Президент США Дональд Трамп по сути объявил торговую войну двум крупным мировым экономикам – Индии и Бразилии. Накануне вечером, он обрушился с угрозами на первую, и успел объявить о вводе тарифных санкций против второй. Однако, заявления и поступки пока не складываются в цельную картину.
Трамп пригрозил ввести с пятницы 25%-ю пошлину на товары из Индии – после чего заявил, что «переговоры ещё ведутся». Как отмечает Reuters, пошлины затронут Индию в большей степени, чем других крупных торговых партнёров, и может привести к срыву многомесячных переговоров между двумя странами. Причём США в последнее время видели Индию в качестве геополитического противовеса Китаю.
Злой раджа
Внятного изложения причин, как обычно, нет. Сначала Трамп написал в посте на сайте Truth Social, что пошлины — это ответ на то, что Индия покупает российское оружие и нефть. В первые шесть месяцев 2025 года Россия продолжала оставаться крупнейшим поставщиком нефти в Индию, обеспечивая 35 % от общего объёма поставок.
Однако, были упомянуты также «неприятные торговые барьеры» Индии. Позже, когда Трампа спросили о санкциях в Белом доме, он ответил, что они были частично вызваны торговыми проблемами, а частично — участием Индии в группе развивающихся стран БРИКС, которую он назвал враждебной по отношению к США. В июле Трамп заявил, что США введут дополнительную 10% пошлину на импорт из любых стран, поддерживающих «антиамериканскую политику» БРИКС.
В первые шесть месяцев 2025 года Россия продолжала оставаться крупнейшим поставщиком нефти в Индию, обеспечивая 35 % от общего объёма поставок.
Новый налог США на импорт из Индии будет выше, чем в отношении многих других стран, которые недавно заключили соглашения с администрацией Трампа. Пошлина на экспорт из Вьетнама составляет 20%, из Индонезии — 19%, а на экспорт из Японии и стран Европейского союза — 15%.
Тарифы повлияют на экспорт индийских товаров в США, который в 2024 году составил около $87 млрд, включая такие продукты переработки, как одежда, фармацевтические препараты, драгоценные камни и ювелирные изделия, а также нефтехимия.
С. К. Ралхан, президент Федерации индийских экспортных организаций, допустил серьезные препятствия для индийских экспортёров, особенно в таких отраслях, как текстильная промышленность, производство обуви и мебели, поскольку 25% пошлина сделает их неконкурентоспособными по сравнению с производителями из Вьетнама и Китая. Однако, учитывая угрозы Трампа напасть с тарифами и на Китай, ситуация запутывается ещё больше.
В среду Трамп также заявил, что заключил сделку с главным соперником Индии в Южной Азии — Пакистаном — о разработке нефтяных месторождений этой страны. «Кто знает, может быть, однажды они будут продавать нефть Индии», — написал Трамп в Truth Social.
После непродолжительного, но кровопролитного конфликта между Индией и Пакистаном Нью-Дели уже был недоволен близостью Трампа к Исламабаду – и сейчас симпатий вряд ли добавилось.
Донни против Лулы
В среду Трамп подписал указ, подтверждающий, что США введут 50% пошлины на Бразилию. В указе не упоминался ранее названный срок — 1 августа, но было указано, что новая пошлина вступит в силу на следующей неделе. Дата 1 августа фигурировала в планах Трампа ранее – он грозил ввести пошлины, в том числе из-за судебного преследования в отношении союзника Трампа, бывшего президента Жаира Болсонару. Болсонару грозит несколько десятилетий тюрьмы за предполагаемый заговор с целью военного переворота, чтобы помешать Луле вступить в должность после поражения на президентских выборах 2022 года.
В редком интервью для New York Times, явно призванном донести послание до Белого дома накануне потенциальной торговой войны, Лула призвал президента США избегать «проигрышных» отношений между двумя крупнейшими экономиками Северной и Южной Америки и заявил, что не боится публично критиковать Трампа.
«Нет причин для страха. Я, конечно, обеспокоен, потому что у нас есть экономические, политические и технологические интересы. Но Бразилия ни в коем случае не будет вести переговоры как маленькая страна, противостоящая большой. Бразилия будет вести переговоры как суверенное государство», — заявил Лула, чьи рейтинги после угроз Трампа только выросли.
Лула дал понять, что его чиновники готовы вести переговоры с США по экономическим вопросам: «В политике между двумя государствами не должно преобладать ни одно из них. Нам всегда нужно искать компромисс. Это достигается не тем, что ты выпячиваешь грудь и кричишь о том, чего не можешь дать, и не тем, что ты склоняешь голову и просто говоришь «аминь» всему, чего хотят США».
Президент Бразилии заявил, что политическое будущее Болсонару — это вопрос, который должен решаться в судебном порядке и, следовательно, не подлежит обсуждению. «В Бразилии есть конституция, и бывший президент предстанет перед судом с полным правом на защиту», — настаивал Лула.
Заплатят за всё американские обыватели
Ввод реальных тарифов против Бразилии приведет к предсказуемым побочным эффектам и в США, хотя Бразилия тоже пострадает. Бразилия один из крупнейших в мире экспортеров говядины, около 16% экспортного мяса шло в США, где оно обрабатывалось для фастфуда (McDonald’s, Burger King), потери — до 1,2–1,5 млрд $ во втором полугодии 2025. Бразилия – это порядка 30% мирового производства кофе, и для этой отрасли США является ключевым рынком. Правда, существует возможность переориентации на «всеядный» рынок КНР.
По данным Bloomberg Economics, в США кофе и говядина подорожают на 15–30%, а инфляция в потребительских товарах (особенно в южных штатах) усилится. Бразилия — крупный покупатель американских самолётов, технологий в агрообработке и генетически модифицированных семян, поэтому ответить есть чем.
С Индией конкретики меньше, но ряд аналитиков ожидает повышения в США цен на одежду, обувь, электронику, автомобильные комплектующие и другие товары, импортируемые из Индии, на 17-40%.
Realpolitik
Стратегические последствия будут намного шире экономики. Бразилия и Индия — это два ключевых столпа Глобального Юга и одновременно члены БРИКС, активно ведущие независимую политику. США открыто давят на бразильское правительство Лулы из-за судебного преследования Жаира Болсонару, что является публичным сигналом консервативным силам по всему миру: США вспоминают политику «он, конечно, сукин сын - но он наш сукин сын» .
Кроме того, Китай — крупнейший торговый партнёр Бразилии, и пошлины США — попытка подорвать это партнёрство косвенно, отбив у Бразилии часть экспортных доходов и вынудив её на уступки. В условиях холодной войны США и Китая, Бразилия становится объектом наказания за многовекторность.
Схожая логика и с Индией. Нью-Дели остаётся формально союзником США (QUAD, оборонные соглашения), но де-факто играет на три фронта: массово закупает российскую нефть и оружие, активно расширяет торговлю с Ираном и другими несимпатичными США странами, отказывается присоединяться к западным санкциям. Кроме того, опасно набирает вес, становясь главной альтернативой Китаю в сфере производства (смартфоны, микросхемы, фармацевтика). Но Индия использует этот рычаг в свою пользу, а не в пользу США — не давая Вашингтону диктовать правила.
Резюмируя, Бразилия и Индия — две крупнейшие демократические державы, которые не входят в НАТО, не участвуют в антироссийских коалициях, не подчиняются США, но достаточно сильны, чтобы влиять на глобальный порядок.
Трамп пытается эти страны сломать через колено. Что должно привести к дестабилизации БРИКС, Глобального Юга и других не-американских сущностей.
Обсуждение (1)
Этого вполне достаточно, чтобы объяснить действия Трампа.