17:00 16/05/2014 Литературная гостиная: поэтесса Ольга Андреева и ее сборник «Замок из песка»
Интернет безжалостен. Ты просыпаешься, ешь, совершаешь перемещения, стремишься работать — а он все это время расширяется. Ты покупаешь шпинат, ухаживаешь за посудой, подстригаешь растения — а он все это время норовит тебя ошеломить. То ложью, то правдой, то их гибридами. В конце концов, ты устаешь от современности и современников и уезжаешь на рыбалку. Или — одеваешься в стиле 50-х и идешь на литературный перформанс.
Не знаю, этим ли принципом руководствовались граждане, пришедшие на презентацию первой книги Ольги Андреевой, но зрителей собралось порядочно.
Разумеется, многие были знакомы друг с другом — в Севастополе почти все поэтические гостиные имеют приметы закрытой вечеринки. Образующей основой вечера послужило известное в городе лито им. Озерова – сама Ольга не раз выражала ему благодарность.
Лито отвечало автору взаимностью: слова почтения высказали литераторы Любовь Матвеева, Галина Дейнега, Николай Ильенко, Ольга Отбоева, Валерий Гаевский и другие деятели крымской культуры.
Презентация была условно разделена на три части.
Сначала автор представил зрителям лирическую составляющую песочного замка — любовные тексты, созданные в период с 1999 по 2014. Каждая из трех частей поэтической книги обладает своим именем: первая называется так же, как и весь сборник — «Замок из песка». Приведу одноименное стихотворение Ольги Андреевой:
Я замок строю из песка
Пусть не надолго, лишь на час,
И стен касается рука...
Вот здесь — очаг, чтоб не погас...
А здесь — окно, чтобы светло,
И — в башню маленькая дверь,
Чтобы кому-то повезло,
И миг — вдруг прожит здесь, теперь...
Здесь будет лестничный пролет,
Здесь — спальня, здесь — каминный зал,
Мечта стремится вновь в полет,
И для свершенья час ей мал...
Рука девчоночья слаба,
И горсть песка — не удержать...
Но вновь своей мечты раба,
Я буду рыть, лепить, ломать...
И добиваться красоты,
И совершенства из песка.
Но знаю, верю, только Ты
Построишь замок — на века!
(«Замок из песка», Ольга Андреева)
Стоит отметить, что Ольга увлекается не только поэзией: она пробует себя и в дизайне, и в живописи, и в фотографии. Например, все иллюстративные работы для своей книги поэтесса выполнила самостоятельно. Да и транслируемые во время чтений фотоматериалы о Севастополе также относятся к ее личным творческим наработкам.
Второй подраздел презентации и, собственно, сборника включал в себя юношеские стихотворения, «навеянные любовью к родному городу и морской романтикой» — неудивительно, что автор назвал эту часть «Севастопольской». Перед вами небольшой, но характерный отрывок:
...И на белый песок Тортуги
Я ступлю уверенно первой,
Я хочу быть верной подругой,
Я сумею быть Арабеллой.
Годы странствий, скитаний забыты,
Тяжким грузом в ногах не висят,
И Фортуна - благоволит нам,
И ведет нас вперед Питер Блад...
(«Навеянное бризом», Ольга Андреева)
Завершающая часть презентации (и книги) — «Под созвездием Лиры» — объединила более зрелые произведения, имеющие философский привкус. Поэтесса размышляет о гражданственности, исторической справедливости, творческом долге, особенностях традиционной поэзии:
Стихи приходят к нам издалека,
По нити той, чья суть неуловима.
Как тихий плеск лесного родника,
Как эхо от свирели пилигрима.
Познаем ли вдруг сущность бытия,
А может, сложим песни половину,
Не знаешь ты, не ведаю и я,
Любовь и смерть - все в вечности едины.
И тихое дыханье затая,
Чтоб не нарушить приближенье слова,
Почувствовать сияние огня,
И взять перо, и взять бумагу снова.
(«Рождение стихов», Ольга Андреева)
Камерная обстановка располагала к общению и неторопливости, собравшиеся поэты, барды, любители литературы — под конец прониклись симпатией не только к прозвучавшей поэзии, но и к коллективу «Атриума», тем более что любителей творчества Ольги Андреевой ждала приятная новость — девять ее живописных полотен были на несколько недель включены в картинную экспозицию информационного супермаркета
15:00 17/05/2014 Литературная гостиная: Платон Беседин — презентация нового сборника «Ребра»
Если я вас спрошу, чего именно не было на презентации, вы ни за что не догадаетесь — не было самого автора. Платону пришлось внезапно уехать в Киев. Но, тем не менее, его образ витал над пространством — в прямом и переносном смысле. Не буду затягивать интригу — писатель Беседин презентовал свой новый сборник онлайн, то есть по скайпу. Честно говоря, даже если бы это была заготовка, а не ситуативное решение, идея мне очень понравилась — и реализацией, и перспективами.
Открыл виртуальную встречу с писателем модератор Живой сцены Юрий Володин — рассказал о личности автора. Пересказывать не буду, потому как Платон Беседин — личность, известная не только читающим севастопольцам, но и поисковым интернет-системам. Его дебютный роман «Книга Греха» не обсуждал только или очень ленивый, или очень застенчивый критик.
Поскольку дата презентации «Ребер» совпала с печальной исторической годовщиной (в ночь с 17 на 18 мая 1944 с территории полуострова был депортирован крымскотатарский народ), коснулись и этой темы — сочувственно, деликатно.
Заодно Платон приоткрыл завесу тайны над ожидаемым романом «Учитель», в котором вплотную взялся за исследование общего быта народов Крыма, в том числе и крымских татар. (Роман «Учитель» уже готов, лежит в издательстве «Фолио», должен выйти в конце июня).
Чуть позже взяла слово жена писателя — Наталья Беседина — говорила об изнанке литературной работы, трудностях, ожиданиях, надеждах. Собравшиеся оживились — личный свидетель творческих мук всегда интересен.
Однако, вернемся к «Ребрам». Как неоднократно сообщали пресс-релизы (мои и не только мои), «Ребра» — книга этапная: в нее вошли 18 авторских рассказов, созданных в период с 2005 по 2013 год. Двести восемь страниц. Эффектная обложка. Подозреваю, что пуд съеденной соли и множество бессонниц. Платон явно со мною согласен, под обложкой «скрыто очень много пота, крови, споров, ругани, зла, агрессии, нежности и заботы».
Разумеется, всех беспокоили темы творчества и цели литературы — куда же без этих «вечных вопросов». Главный герой вечера старался быть искренним и говорил о высоком. А я вместо пересказа приведу названия нескольких рассказов, вошедших в «Ребра», потому что мне они, названия, очень понравились — «Крещение рыбой», «Восьмая шкала», «Дьявол обыкновенный». Название — это очень важно, ибо должно пленять. У Платона — пленяет. И это хорошо.
Пойдем дальше. Начались вопросы – от профессионалов и любителей:
– А что люди читают охотнее — рассказы или романы?
– «Рёбра» — ваша вторая книга. Первым стал роман «Книга Греха». Выпустить вторую, работать над второй оказалось сложнее?
– Писателю сегодня надо быть публицистом? Насколько сильной должна быть его общественная позиция?
И тому подобное.
Беседин в ответ подчеркивал прелесть полисюжетности и предпочтительность рассказов, защищал и обосновывал свою общественную позицию — словом, выглядел так, как и должен выглядеть современный успешный прозаик, весомо и убедительно. Смотреть и слушать было приятно.
Под конец желающие потянулись передавать приветы, получать-покупать книгу, радоваться автографу.
Экран погас — люди перемывали вишневые косточки событию. А за экраном, в Киеве остался человек, создающий свою реальность, сознающий ее. Потому что писательская жизнь — это не презентации и фотосеты, это молчание и тишь, наступающая после.
Материал подготовлен
Евгенией «Джен» Барановой.
Обсуждение (1)
"Потому что писательская жизнь — это не презентации и фотосеты, это молчание и тишь, наступающая после."
Любая настоящая жизнь - это молчание и тишь между...
Обоим авторам дальнейших творческих успехов.