В России обострилась проблема безопасности продуктов в наших магазинах. Скандалы с салатами, зефиром и сладостями поставили ребром вопрос об ответственности торговых сетей перед покупателями, которые не должны пострадать от еды, которая неизвестно где и как сделана.
«Выставочные пространства» вместо магазинов
Торговые сети «на сегодняшний день не контролируют» производителей продуктов личными посещениями производств, сказал ForPost сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
По его мнению, в каждом магазине должен быть товаровед — человек, знающий о свойствах продуктов питания и понимающий, что такое хорошее производство. Но таких людей сейчас нет, говорит наш собеседник.
Магазины превратились в «выставочные пространства», где «за деньги производителя ему позволяют реализовывать продукцию населению», так как нарушена идеология магазина, отметил он.
Егармин подчеркнул, что магазины перестали быть «сортировочной станцией», где отделяют тех, кто не может обеспечить хорошее качество продукции — «они в одну сторону — тренироваться», от тех, кто обеспечивает хорошее качество и заданные параметры — «они идут в другую сторону, к потребителю».
Что можно, что нельзя
По закону, ответственность за качество товара на полке лежит на продавце, хотя он очень редко приобретает продукцию напрямую у производителя. Об этом сказала ForPost кандидат экономических наук, исполняющая обязанности директора института управления сельскими территориями Российского государственного университета народного хозяйства имени Вернадского Евгения Жукова.
Она напомнила, что чаще всего между производителем и магазином есть посредники: дистрибьюторы, контрагенты, оптовые торговцы и так далее.
В таких условиях, по её мнению, розничный торговец не может проконтролировать производство, условия транспортировки и хранения товара. Поэтому если он поступил в торговую точку уже ненадлежащего качества, продавец может переложить возмещение убытков покупателя на первоначального поставщика.
По словам Жуковой, в крупные торговые сети товар чаще всего поступает через центральный распределительный центр, а выбор поставщиков лежит на управляющей компании.
При выборе поставщика тщательно изучаются все сопроводительные документы о происхождении, безопасности и качестве товара, проверяются возможности соблюдения условий хранения и транспортировки, уверена экономист. Также к поставщику выдвигают требования стабильности поставок.
Закупщики перед заключением договоров проводят проверку поставщика, посещая его офис и склады, добавила наша собеседница.
Если говорить о прямом сотрудничестве торговой компании с производителем, то заключению договора часто предшествует посещение предприятия, где проводят обзорную экскурсию по производству, ещё может быть аудит поставщика, продолжила Жукова:
«В результате проведённого аудита присваивается категория надёжности. Для сотрудничества выбирается та компания, у которой выше рейтинг. При дальнейшем сотрудничестве проверяются соответствие поставленного товара с накладными по количеству, артикулам, внешнему виду и упаковке, срокам хранения и качеству. Если у торговой сети не возникало нареканий к сотрудничеству с поставщиком, то заключённый договор пролонгируется».
Однако торговые компании не вмешиваются в производство и не могут организовывать их проверки, но имеют право инициировать проверку контролирующими органами, обратила внимание экономист:
«Торговые сети обязательно проверяют соответствие продукции требованиям ХАССП (программы производственного контроля), что является обязательной процедурой при поставке пищевой продукции», — подытожила Жукова.
Закон не велит, но могут договориться
У торговых сетей, по закону нет права проверять своих поставщиков, что не исключает этого на основании договорных отношений, сообщил ForPost председатель Союза потребителей РФ Алексей Койтов.
Многие сети используют различные инструменты, но преимущественно — входной контроль безопасности и качества продукции, добавил он:
«Такие условия, как посещение производственных помещений поставщиков, мне не известны на практике».
Неликвид на полках и «взятки»
Но как тогда, если предполагаются контроль и аудит, на полках магазинов оказываются невкусные, некачественные и даже опасные продукты?
Из-за упрощения торговых процессов возникает система, позволяющая «забивать вот этот опасный "неликвид" путём элементарной дачи взяток торговым сетям или магазинам», сказал сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин:
«Сидит тётя в магазине, она ждёт, когда к ней придёт какой-то производитель. Производитель приходит — она говорит: "Ой, ты знаешь, нам ничего не интересно, что ты говоришь, что у тебя хорошие пирожки или конфеты. Давай взятку — это называется деньги за полку — и тогда мы тебя поставим на полку и будешь продавать. Ты для нас будешь хорошим всегда, если будешь денег нам давать побольше"».
По его словам, это становится условием того, что на полках появляются не те товары, которые «отфильтрованы» магазинами, как мы думаем иногда, а те, лояльность к которым производители купили у продавцов.
И получается, что можно делать низкосортный продукт, «заплатить хорошую взятку» — и его поставят, будут говорить: «Круто, это то, что надо, все покупайте», посетовал Егармин.
К тому же сложилось «засилье какой-то монополии на товары», причём «монополия довольно посредственного качества товаров», возмущён он:
«Это мы видим, например, по мясным группам. Где же наши фермеры, которые что-то хорошее, какую-то свежую колбаску делают? Их просто нет — они не могут взятки заплатить. А вот какие-нибудь заводы, которые делают колбасу из останков, — пожалуйста, и то, и другое — 40 наименований вы увидите. Потому что они платят взятки».
Что нужно изменить
Такая система возникла из-за недостаточного нормативного регулирования розничной торговли и сложившейся на рынке ситуации, когда на нарушения закрывают глаза, продолжил сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
Он обратил внимание на то, что есть вещи, представляющие общественную ценность или значимость, и вещи, представляющие чистую коммерцию.
Так вот в России продукты — больше бизнес, нежели общественная значимость, считает наш собеседник:
«Здоровье населения общественно значимо, и население должно получать хорошие, качественные продукты, которые способствуют как минимум не утере здоровья, а как максимум — повышению здоровья, продолжительности жизни, её качества. Эти вещи всегда затратны. Нельзя совместить коммерцию и заботу об общественной значимости — это, как правило, противоположности. У нас победила коммерциализация».
Продажа некачественных и опасных продуктов — это зарабатывание денег «на уменьшении потенциального здоровья нации», подчеркнул он:
«Пока у нас такая доктрина. Надо разобраться, что за ерунда происходит: почему мы получаем колбасу из копыт, творог из пальмового масла и печенье оттуда, где тухлятину делают?»
Чтобы изменить ситуацию, по словам Егармина, нужны доктрина об общественной значимости заботы о здоровье населения и товароведы в торговых сетях, которые скажут поставщикам: «Я с инспекцией приеду, посмотрю завод. Если у вас непотребно, воды нет, канализации нет, руки непонятно где моете и тухлятиной воняет, то ремонтируйте, оснащайте и тогда приходите снова».
Как обезопасить людей
При действующем в стране моратории на проверки бизнеса россиянам «как никогда надо быть настороже» и ответственно выбирать производителя и магазин, сказал председатель Союза потребителей РФ Алексей Койтов.
Но и это не страхует от покупки некачественного, а что более важно — небезопасного — продукта питания, считает он.
По его словам, в контрольно-надзорной деятельности мировая практика давно выработала два принципиально разных подхода:
- свободный вход на рынок, не отягощённый разрешительными процедурами, но с серьёзной ответственностью за нарушения требований безопасности при обращении товара на рынке;
- сложный процесс получения разрешений для входа на рынок, пристальный контроль соответствующих органов за обращением товара на рынке, но небольшие санкции при выявлении нарушений.
В России сегодня государственная политика в контрольно-надзорной деятельности трансформируется из второго варианта в первый, уточнил Койтов:
«Однако пока мы упростили доступ товаров на рынок, фактически отменили контроль за их обращением. Но до сих пор имеем несерьёзные санкции за выявленные нарушения».
Например, есть статья 238 УК РФ про небезопасные товары и услуги, она применяется только тогда, когда есть конкретные пострадавшие потребители, рассказал Койтов:
«На мой взгляд, такая ответственность за сам факт выпуска в обращение опасного продукта питания лучше, чем что-либо другое, будет побуждать предпринимателей принимать все разумные меры для контроля безопасности их продукции. Конечно, если эта ответственность будет неотвратимой. Альтернативой уголовной ответственности могли бы стать оборотные штрафы, практика которых уже есть в российском законодательстве, например, в антимонопольной сфере».
Поиск своего продавца
При сложившейся системе россиянам нужно искать для себя продавцов, методом проб и ошибок выбирать качественные продукты, считает сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин:
«Потребителю, по сути, остаётся этот вариант — идти выбирать методом проб и ошибок. Причём проб и ошибок для своего здоровья. Идти и ловить удачу за хвост. Может быть, найдут нормального человека, который сделает печенье из хороших ингредиентов и не будет тухлую воду, оставшуюся в бочке для дождя, замешивать».
Если изменять систему, то надо избежать серьёзной опасности для бизнеса — «подмывают принять решение: давайте как пойдём и как их запроверяем сейчас, и они все встанут по струнке, начнут хорошие бублики выпускать», заключил он:
«Это очень опасное мнение, очень опасная грань, которую нельзя переходить. Потому что проверками мы что сделаем? Мы загубим бизнес в принципе, и так у нас бизнес-климат, как в суровой тундре, а все бизнесмены — отважные ребята. И мы ещё больше укатаем их в эту тундру — вообще ничего не останется. Однако бороться за то, чтобы у нас были хорошие, качественные и безопасные продукты, обязательно нужно».
Видео с гнильцой
Напомним, россиян шокировали кадры, сделанные, предположительно, в цехах «Можайского кондитерского дома».
На них показаны антисанитарные условия производства: грязные полы, немытые вёдра, коробки с гнилыми бананами, открытые мешки и коробки с «сыпучкой», мусор, покрытое пылью оборудование.
Видео: Telegram-канал Baza / Элитная Москва / VK Видео
Глава предприятия, где заявили о лживости материала, Сергей Сурмач сообщил о полном расследовании случившегося и приостановке реализации продукции.
По его словам, по результатам внутренней проверки «есть подозрения недобросовестных действий» конкурентов. Он оценил сообщения об антисанитарии как постановочные и сказал, что на производстве никто не работал, когда были сняты опубликованные кадры, написал РБК.
Реакция торговых сетей и властей
В торговой сети «Вкусвилл» объявили о блокировании поставок от «Можайского кондитерского дома» и снятии всей его продукция с продаж.
Сеть сообщила, что навсегда заблокируют сотрудничество с предприятием и связанными с ним юрлицами, если проверка подтвердит появившиеся в Сети данные о ситуации на производстве.
По информации «Вкусвилл», качество изделий поставщика регулярно проверялось, были лабораторные исследования — «все продукты стабильны, без отклонений от нормы».
По итогам августовского планового аудита «Можайского кондитерского дома» вопросов к санитарному состоянию производства не было, выявленные несоответствия исправили «корректирующими действиями», уточнила торговая сеть.
Об остановке реализации продукции этого предприятия заявила и компания X5 Group, управляющая магазинами «Перекрёсток», «Пятёрочка» и другими, рассказал РБК.
Роспотребнадзор начал «собирать доказательства антисанитарии» на производстве, условия на котором проверит и прокуратура, обратило внимание РИА Новости.
Чего нельзя исключать
Эта ситуация — без конкретных жалоб потребителей — в первую очередь наводит на мысль о недобросовестной конкуренции, сказал ForPost председатель Союза потребителей РФ Алексей Койтов.
По его словам, в таком случае производитель может инициировать обращение в Роспотребнадзор для проведения профилактического визита — и ведомство обязано будет это сделать.
Также можно установить в цехах видеокамеры, записи которых будут доступны торговым компаниям, что исключит фактор субъективной реакции торговых сетей на подобные ситуации, добавил он.
«Однако это не исключает и общую напряжённость на потребительском рынке, особенно в части производства продуктов питания и готовой еды. Она вызвана мораторием на проверки, в результате чего многие предприниматели чувствуют себя достаточно вольготно и вполне могут допускать подобные нарушения. Мы всё чаще видим последствия этих нарушений в форме массовых отравлений. Но в данном случае вызывает удивление, что нет ни одной жалобы от потребителей, хотя возможно их появление позднее после публикации ролика в Сети», — отметил Койтов.
Ритейлеры с надёжными поставщиками
Пресс-служба компании X5 Group, управляющей магазинами «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Чижик» и другими, сообщила ForPost:
«Торговые сети X5 Group регулярно проводят аудит поставщиков, а также отправляют продукцию с полок в независимые лаборатории для подтверждения её безопасности и качества».
В кризисных ситуациях «мы можем оперативно блокировать товар на кассах в магазинах и в интернете», чтобы его нельзя было приобрести, и «блокируем остатки на складах магазинов и поставки с распределительных центров», уточнила она:
«После этого начинается непосредственный процесс снятия товара с полок».
Качество и безопасность продукции — абсолютный стратегический приоритет торговых сетей-членов Ассоциации компании розничной торговли. Об этом сообщил ForPost Игорь Караваев, председатель президиума этой организации, объединяющей крупнейших ритейлеров России: «Ашан», «Магнит», X5 Group и других.
Он заверил, что в торговых сетях все продовольственные товары, особенно готовые блюда и кулинарные изделия, проходят постоянный многоступенчатый контроль качества, включая лабораторные проверки, что минимизирует риски покупки некачественных продуктов в крупной сетевой рознице.
Проверка, по его словам, включает в себя такие инструменты:
- контроль необходимых документов и сертификатов качества;
- визуальная оценка характеристик товара экспертами сетей;
- постоянные выборочные лабораторные исследования качества товара;
- проверка отдельных категорий товаров через государственные системы цифровой маркировки: ГИС МТ («Честный знак»), ФГИС «Меркурий», ЕГАИС.
Крупные ритейлеры стремятся работать только с надёжными поставщиками и своевременно реагируют на любые сигналы о каких-либо отклонениях, заверил Караваев:
«В таких случаях торговые сети проводят дополнительную работу с поставщиками по недопущению ввода в оборот продукции с нарушениями, проводят дополнительные аудиты производства либо прекращают сотрудничество, если поставщик не соблюдает требования и стандарты качества торговой сети».
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (4)
Никак. Патамушта бизнес интересует только бабло, здоровье граждан ему побоку.
Либералы в 90-х нам рассказывали как всё будет благоухать от загнивающего капитализма.
Но оказалось, что от этого загнивания проще сдохнуть чем учуять в нём приятный запах.
Интересно, что тогда либералы, кроме всего прочего, сильно возмущались системой контроля и затратами на неё. А как сейчас вам без контроля ?
Может опять начнём на него тратиться?
Где же наши фермеры, которые что-то хорошее, какую-то свежую колбаску делают? Их просто нет — они не могут взятки заплатить. А вот какие-нибудь заводы, которые делают колбасу из останков, — пожалуйста, и то, и другое — 40 наименований вы увидите. Потому что они платят взятки
Ну вот и вся сущность изобилия при капитализме. Уж лучше пусть будет немного сортов колбасы, как в СССР, но зато нормального качества.
как раз и подтвердят
весь этот буржуйский церемониал, сертификация ,то сё ,сводится к тому, что вам скормят как бы условно съедобное, из вредных веществ в безвредных концентрациях.
И гордо сообщат, что сертифицырованы по исо 22000
посему согласен,что
и добавлю,что государству пофиг, патамушта если регулировать,то галоши и дефицит
А кто "упростил" торговые процессы?
А кто "сложил" эту монополию, а?
А кто создал эту систему, при которой существует "недостаточное нормативное регулирование" и "на нарушения закрывают глаза"?
И какой же видится выход?
То есть, никакой: между выбором "избежать серьёзной опасности для жизни потребителя" и "избежать серьёзной опасности для бизнеса" выбор явно делается в сторону "бизнеса", и поэтому никто ничего всерьёз менять не будет.
А нам оставляют только "возможность
То есть: купил, съел, не сдох сразу - можешь покупать дальше, а купил-съел-сдох - ну бывает, но сам виноват, не тот продукт и не того производителя выбрал...Собственно, "метод проб и ошибок" в этом и заключается.
И к чему вообще такая длинная статья? "На поговорить"?
Давно говорю: нас убьёт не супостат какой-то, а "добросовестный отечественный производитель", чьё право травить нас тщательно охраняется государством...