали это место - бережно и трепетно вместе с Россией…… "
О бережном и трепетном. И о «героях-потомках» тоже. Ситуация и в самом деле неоднозначная. Этика и эстетика более всего зиждется на индивидуальном восприятии окружающего мира. И уже-таки государево дело - формировать каноны и стили всеактуальной связи поколений . А это много труднее , чем «законы пекти» и не давать до власти пойти.
Вот эту плиту , как пить, подновляли по «высокой идейной необходимости» . Вид-то и в самом деле у неё был затоптанный и по сим временам «сермяжный». Не читабельный точно. Оно ж по одёжке и кормёжке тянем ножки. Можно даже представить это творение как наш очередной «ремейк патриотизьма», вполне бестолковый и небезкорыстный. И наверняка, где-то в парткассе это обозначено как «реставрация памятника» с закупками «монументального» лабрадора и мрамора в убедительном количестве. А то , что всё это творчество «дед мороз» и приблудные козы за год-два приведут в " исходное состояние", так это дело третье.
И таки о совсем высоком. Когда России надо было «присутствовать» в Севастополе , изыскивались любые «пятачки», где можно было потоптаться всеми четырьмя - о себе напомнить. Создавался базис. Сегодня «с «базисом отлегло» - задачи стоят другие. Куда как крупно-корыстные и «политически значимые».
Тако же оно и со светлыми ликами дело обстоит. Чего только под ними не делалось и не делается ! И ещё долго будет. А торговый караван идёт себе в нужную сторону.
И вообще стоит задуматься о глубокой связи политики и «пониженной социальной ответственности». Всё большее количество выпуклых «прессекретарш» на наших политподмостках лучшее подтверждение этого «магучего тренда».
Музея, так понимаю, больше нет. Остались потомки и память о нём?
Тоже добавлю вид Владимирского собора в Херсонесе, каким он был в1997году и в 2001 году:
А не началось ли наплевательское отношение там, когда начали хоронить людей никакого отношения к истории города не имеющих?
Не хочет ли севнаследие с этим разобраться?
А мне не понятно. Было надгробие побито и пришедшее в негодность. Кто-то постарался и сделал очень даже хорошо и прилично. То, что надпись не столь художественно, может денег не хватило, может ещё что, да просто негде в городе прилично сделать! Может приезжий не знает где это можно сделать. Сделал как мог. Палец о палец никто ни чего не деалет, а тут сделал молча человек и "раскудахтались"!
То, что "адресована" доска музею - так это ввиде благодарности и излишней скромности. Только скромный человек мог не оставить о себе данных. Наверняка, подумал, что это дело музея следить за состоянием могил и сделам им такой своеобразный показательный презент.
to Mir vsem: Я давно не был в том месте. Но помню, когда первый раз знакомился с ним, было сильное ощущение погружения в прошлое. Дыхание истории ощущалось не только по датам на могиах, но и по стилю оформления, свойственному тем временам. Если такой новодел там не первый, очень жаль. Он смотрится теперь как инородное тело в этом Месте. Согласен, что и бывшее состояние не соответствовало времени - цементное обрамление плиты, скорее всего, тоже "новодел".
Оригинальную плиту надо было, как минимум, сохранить. Такие мысли...
Да к сожалению, отсутствие образования, нормальных специалистов-реставраторов, полная безвкусица приезжих специалистов, невежество и нежелание учится, незнание истории того места куда приехали зарабатывать деньги, принципиальное нежелание привлекать к работам местных специалистов, а только желания "освоить" и угодить - взяли верх. Везде сплошной новодел. К сожалению, как специалист в данной области и коренной Севастополец могу с уверенностью и прискорбием констатировать - мы утрачиваем свою историю. За последние пять лет ни разу не видел в городе достойных работ по реставрации ОКН. Ну не едут к нам маститые специалисты из Питера и Москвы. И я их понимаю. Керамогранитная плитка из супермаркета - это все чего с их точки зрения достоин Н.И. Костомаров.
Как пример, вчера гулял в новом парке у Георгиевского Монастыря. Имитация ручного теса камня при помощи пики отбойного молотка. Оригинально.
Двойные стандарты пусть останутся двойными, но вот про ресторацию Свято-Владимирского собора в 2001 г.-2004г. могу сказать с уверенностью - все было сделано на высшем уровне. Работали реальные ученые, реставраторы и я тогда еще совсем юнец то же приложил немного своего труда. В 2015 году вышла книга Николая Орленко посвященная 70-и летию корпорации "Укрреставрация". - "Свято-Владимирский собор в Херсонесе , методические основы и хронология реставрации" . 320 страниц!!! Там собраны все документы, планы, графики, фотографии и т.п. Очень хорошая книга, рекомендую к прочтению, кто интересуется реставрацией.
Это же людное место, как возможно, что некий тип выламывает надробие, лепит сверху ублюдочный выкидыш своего недоразвитого воображения, кладёт плиточку, оставшуюся от ремонта в туалете - на это нужно не 5 минут! - и НИКТО его не замечает? Не останавливает?
Чудовищно.
Для этого есть Севнаследие. В их функции входит: Охрана, Выявление, Паспортизация и Популяризация ОКН. Надо написать запрос. А с простых людей спрос маленький ибо они не в курсе этих дел. Лежит плиточка, красивенько....
С людей тоже спрос. Мы что, совсем отупели?Там же постоянно прихожане идут в храм. что, все необразованные и тупые??? Это тоже, как и картину украли из Третьяковки - не люди. а манекены без мозгов.