В День Великой Победы мы с трепетом вспоминаем имена героев Великой Отечественной. Среди них – представители самых разных профессий мирного времени, в том числе деятели театрального искусства. О них телеканалу НТС рассказали в Народном музее истории Севастопольского академического русского драматического театра имени Луначарского.
Летним вечером, 21 июня 1941 года, Севастополь праздновал возвращение Черноморской эскадры с больших учений. На Приморском играли оркестры, в небе над бухтой сверкали огни салюта. Коллектив городского театра имени Луначарского находился в отпуске, а на сцене шли гастроли симферопольской театральной труппы имени Горького.
В тот вечер артисты показывали зрителям спектакль «Кремлёвские звёзды» по пьесе Николая Погодина. Билеты на вечер следующего гастрольного дня были раскуплены. Никто и представить не мог, что спектакль не состоится, а мирная жизнь в одночасье рухнет. С первых дней войны театр перешёл на казарменное положение.
«Спектакли продолжали идти в севастопольском театре по два раза в день. И, когда начинался артобстрел, жители вместе с артистами выходили в бомбоубежище. Как только обстрел заканчивался, артисты возвращались, зрители возвращались в зрительный зал, и спектакли продолжались», – рассказывает Виталий Омельченко, артист театра им. А. В. Луначарского.
Артисты театра жили прямо в гримуборных, расположенных под сценой. Вскоре исполком Севгорсовета сформировал концертно-эстрадную бригаду. В её состав вошла и драматическая театральная труппа. Возглавил коллектив актёр Берман. По словам автора книги «Театр легендарного города» Лидии Васильевой, коллектив театра по праву считал себя мобилизованным в ряды защитников Севастополя.
«Вся труппа нашего театра хотела остаться в городе, защищать его. Сформировались как раз эти концертно-эстрадные группы. Они выезжали, выступали на бронепоездах, выступали на кораблях, поднимали боевой дух наших офицеров и солдат», – говорит Пётр Харченко, артист севастопольского театра им. А. В. Луначарского.
За первые три месяца войны артистами театра было дано более 160 концертов в воинских частях. А 28 октября 1941 года в городе ввели осадное положение. Руководство Севастополя приняло решение о срочной эвакуации театра. Актёры заявили о желании остаться, чтобы влиться в ряды защитников города. Но просьбу отклонили – театр необходимо было сохранить. Луначарцы оказались в киргизском селе Новопокровка, где работали в клубе на 250 мест. Худрук Борис Бертельс оставался в Севастополе, а позднее эвакуировался на Кавказ.
«Без своего художественного руководителя, без режиссёра было трудно. Как вообще отреагирует публика на всё, что они привезли, всё, что у них было», – говорит артист театра Максим Веселов.
Увы, не всем работникам театра удалось добраться до Киргизии. Семью молодых актёров Реонич и Манто с грудной дочкой Людой расстреляли фашисты во время облавы в Симферополе. Артисты Брянский и Зарницкая погибли вместе с сыном при эвакуации на теплоходе «Армения».
Многие ушли на фронт. Среди них – артист Александр Плоткин, в 43-м вызвавший огонь на себя на Керченском плацдарме при высадке десанта, работники театра Леонид Силин, расстрелянный фашистами в Кременчуге, и Валентин Рябиков, погибший смертью храбрых, защищая Москву.
«Я сейчас себе не очень это представляю. Я благодарю Всевышнего за то, что мы живём в мирное время. И мне очень хочется, чтобы это мирное время продолжалось для всех и вся, в том числе для театра, потому что лично я убеждена в том, что театр должен направлять энергию на созидание», – делится артистка театра им. Луначарского Виктория Мулюкина.
Сегодня молодое поколение луначарцев трепетно хранит память об артистах-героях. Имена каждого из них, как выживших, так и павших, благодаря сохранившимся документам и фотографиям, увековечены в Народном музее истории Севастопольского академического русского драматического театра имени Луначарского.