В России впервые за четыре года число зафиксированных преступлений стало менее двух миллионов. На это могли повлиять усиленная работа силовиков и «взросление» граждан в период социальных потрясений, связанных с СВО, частичной мобилизацией и усилением санкций Запада.
Только цифры
В 2022 году в РФ зарегистрированы 1 966 795 преступлений. Меньше на 37 607, чем в 2021-м, на 77 426 — чем в 2020-м, на 57 542 — чем в 2019-м. Это показала правовая статистика Генпрокуратуры РФ, с которой ознакомился ForPost.
В числе зафиксированных в прошлом году уголовно наказуемых правонарушений:
- 51 855 — экономической направленности;
- 2 233 — террористического характера;
- 177 741 — незаконный оборот наркотиков;
- 22 206 — незаконный оборот оружия;
- 7 628 — убийств и покушений на них;
- 3 424 — умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, приведших к смерти;
- 5 540 получений и 4 716 передач взяток.
Читайте также: Что в Севастополе с правопорядком
Потрясения впереди?
С чем может быть связано сокращение числа преступлений, рассказал Сергей Гебель, генеральный директор юридической фирмы «Гебель и партнёры».
Во-первых, непростое экономическое положение государства не оказывает моментального влияния на рост преступности. Зачастую этот эффект постепенно накапливается.
«Одна из основных причин преступности — безработица — за 2022 год, по официальным данным, сократилась. Если же в дальнейшем она начнёт резко расти, то могут последовать некие социальные потрясения, которые могут повлечь увеличение количества преступлений», — отметил он.
Во-вторых, существенное влияние, в особенности на несовершеннолетних и мелкую преступность, оказала эффективная работа правоохранителей.
«Однако следует учитывать, что российская правоохранительная система — не идеальная. И, возможно, что из-за дополнительно возникшей за последний год нагрузки она не справилась с потоком самых примитивных преступлений», — уточнил Гебель.
Читайте по теме: Стоит ли в дни СВО выводить на улицы патрули
В режиме «чрезвычайщины»
С тем, что на снижение числа преступлений могла повлиять деятельность силовиков, согласен адвокат Александр Молохов.
Он отметил перманентное усиление их работы в период СВО и привёл пример. В подуличном переходе в Москве 5 февраля во время бытового конфликта один человек брызнул из перцового баллончика в лицо другому. Первого очень быстро установили с помощью камер наблюдения — и уже через сутки стражи порядка пришли к нему домой.
«То, что его нашли за сутки в огромном многомиллионном мегаполисе, говорит о многом! Это невозможно было представить, как говорится, в мирное время. То есть уровень требовательности к сотрудникам правоохранительных органов повысился. Они, конечно, не очень этому рады — с них много требуют и много заставляют их перерабатывать.
И постоянно идут ориентировки, особенно по линии ФСБ, из-за опасений каких-то провокаций, терактов. А это, соответственно, влияет на обычную преступность — это как широкий бредень. Если бдят по линии контртеррора, то заодно задевают бытовую преступность. Может быть, даже случайным образом задерживают наркоторговцев, насильников, педофилов и так далее», — рассказал Молохов.
По его мнению, в условиях СВО мобилизация различных сфер страны, о которой много говорится в последнее время, затронула правоохранительные органы.
Это даёт положительный, но кратковременный эффект, уточнил адвокат:
«Не стоит рассчитывать, что так будет всегда. Люди устают, они не могут работать на износ в режиме «чрезвычайщины» годами».
Читайте ещё: Как в 90-х: полиция задержала 52 человека на «сходке» криминальных авторитетов
Пришлось «повзрослеть»
Мобилизация граждан с точки зрения отношения к законности и государству произошла только в регионах, близких к СВО, считает Александр Молохов. А вот Москва — «вавилонская блудница» — живёт по-прежнему, до неё ещё «не допёрло», её пока «не торкнуло», поделился он своими наблюдениями.
«Конечно, в российской глубинке — там, где произошла первая серьёзная волна частичной мобилизации, — почувствовали ситуацию. Москва всё-таки не так была затронута.
Нельзя говорить, что граждане не поняли происходящего там, где мобилизация пришла в каждую семью, а такие регионы у нас есть в глубинке. А для Москвы это не так актуально», — сказал Молохов.
По его мнению, мобилизация всех сфер общественно-политической жизни России не произошла, хотя она крайне рекомендуема. Без неё ни о какой победе не может быть речи, отметил адвокат.
На мобилизацию общества нужно время — это долгий процесс, занимающий не один год, такие изменения резко и быстро не происходят, полагает политолог Наталья Елисеева.
Пока произошло «взросление» россиян, уточнила она:
«У нас общество довольно инфантильное, кто бы что ни говорил. А 2022 год заставил очень многих повзрослеть и понять, что жизнь выстраивается иначе. Так как привыкли, что всегда все помогут и защитят, а тут всё пошло по-другому. Да, так же помогают и защищают, но уже на других принципах и с позиции других отношений.
Мы наблюдаем определённый пересмотр личного поведения и в целом отношения к окружающим людям, к государству. Это связано, конечно, как с патриотическим подъёмом на фоне СВО в частности, так и с отношением ко всему происходящему в целом».
Читайте также: Чужие — дальше некуда: зачем призывать к ответу бывших сограждан?
Статистика знает не всё
Юрист Сергей Гебель обратил внимание на нюанс. Правовая статистика 2022 года не учла ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области. В этих регионах, ставших частью РФ осенью 2022 года, органы госвласти только формируются, поэтому нет полноценных статистических сведений.
Другой нюанс, который выявил ForPost, — возможное отсутствие в статистике преступлений украинских боевиков против россиян. Хотя Минобороны, Следком и главы регионов возле зоны СВО регулярно сообщают о «прилётах», разрушениях объектов, гибели мирных людей.
«Расследование преступлений, о которых вы говорите, связано с большими трудностями, сложностями. Потому что достать обвиняемых невозможно, они подвергаются чаще всего заочному уголовному преследованию, все процессы растянуты во времени и часто приостанавливаются, до приговоров фактически не дошли. Поэтому они в статистике и не фигурируют.
Я уверен, что рано или поздно эта статистика будет опубликована. Но пока о ней говорить рано, потому что всё в процессе», — пояснил адвокат Александр Молохов.
Читайте по теме: «Удобные цифры»: статистика не врет?
Алексей Лохвицкий