Полный зрительский зал собрал Крымский академический русский драмтеатр имени А. М. Горького на этой неделе. Симферопольцы отдали дань памяти настоящей легенде — народному артисту УССР, лауреату Государственной премии СССР Анатолию Григорьевичу Новикову, который 45 лет беспрерывно руководил главным театром республики.
Что включает в себя «эпоха Новикова» и какие традиции были привиты мастером старейшему театру юга России, узнавал ForPost.
От художника до режиссёра
Анатолий Григорьевич появился на свет 5 июля в далёком 1927 году в небольшом городке Константиновка Донецкой области. Первое его место работы — художник на местном горпромкомбинате, куда он устроился в разгар Великой Отечественной войны в 1943 году. Два года спустя молодой человек стал артистом в Донецком театре имени Пушкина в Енакиево (ныне территория ДНР), где проработал до 1961 года.
Анатолий Новиков в образе доктора Астрова.
Именно здесь во время исполнения роли Владимира Ленина его заметил маститый московский режиссёр Юрий Завадский, который не только посоветовал молодому Новикову поступать в ГИТИС (Государственный институт театрального искусства имени Луначарского), но и подготовил сопроводительное письмо для приёмной комиссии.
«Но я был человек гордый, — письмо никому не показал, сам всё сдал. А когда уже поступил, показал рекомендацию Завадского проректору», — отрывки из воспоминаний Анатолия Григорьевича о покорении столицы прозвучали в ходе постановки, посвящённой 95-летию мастера.
Несмотря на актёрский успех у зрителя, Новиков выбрал путь режиссёра. Так, за следующие 14 лет он поставил спектакли буквально по всей стране — в Чите, Саратове, Липецке, Брянске и Перми.
Читайте по теме: Как в годы войны мобилизованные артисты защищали Севастополь и сохраняли театр
Таким образом, получив в 1972 году назначение в Симферополь, Анатолий Григорьевич приехал в Крым уже умудрённым опытом профи.
«Стоял жаркий август 1972 года. По улице Пушкина шёл пижонистого вида мужчина средних лет, — так выглядело первое появление Анатолия Новикова в крымском театре с его слов. — Напротив магазина «Лакомка» он огляделся по сторонам и вошёл в кассовый зал театра. Сразу видно — не симферополец: не знает, что служебный вход рядом. И здесь нашего героя ожидало потрясение: навстречу ему шла… коза! <…>».
Впрочем, комичность этого знакомства никак не повлияла на дальнейшие годы работы, а наоборот, обернулась колоссальным подвижническим трудом на благо театра и всего Крыма.
Пришил пиджак к пуговице
«Эпоха Новикова» — именно так негласно называют новейший этап в жизни русского драматического театра имени Максима Горького в Симферополе. Ведь преобразования охватили не только репертуар и труппу, но и всё здание целиком. Благодаря Анатолию Григорьевичу столица Крыма получила новый театральный комплекс, Театр юного зрителя и Театр современного балета.
Этой масштабной реконструкции предшествовало создание фактически первой в СССР малой сцены в октябре 1978 года, напомнила ForPost руководитель литературно-драматической части Людмила Касьяненко, проработавшая бок о бок с Анатолием Григорьевичем 35 лет.
«Малая сцена изначально открывалась как экспериментальная площадка: хотели поработать с неожиданной драматургией, актёры — попробовать себя в совершенно другой эстетике и стилистике», — объяснила собеседница издания.
Позже была создана ещё одна площадка для эксперимента, наоборот, с классической драматургией. Эта новая сцена открылась «Маскарадом» Михаила Лермонтова, который сменили три подряд постановки пьес Антона Чехова: «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Чайка». Затем добавлялись другие новаторские подмостки — открытый летний амфитеатр, сцена во дворике…
Новиков во время реконструкции театра.
Новиков любил повторять, что он — сын строителя, поэтому, мол, гены ему подсказывают, как поступать. В итоге он не просто реконструировал театр, а за 16 лет создал шесть новых сценических площадок общей площадью более 12 тысяч квадратных метров. Эти перемены в Крымском облисполкоме в те годы называли «Новиков пришил пиджак к пуговице», поделилась воспоминаниями завлит.
Читайте по теме: Как движется многомиллионная реставрация галереи Айвазовского в Крыму
Однако его именитые коллеги — Андрей Гончаров, Олег Ефремов, Олег Табаков — открыто отдавали должное организаторским заслугам Анатолия Новикова: о подобном театральном комплексе им оставалось лишь мечтать, уточнила Людмила Касьяненко.
Портрет Анатолия Новикова в фойе основной сцены.
Грандиозное строительство завершилось в 1995 году. В качестве признания заслуг имя Анатолия Григорьевича было присвоено основной сцене театра.
Русские и современные
Не менее эпатажно проявил Новиков себя как постановщик. Первым его «крымским» спектаклем в 1972 году стал «Царь Фёдор Иоаннович» по трагедии Алексея Толстого. Симферопольская публика была поражена грандиозностью декораций и костюмов, тонкостью музыкального оформления спектакля и, конечно же, талантливой игрой актёров. Затем последовали и другие яркие премьеры, за что в 1979 году театру было присвоено звание «академический».
Анатолий Григорьевич не останавливался на достигнутом, постоянно ища новые творческие решения. Так, «Царь Фёдор Иоаннович» впервые на крымской сцене затронул проблематику отдельной личности и власти, рассказала Людмила Касьяненко.
«У Новикова и у нашего театра существует несколько главных линий. Это тема человека и власти в разных ипостасях: художник и власть, любовь и власть. А также семейная тема, то есть взаимоотношения поколений, мужчины и женщины. Вообще Новиков был убеждён, что вся мировая классика — это тема семьи», — уточнила Касьяненко.
При этом большую часть репертуара симферопольского театра, по установленной Анатолием Григорьевичем традиции, по-прежнему занимают произведения классики с упором на русских авторов. Любопытный факт: в украинский период Крыма из 60 действующих постановок русская классика занимала почти треть списка.
Читайте по теме: Крымские театры не нуждаются в цензуре — мнение
Впрочем, современной отечественной драматургии Новиков также уделял много внимания. По подсчётам собеседницы ForPost, за 45 лет работы Анатолия Григорьевича в театре крымчане реализовали в так называемом первопрочтении около 30 пьес.
«Наш театр, допустим, был первым, кто поставил на сцене «Фаворит». Специально для этого писалась инсценировка местным драматургом. В Риге у Валентина Пикуля (автора исторической хроники «Фаворит» — Прим.) было получено разрешение на постановку: из огромного романа-эпопеи в центре внимания постановочного коллектива оказались события, связанные с историей Крыма», — привела пример собеседница. — Новиков фактически диктовал драматургу, что ему надо».
Кроме этого, крымский театр вторым после московского «Ленкома» получил пьесу «Королевские игры» от её автора Григория Горина. А рукопись комедии «Золото партии» драматург Юрий Поляков прислал крымчанам одновременно с МХАТ имени Горького. Кстати, премьера этого спектакля состоялась на три дня раньше в Симферополе, чем в Москве, с гордостью уточнила Людмила Касьяненко.
Крымчане всегда ценили возможность посмотреть спектакль на русском языке.
Что касается выживания театра, имевшего в своём названии слово «русский», во времена Украины, то непререкаемый авторитет худрука неизменно спасал положение. По словам завлита, санкции за постановки не на «мове» ни разу не поступали из Киева.
Зато школа-студия, созданная в 1995 году при театре, порой оказывалась под угрозой.
«Мы должны сами их обучить»
Именно создание школы-студии Анатолий Новиков считал своим главным достижением. По его мнению, реконструировать здание или по-особенному поставить пьесу могут многие, но только несколько столичных театров смогли создать условия для подготовки собственных актёрских кадров.
«Театр старел, то есть в труппе было всё меньше молодёжи. Приглашать актёров, выбивать им квартиры, как в советское время, стало невозможно, — описала события, предшествовавшие появлению актёрской школы, Касьяненко. — Анатолий Григорьевич тогда сказал: «У нас есть талантливые ребята в Крыму. Мы должны сами их обучить».
Первоначально, по воспоминаниям собеседницы, классы были рассчитаны всего на 15 студентов. Все необходимые на практике знания преподавали сами же работники театра по составленным учебным программам. Учёба велась по государственной лицензии «Школа-студия (вуз)».
Читайте по теме: Как с помощью Сталина и Бузовой МХАТ приобщает молодёжь к культуре
Шли годы, школа-студия успешно развивалась, пока однажды приехавшая комиссия чиновников чуть было не поставила на ней крест. Оказалось, что преподавать на русском языке недопустимо. Конфликт не удалось решить на месте, и Анатолию Новикову пришлось выехать в Киев, где он встретился с тогдашним министром образования Дмитрием Табачником.
«В итоге прозвучало: «Всё нормально, вот так и надо работать, как работает школа-студия, которой руководит Новиков». У него был авторитет», — вспоминает Людмила.
Анатолий Григорьевич ушёл из жизни в 2017 году, но его дело продолжается: выпускники школы-студии составляют гордость нынешней труппы Симферопольского театра. Также молодые крымские актёры работают на подмостках Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга.
После 2014 года школа-студия трансформировалась в театральный колледж на базе Крымского университета культуры, искусств и туризма.
Неудобный человек, папа...
Между тем Анатолий Григорьевич, по словам Людмилы Касьяненко, был «неудобным человеком». Он был дипломатом в переговорах, но и не боялся говорить, что думает, идя к цели.
«Я никогда не встречала равнодушных к Новикову: его или любили, или ненавидели, настолько он яркий и неординарный. Анатолий Григорьевич не боялся эпатировать и добиваться своего», — охарактеризовала худрука завлит.
При этом Новиков спокойно принимал критику и замечания, рассказал ForPost один из его друзей, председатель правления АО «Завод «Фиолент» Александр Баталин.
«Анатолий воспринимал любую критику, выслушивал моё видение. Если замечания и предложения зрителей были здравыми, то он включал их в следующее представление», — поделился воспоминаниями собеседник.
Мемориальная доска Новикову установлена по инициативе завода «Фиолент» на доме, где он жил.
Анатолий Новиков, по свидетельству его знакомых, был невероятным трудоголиком. Проводя всё время в театре, он такой же самоотдачи требовал от окружающих. Неслучайно его семья также связана с культурой и творчеством. Его вдова Алла Иосифовна преподавала в художественном училище, сын Владимир сейчас работает главным художником Крымского драматического театра.
Впрочем, родным человеком Новикова считает гораздо больше людей. К нему в кабинет можно было прийти с любым вопросом, поэтому неслучайно за глаза в театре худрука называли Папа, напомнила Людмила Касьяненко.
«Новиков создал театр-дом. Для нас всех до сих пор, хоть Анатолия Григорьевича нет уже пять лет, театр — это наш дом. Мы храним его традиции: к театру надо относиться трепетно; здесь служат, а не работают», — подытожила наш разговор собеседница.
Действительно, незримое присутствие легендарного мастера остро чувствуется в закулисье старейшего крымского театра.
Читайте по теме: Когда сбудутся сказочные мечты о новом кукольном театре в Крыму
Пелагея Попова
Фото: Пелагея Попова|ForPost; из архива Людмилы Касьяненко