Деятельность действующего коллективного руководства музея-заповедника «Херсонес Таврический» вызывает большое количество вопросов у севастопольцев. Ситуация дополнительно усугубляется тем, что на Херсонесе начали возникать не просто спорные с точки зрения эстетики и научного подхода деревянные дорожки, флаги, скамейки и т.д. На территории античного города по неведомо чьему наущению стали проводиться концерты и другие перформансы.
Всякий раз их проведение сопровождалось значительным вмешательством строителей, многотонных грузовиков и прочих явлений, никак не способствующих сохранности близких сердцам севастопольцев древних руин. Общественная реакция на такие события была предсказуемой, в частности она доносилась посредством ярких одиночных пикетов.
Представители музея-заповедника регулярно оправдывали свои действия рекомендациями ЮНЕСКО – ещё украинского периода, поскольку с 2014 года представители ООН с Херсонесом не работают. Главный для музея-заповедника документ – План управления культурными ценностями «Древний город Херсонес Таврический и его хора» – датирован 2011 годом.
В частности, о ближайших планах «благоукрашения» Херсонеса сообщал Иван Есин — председатель совета фонда «Моя история».
ForPost изучил относящиеся к Херсонесу документы, размещенные на сайте специализированного учреждения ООН, в которых обнаружились интересные детали.
Факторы риска
В Плане управления Херсонесом отмечены факторы, представляющие риски для сохранности руин, а также предложены определенные варианты купирования этих угроз.
Сейсмическая угроза должна учитываться при разработке любых проектов по сохранению древних руин, также необходима комплексная программа сейсмической безопасности и охраны особо охраняемых природных территорий города Севастополя. Это должно быть разработано как можно скорее, подчеркивает ЮНЕСКО. Существует ли подобная программа по состоянию на 2021 год – неизвестно.
Береговая эрозия, по мнению ЮНЕСКО, требует проведения в кратчайшие сроки комплексных берегоукрепительных мероприятий и установки противоволновых барьеров по всей береговой линии охраняемых территорий в древнем городе Херсонесе, на перешейке полуострова Маячный и на мысе Виноградный, а также долгосрочная программа берегоукрепления прибрежной зоны Гераклейского полуострова в целом. К 2013 году ЮНЕСКО призывало реализовать «уже разработанный проект берегоукрепления береговой линии древнего города Херсонеса, приостановленного из-за отсутствия целевых государственных средств».
Оползни, считали в ООН, требуют создания комплексного проекта обобщенного отвода грунтовых вод и стоков на участке на мысе Виноградном, возведения подпорных стенок вдоль подножия скалы и закрепления локальных участков скалы, наиболее подверженных обрушению. Поскольку оползни представляют угрозу не только древним руинам, но и современным постройкам на мысе Фиолент, такие работы должны быть предусмотрены в Генеральном плане города Севастополя, считают в ЮНЕСКО. Будут ли работы предусмотрены в Генплане – пока неизвестно, старый Генплан был объявлен устаревшим, а новый пока не начинали.
С повышением уровня моря необходимо бороться не только путем аварийной гидроизоляции фундаментов юго-восточной части, как это предусмотрено Комплексной программой консервации и реставрации Херсонеса Таврического, но и проведением подобных работ на других памятниках в цитадели, в районе порта и в бухте Казачья, отмечают в ООН.
Интересно, что по подсчетам экспертов ЮНЕСКО «стоимость этих работ не так высока и может быть покрыта самим Национальным заповедником в рамках плана реставрационных расходов на 2012-2013 годы». Точные цифры в Плане не приводятся.
В более поздний период ЮНЕСКО предлагает провести ряд работ по обезвоживанию заболоченных территорий в городе Херсонесе и в его хоре, а также диагностировать состояние древних руин, затопленных морем, и принять соответствующие меры для их сохранения.
Настаивает ЮНЕСКО на избавлении от «агрессивной растительности». Которая, подчеркивают эксперты, «должна быть нейтрализована путем срочного уничтожения деревьев и кустарников, растущих в древних руинах». При этом делается важное уточнение - для поиска наилучших решений по борьбе с растительностью деревьев и кустарников, покрывающих обширные площади руин на охраняемых объектах в городе Херсонесе, в Юхариной балке и балке Бермана, а также в бухте Казачья, необходимо привлекать профессиональных ботаников.
Также ЮНЕСКО предлагает беречь Херсонес от степных пожаров.
Угроза градостроительства
Градостроительство и инженерные коммуникации являются фактором, которому в документе ЮНЕСКО уделено особое внимание. К неотложным вопросам – напомним, документ датирован 2011 годом – в ООН относят «удаление с территории древнего города некоторых диссонирующих структур (таких, как яхт-клуб, частная усадьба и т.д).
К числу «диссонирующих структур» в ЮНЕСКО отнесли линии электропередач и водоснабжения в Юхариной балке и балке Бермана, которые «необходимо срочно убрать с охраняемой территории». Также на охраняемой территории должна быть прекращена «несанкционированная хозяйственная деятельность» - что бы это ни значило.
Тревогу экспертов ООН вызывает растущее число посетителей. Неблагоприятные последствия воздействия посетителей на объект могут быть устранены путем организации дополнительных входов и перераспределения потоков людей, создания альтернативных маршрутов посещения и внедрения модели управления, предусматривающей равное распределение посетителей в течение всего года.
Кроме того, отмечают эксперты, необходимо усовершенствовать систему туристической инфраструктуры, особенно в том, что касается туалетов и объектов по обращению с отходами, что должно помешать посетителям оставлять мусор на охраняемой территории.
ЮНЕСКО также дает достаточно предсказуемые рекомендации по профилактике вандализма и незаконных раскопок за счет установки постов охраны, систем видеонаблюдения и т.д.
«Главными приоритетами для охраняемых территорий в хоре являются ограждение и круглосуточные посты охраны, особенно учитывая тот факт, что объекты хоры особенно уязвимы для скрытых раскопок с их непоправимым ущербом целостности археологических слоев», - подчеркивает недопустимость земляных работ на Херсонесе ЮНЕСКО.
Что можно и чего нельзя
Относительно активности на территории Херсонеса Таврического ЮНЕСКО опирается на план, где отмечены зоны перспективных исследований, места, требующие немедленных консервационных мероприятий и т.д. Интересно, что в рамках этого плана место, где размещена вызвавшая массовые протесты севастопольцев концертная сцена, относится к категории требующих консервации мест перспективных исследований.
Напомним, есть надежда на переезд спектакля «Грифон» из Херсонеса к 2023 году – но это пока не точно.
Формат пешеходных дорожек в документе ЮНЕСКО упомянут – но весьма своеобразно. Обустройство пешеходных дорожек и мест отдыха является частью мероприятий по благоустройству охраняемых территорий и должно осуществляться в рамках специальных проектов на основе рекомендаций, изложенных в Плане организации территории Национального заповедника «Херсонес Таврический» – создание которого было намечено на 2012 год. На сайте ЮНЕСКО соответствующий документ отсутствует.
Со своей стороны, ЮНЕСКО отмечает, что «основные пешеходные дорожки» должны иметь покрытие, подходящее для всех возрастных групп, а также для инвалидов, а это означает, что должны быть предусмотрены специальные пандусы и перила. «В то же время необходимо позаботиться о том, чтобы такие поверхности не вызывали диссонанса среди открытых древних сооружений», - подчеркивает ЮНЕСКО.
Орган ООН рекомендует, чтобы пешеходные дорожки были покрыты «видами щебня или гальки, совместимых с материалами, применяемыми в древних сооружениях». Никаких деревянных покрытий в рекомендациях ООН не усматривается, и в силу каких соображений они возникли в Херсонесе – непонятно.
К этой идее, отмеченной в документе от 2011 года, в администрации музея-заповедника пришли в 2021-году. Не исключено, что под воздействием коллективного общественного мнения севастопольцев, считающих недопустимым трансформацию Херсонеса в «музей деревянного зодчества».
В ООН подчеркивают, что места отдыха должны находиться в тени и, опять-таки, «соответствовать древним руинам вокруг».
Интересно, что вместо новых заборов ЮНЕСКО предлагает демонтировать старые. В частности, предлагается «демонтировать ограду вокруг Владимирского собора, тем самым открыв путь для новых маршрутов посещения по главной улице древнего и средневекового города».
Из всех видов деятельности, которые могут быть на территории Херсонеса, ЮНЕСКО настаивает на приоритетности археологических работ, «которые будут проводиться на различных объектах, что в перспективе позволит значительно расширить и, что еще более важно, объединить экспозиционные зоны древнего города в значимые образования. Часть территорий предлагается зарезервировать для будущих поколений археологов, а это значит, что любые археологические раскопки в этих районах будут запрещены».
Херсонес для ученых
Интересна позиция ЮНЕСКО относительно приоритетов, изложенная в одном из немногих документов «нового времени», после воссоединения Севастополя с Россией. Структурное подразделение ООН усматривает значительные риски в расширении присутствия РПЦ на территории античного музея-заповедника.
«В феврале 2017 г. Русская Православная Церковь объявила о намерении взять в свою собственность 24 объекта, которые являются неотъемлемой частью объекта всемирного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его хора», внесенного в Список всемирного наследия. Это непосредственно оказывает негативное влияние на состояние сохранности указанного объекта», - отмечает ЮНЕСКО в мониторинговом документе.
Отметим, впрочем, что документ 2017 года не свободен от большого числа политических негативных клише, и его объективность остается дискуссионной. Как уже говорилось, эксперты ЮНЕСКО не бывали в Севастополе с 2013 года, и могут собирать информацию исключительно в открытых источниках.
Со своей стороны, представители РПЦ – в том числе активные пользователи построенной в зоне перспективных археологических исследований сцены – не видят в своей деятельности ничего плохого.
Николай Сведски
Обсуждение (15)
Из того, что я прочитал здесь, лично я понимаю, что в Херсонесе Таврическом происходит полный беспредел, а руководство музея в сговоре с проходимцами из всяких "Фондов" и под крылом недоманагеров из минкульта нагло обманывает жителей города-героя, впаривая фуфлодерьмовые идеи по псевдоразвитию музея.
С научной и исторической точек зрения, попытки оправдать все эти безобразия, всякими ссылками на документы всяких организаций, прежде всего ЮНЕСКО не выдерживают никакой критики и являются НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМИ...
Прежде всего есть исторические факты, знание истории, элементарные Правила содержания древних исторических Памятников, в конце концов ЕСТЬ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, без шкурных материальных интересов...
Работы, которые могут производится в таких выдающихся Древних Музеях, могут быть только незначительными ( со всеми согласования ведущих специалистов) и не изменяющими внешний облик Музея.Как пример, если бы надо было сделать одну-две скамейки, то их надо было бы сделать в стиле Музея, например из того же камня, из которого сделаны стены и т.д. и т.п.
Деревянные помосты (дорожки) это вообще что то за гранью здравого смысла...Центральную дорогу (улицу) Музея, по которой ходили древние греки-поселенцы, также римляне, зашить деревом...Нет слов...Может вообще забетонировать? Что бы было "КРАСИВО"?
Ценность Музея в его идентичности, неповторимости,здесь как нельзя лучше, подходят харатеристики Туманова...По его мнению, уникальный объект сам по себе представляет огромную культурную и историческую ценность и не нуждается в современном благоустройстве.
«Никто ведь не додумается старинную икону покрыть позолотой, чтобы она смотрелась красивее. Её ценность в её аутентичности, её тусклости выцветших красок. Также и этим руинам не нужны никакие украшательства, они прекрасны своей древностью», – подчеркнул Туманов.
Вообще-то - все эти "международные организации" не вызывают у меня вообще никакого доверия.
Если выполнять их "мудрые рекомендации" - то и Крым, и Севастополь необходимо СРОЧНО "вернуть" откровенно нацистскому квазигосударству - украине - чтобы укронацисты могли с нами расправиться со свойственной им запредельной кровожадной жестокостью.
По большому счету, должна быть сформулирована новая гипотеза, а значит должны быть люди, которые ее сформулируют и новые задачи, которые будут поставлены, и прежде всего- научные.
Чего,чего,а АМБРОЗИЮ руководители Херсонеса разводят с 2017 года.Этой гадости аллергичной на Херсонесе больше чем во всем Севастополе вместе с пригородом.Всю траву весной выкашивают,включая лекарственные,летом начинает расти амрозия без всякой конкуренции ,кусты достигают 2 метров в высоту и осенью все семена распространяются еще больше.Даже вдоль тропинки ,где идут люди со стороны Солнечного сплошная амброзия.После посещения Херсонеса многие и не догадываются что стали аллегриками.
Ждем новый иск Форпосту от директорки Морозовой.
При посещении Херсонеса сегоднящшнего просто ОХВАТЫВАЕТ УЖАС. Понятно. что передача севастопольских СВЯТЫНЬ папуасам, даже с московской регистрацией и в вигваме под названием Минкульт была большой ошибкой. Что делать в условиях сложившейся политической обстановки - большой вопрос, но молчать в тряпочку нельзя.
Кто-нибудь заберите ее обратно в какой-нибудь "Водоканал"
Сделали как обычно-с точностью наоборот!!!!!!!
Переделали Херсонес на свой вкус...И получилось полное безвкусие. Чужой Херсонес стал, как после набегов варваров. Суть древнего города переменили, приоритеты не те. Увы!
Все мое детство прошло на Херсонесе, мои дети выросли вместе с ним! Любила его всей душой, после того, как туда понаехало куча "созидателей"- не хожу совсем, а живу в 10 минутах. Все чужое, душа болит, нет моего Херсонеса, все испохабили((((
P.S. А Вы заметили, что все теперь в нашем городе стало чужое? Не для нас, а для них
Все так, все становится чужим, очень грустно.
Интересно - люди возмущаются, люди переживают за аутентичность древнего города, а что-то я не слышала, чтобы депутаты - наши избранники об этом говорили. Почему одна дама решает, что можно уродовать древний город? Почему сотрудники музея это допускают - они что, считают что все замечательно? Что это тогда за ученые? И почему РПЦ (вернее, один ее деятель, я так понимаю) имеет право на все в заповеднике влиять? Вот такие наивные вопросы...
К чёрту политкорректность! В происходящем на Херсонесе виноват некто Тихон Шевкунов и РПЦ! Это именно он,со всей своей державной вседозволенностью притащил на Херсонес "фонд моя история" с И.Сеченым (бывший глава юридического отдела ЛукОйл-авторитетный историк наверное!)! Фонд существует на государственные гранды (2млрд в год)и коммерческие прибыли( НКО!!!). Их главное достижение в культурном плане -создение самого большого в России медийного экрана,а в историческом-проведение православного бала "имени Николая 2" (эту дрянь уже притащили и в Херсонес!) Фонд ставит уже второго директора музея из "своих"(все ранее сотрудничали с фондом),а мафиозный Минкульт утверждает их в должности и выдаёт одобрительные экспертизы на любой коммерческий проект фонда-тапа установку сцен,прокладку кабелей(земляные работы!) для организации ночных экскурсий! Вот такое печальное оказалось ФЕДЕРАЛЬНОЕ подчинение музея-заповедника.Теперь там коммерческое православие с нефте-газовым уклоном...
Получается как в том анекдоте: Министерство культуры мало озабочено культурой, потому что просто-напросто является прачечной(