Так как Херсонес Таврический признан ЮНЕСКО объектом мирового культурного наследия, было бы уместно привлечь к судебному разбирательству экспертов ЮНЕСКО. Такое ходатайство было подано 29 апреля 2021 года в рамках рассмотрения иска реставратора Анатолия Туманова к дирекции музея-заповедника «Херсонес Таврический» и фонду «Моя история», ведущему активную деятельность на территории античного города.
Конкретным требованием иска является снос постройки, возведённой рядом с башней Зенона в рамках мероприятий по показу спектакля «Грифон» и других перформансов. По мнению идеологов трансформации античного Херсонеса в досугово-развлекательное пространство, на территории древнего города не происходит ничего угрожающего. Учёные и севастопольцы с такой оптимистичной точкой зрения категорически не согласны.
Подавая ходатайство, Анатолий Туманов напомнил, что структура ООН регулярно на официальном уровне выражает беспокойство строительными работами, ведущимися на территории древнего городища. Отметим, что изрядные сомнения в законности там происходящего возникают и у Администрации Президента РФ.
Напомним, на прошлом заседании Гагаринского суда Севастополя по иску Анатолия Туманова было удовлетворено ходатайство о привлечении к процессу в качестве третьей стороны Министерства культуры РФ. Тем не менее, ходатайство о привлечении экспертов ООН судом было отклонено.
Как будто это что-то плохое
Объединенная юридическая коалиция в составе представителя фонда «Моя история» и юриста музея-заповедника «Херсонес Таврический» в очередной раз заявила о полной законности действий данных учреждений.
Понятие аутентичности в законодательстве не прописано, сообщил представитель фонда «Моя история». И добавил, что инновации, вроде дополнительного входа на территорию музея – исключительно во благо. При этом представитель фонда случайно признал, что видения ЮНЕСКО и управляющих в данный момент территорией Херсонеса сил категорически не совпадают.
«На момент принятия <Херсонеса Таврического в перечень объектов> ЮНЕСКО второго входа в принципе не было, мы его сделали, чтобы разбрасывать потоки посетителей. Поэтому здесь вообще ничего плохого нет, это использование музея в современных условиях», - сообщил суду представитель «Моей истории».
«Грифонья» пристройка, по словам представителя «Моей истории», полностью законна.
«Разрешена установка временных сооружений в рамках проведения сезонных массовых мероприятий без повреждения почвенного покрова», - сослался на приказы Минкульта представитель. Сама же внушительная постройка, считает он, не капитальная, несмотря на чуть не метровое заглубление в почву античного города нарушений культурного слоя «в принципе нет».
«Объект, о котором идет речь, он не является капитальным и неразрывно связанным с землей, поэтому его нельзя рассматривать как объект недвижимости. Данный объект является временным на время проведения фестиваля, срок проведения которого продлен до 2024 года», - сообщил представитель ответчика суду.
Видишь дорогу? А её уже не было
Античной дороги, на которой и возникла «грифонья» конструкция, в документации фонда, по словам его представителя, нет, «поэтому элементы ансамбля не затронуты». Отчитываться перед ЮНЕСКО, сообщил представитель «Моей истории», нужно лишь тогда, когда проходят «новые крупномасштабные, капитальные восстановительные работы». То, что происходит в последнее время на территории Херсонеса, таким, с точки зрения фонда, не является.
Анатолий Туманов заметил, что быстровозводимые сооружения в данном случае были настолько быстровозводимыми, что на их строительство потребовалось несколько месяцев, строительная техника и бетонные работы.
Далее у представителя фонда состоялся примечательный диалог.
- Конструкция имеет фундамент? задал вопрос Анатолий Туманов.
- Конструкция не имеет фундамента и прочной, неразрывной связи с землей, - четко отрапортовал представитель ответчика.
- И не имеет заглубления в землю? - уточнил Туманов.
- Не имеет, - после некоторой паузы ответил юрист.
- Но у вас же в историко-культурной экспертизе записано, что предусмотрено заглубление от 20 до 80 сантиметров? – продолжил Туманов.
Внятного ответа на эту реплику юрист не нашел.
«Если такие ответы – то я даже не знаю, что и спрашивать», - подвел итоги дискуссии реставратор.
После чего в суде был объявлен перерыв до 11:30 17 мая 2021 года.
Николай Сведски
Обсуждение (9)
Госпожа Морозова ещё не поняла, что её ждёт судьба предыдущей директрисы. Аминь, как говорится. Госпожа Морозова.У вас всего два варианта: либо сносите ВЕСЬ новодел сами, либо сносят вас.
Абсолютно правильно!!!
Ходатайство истца о привлечении в дело в качестве третьего лица международной организации не основано на требованиях закона (не обоснованно), так как она оказывает помощь по контролю за процедурой по сохранению и восстановлению наследия. Государство само обязано сохранять свое наследие. Коротко, почему? ЮНЕСКО только расставляет финансовые приоритеты в поддержке ОКН, которые поступают из Фонда всемирного наследия и из казны государства. Кстати, став участницей Конвенции, страна обязуется вкладываться в свои объекты. Ключевое слово- «вкладываться, не только материально, но и научно. Статус музея- заповедника, как регионального учреждения, не решает проблему.
Не привлекутся. Они играют в игру "украинский Крым". Самим всё надо решать.
Ликвидировать музей. Здания вернуть церкви. Монахам и паломникам запретить что либо разрушать, копать и строить. Это единственный вариант решения проблемы. Во всяком случае, будет сохранено для будуих поколений.
Как уже достало вмешательство бездарей,далеких от археологии,в ландшафт ОКН,подлежащий охране,а не загромождению незаконно сооружаемыми новоделами с целью извлечения доходов от продажи билетов на зрелища !
"Давайте,до свидания!"
Вы слишком хорошего мнения о современных монахах.
С такими понаехами других вариантов нет. Но отдавать церковь не согласна. Она тоже наше культурное наследие.
Ага, европейцев и американцев ещё позовите, чтобы они вам порядок навели. Если слабая позиция в суде, то ЮНЕСКО вамне пожет!