Участника спецоперации с позывным «Артист» знает практически весь Севастополь. Еще бы, этот профессиональный актер служит в Севастопольском академическом русском драматическом театре имени А.В. Луначарского почти два десятилетия, сыграв свыше 40 ролей, к которым можно прибавить больше дюжины кинопроектов, сложив далеко за полусотню ролей, сцен, монологов, эпизодов.
Теперь же он исполняет самую значимую свою роль – роль воина, с оружием в руках защищающего Отечество, любимых, родных. И делает это как должно – героически, что подтверждается государственной наградой – знаком отличия «Георгиевский крест» IV степени на его груди.
Публикуем материал Наталии Микиртумовой про севастопольского участника СВО с позывным «Артист» из газеты «Флаг Родины» № 47 (27750) за 2 июля 2025 г.
Добываем разведданные
Так оставим же бойцу обиходный для СВО позывной, по крайней мере, пока не вернулся с фронта. А там и раскавычим, и в подробностях расспросим, чем служитель муз занимался на передовой. Впрочем, в одном соловьевском телерепортаже (прошедшем на телеканале «Россия-1») «Артист» уже признался: «Добываем перед штурмом разведданные. А дальше – артиллерия работает…».
Как же сменил он сценические латы на тяжелый бронежилет, голубя мира на дрон? Как обнаружил в себе крепость воинских основ, которым совершенно чужды актерская пластичность, податливость режиссерской руке?
Об этом неизбежно задумываешься, вспоминая образы, созданные «Артистом» в театре. Энрике в «Методе Гренхольма» и Васенька в «Старшем сыне», Феличе в «Крике» и Жадов в «Доходном месте»… Согласно типажу – интеллигент и душа общества, обаятельный, честный. Или напротив – Шут в диапазоне от шекспировского до скоморошьего…
Вспоминая его лучшие работы, начинаешь понимать, что эти маски никогда не бывают однозначными. Вроде того Жадова у Островского: «Тряхни его и осыпался… Как ни строй из себя ангела, а подлец-то выглядывает!». Исполнитель многосложен в тех, кого выводит к зрителю. Органичен, убедителен в самом коротком эпизоде. Даже в массовке неповторимым штрихом причастен к общему строю повествования. Иначе прореха, пусть тонкая, но прореха в общем полотне спектакля!
Заполнять собой палитру сценического действа как амбразуру – твердая профессиональная позиция. И тут надо сразу сказать про характер. Потому что вне сцены он совершенно не бросается в глаза, не лезет в лидеры, в бунтари. Спокойный, взвешенный человек. Но в исполнительстве всегда присутствует его личная позиция, с которой непросто справиться режиссеру. При совпадении же успех неизбежен. Как в спектакле-скоморошине «Самодержцы и шуты», где автор проекта Владимир Крючков сотоварищи – Евгений Овсянников, Юрий Михайловский, Виктор Неврузов, Сергей Колокольцов явили себя такими выразительными, что все пятеро признаны театральным фестивалем «Боспорские огоны» исполнителями лучшей мужской роли!
Должно бы – ан нет!
Его судьба вообще складывается не типично: должно быть так, ан нет – иначе! Прадед, дед, отец – потомственные шахтеры с Луганщины. Ему бы спускаться в забой, да школьная учительница по русскому и литературе настояла: «Твое призвание – сцена!».
И он с успехом окончил Харьковскую государственную академию культуры по специальности «театральное искусство», хотя впервые зашел именно туда, потому что… перепутал выходы из метро. В чем «Артист» совершенно не путался, так это в том, что уходит на СВО. Душа больше не могла мириться с тем, что происходит в его родном краю. Отец благословил, жена обняла, коллеги поддержали. И севастопольский актер с луганскими корнями пошел на фронт бить неофашистов. «За ленточкой» он уже второй год.
Там пригодилось все: и его внутренняя основательность, надежность, и современная продвинутость в айтитехнологиях, скрупулезность и походная самоорганизация. Луначарцы гордятся товарищем, словом и делом поддерживают подразделение, где служит коллега. Семья верно ждет. Последнее особенно важно. У «Артиста» надежный тыл. Супруга Екатерина – актриса и товарищ по труппе Театра имени Луначарского, обе дочери, что называется, выросли в кулисах (да и на сцену выходили с малолетства). Не раз муж и жена работали в спектаклях в паре. Это ощущение «мы вместе» сохраняется обоими.
Жить театром
Нынешний разговор с Катенькой в знакомом репетиционном зале проходит, словно супруг вот только вышел:
– Он абсолютно искренний, – говорит жена и коллега, – будто не играет, живет своим персонажем. Находит причины поступков самого отрицательного героя. Получается честно, искренне. Все пропускает через себя, вечером после спектакля приходит домой просто как выжатый лимон…
– Помню, он говорил, что театр для него не работа, а именно жизнь. Со всем, что в ней складывается. Мечтал о роли Гамлета, но не успел, повзрослел. Как думаете, а Карабаса-Барабаса смог бы сыграть? – Скорее Дуремара. – Тоже завидная маска. Сказки вообще фантастический материал, столько возможностей для актерской реализации. А комедию играть по душе? – У него очень тонкое чувство юмора. Не комикует, не потешает, а как-то так то-о-оненько раскладывает.
Необязательно, чтобы зритель хохотал, скорее, чтобы улыбнулся… Успех может быть от трудолюбия, от опыта – наработки каких-то навыков, а тут просто бог поцеловал в макушечку… Хотя от этого актерская работа нисколько не легче. – Особенно, если учитывать массу эпизодических ролей. – Да, когда у тебя большая роль, есть возможность разогнаться. Видишь точку отсчета, начинаешь разгоняться, разгоняться, разгоняться – и выходишь на пик. А тут никакого разгона нет, ты должен просверкать как молния, сделав все ярко, вкусно, красиво!
Очень сложно. – Он был занят почти в каждой постановке луначарцев, но решил уйти на СВО. – А кто другой? Это же его родню бомбили в Луганске с четырнадцатого года. Его семья сидела в подвале. У него сестра только родила племянницу нашу, спасалась там с грудным ребенком… Когда ЛНР приняли в состав России, это был такой праздник! Свою землю надо защищать… Были люди, которые спрашивали меня, как ты его отпустила? Хотя такое спросит только тот, кто его совсем не знает. Если решил – сделает. Потому что перед этим хорошо подумает. Тут не порыв, а продуманность, убеждение.
– Как это вяжется с актерской профессией, в которой надо уметь покоряться режиссеру – Непросто. Но когда-нибудь он обязательно вернется в театр, потому что очень любит свою профессию. – Вы знаете, за что муж получил Георгиевский крест? – Уж точно не за чтение стихов.
В Севастополь приезжал его командир, говорил о подчиненном как об очень внимательном человеке, мол, четко видит по периметру на все сто восемьдесят. А государственная награда – за операцию под Угледаром. Удостоен еще в феврале, узнали к Дню Победы.
Он повернулся посмотреть
Театр Луначарского свел их словно само собой разумеющееся. Оглянулись друг на друга, и все поняли.
– Катя, можно два слова о себе? – Как многие в Севастополе, я из флотской семьи. Папа – подводник, точнее глубоководник, черноморец, никому не переприсягал. Горжусь. – Об актерской карьере мечтали? – Очень! Со Снегурочек, Петрушек и Матрешек. (А когда выучилась на здешнем курсе ГИТИСа, даже Ведро играла – в сказке про щучье веление.) – Вы с супругом на сцене находились в любовных отношениях? – Один раз. Он – Лисёнок, я – Цыплёнок!
– Что для жены участника СВО сложнее всего? – Когда поначалу от него полгода не получала вестей, тяжко было. Но театр нашу семью всегда поддерживал. Помощь передовой оказываем давно: отправляем гуманитарку, мотоциклы, обмундирование, денежные сборы делаем, и в его воинскую часть тоже. Когда ему отпуск дали, я никого не предупреждала, пришел в театр, прямо как звезду встретили. А девчонки плакали. Все обнимались, это был какой-то общий восторг, общее счастье.
Рубикон долга
Слово об «Артисте» сказал и заслуженный деятель искусств Севастополя Григорий Лифанов – художественный руководитель луначарцев, отмеченный медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени:
– Бывают такие периоды в жизни общества и человека, когда идет проверка на личностные качества, на отношение к жизни, на четкость позиции, которую должно занять. Двадцать второй год определил, кто на какой стороне. Наш товарищ ушел добровольцем на передовую. Праведный, решительный, мощный шаг, вызывающий только уважение и восхищение. А театр остался продолжать свою главную миссию – нести зрителю высокое отечественное и мировое искусство. Севастополь – тоже передовая, и, если каждый день в нем открываются двери театра, такой город не победить. Мы сильный народ, у нас великая культура. Фронт и тыл объединены. Победа будет за нами!
Наталия Микиртумова
Фото из семейного архива «Артиста»
Обсуждение (4)
Храни Господь ! и желаю возвратиться ! и целым и невредимым !
Рассказ о настоящем человеке. Удачи солдат. Храни тебя Господи.
Горжусь
Наш человек, настоящий. Спасибо, тебе, брат, за то, что защищаешь Землю Русскую! Храни, Господь, Воина!