Причиной задержки поставок новых катеров для системы общественного транспорта Севастополя стало расторжение договора с первым генеральным подрядчиком, который не смог укомплектовать суда необходимым оборудованием. Информация об этом содержится в решении Арбитражного суда Севастополя, с которым ознакомились журналисты ForPost.
Договор на постройку пяти новых судов был подписан между ГУП «Севэлектроавтотранс им. Круподёрова» и АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) ещё в 2019 году.
По изначальным условиям договора поставка первого катера в город ожидалась не позднее 30 июня 2021 года. При этом уже осенью 2022-го по бухте должны были курсировать все пять пассажирских судов.
Нарушение сроков
Уже в процессе исполнения контракта лизинговая компания столкнулась со сложностями, из-за которых сменила генподрядчика на АО «НПП «Авиационная и морская электроника» и начала судиться с предыдущим партнёром – АО «Центральное конструкторское бюро «Нептун».
В конце прошлого года АО «ГТЛК» выиграло дело у петербургского конструкторского бюро и в соответствии с решением суда должно было получить от предприятия более 230 млн рублей компенсации за нарушения условий контракта.
Однако позднее отвечать за несоблюдение сроков пришлось уже самой «ГТЛК». В марте 2024-го в суд на компанию подало ГУП «Севэлектроавтотранс им. Круподёрова», потребовавшее от лизинговой компании выплатить неустойку за период с 1 марта 2022-го по 20 марта 2024 года.
Редакция ForPost уже сообщала, что Арбитражный суд Севастополя удовлетворил иск местного перевозчика и постановил взыскать с компании более 415 млн рублей неустойки и ещё 200 тыс. рублей государственной пошлины, однако доводы ответчика по этому делу были опубликованы только сейчас.
Крымские санкции
По словам представителей «Государственной лизинговой компании», причиной ненадлежащего исполнения контракта стало нарушение обязательств со стороны АО «ЦКБ «Нептун», которое не смогло решить вопрос «оснащения судна необходимым оборудованием, поставка которого невозможна ввиду санкционных ограничений».
В качестве примера было приведено письмо, направленное представителями ЦКБ «Нептун» в адрес АО «ГТЛК» спустя примерно полтора года с момента подписания договора.
В нём говорилось о невозможности осуществить поставку двигателей для катеров проекта PV20S из-за одностороннего расторжения договора со стороны АО «Вольво Восток» (официальный дилер шведской Volvo АВ), аргументировавшего свой отказ от сотрудничества тем, что эксплуатировать суда планируют на территории Крыма.
Сам факт того, что катера хотели укомплектовать шведским оборудованием, выглядит довольно странно. Ведь в договоре лизинга было отдельно прописано, что «в случае применения оборудования, машин и механизмов иностранного производства все расходные материалы и запасные части должны поставляться без каких-либо санкционных ограничений».
Это было важно как минимум потому, «что изготовитель судна предоставляет гарантию на корпус судна в течение пяти лет после сдачи судна лизингополучателю в лизинг, а машины и механизмы – в соответствии с гарантийными обязательствами изготовителей, но не менее 24 месяцев со дня передачи судна лизингополучателю».
В нашем же случае представители шведской компании сами отказались от сотрудничества с судостроителями, готовившими катера для эксплуатации в Севастопольской бухте. На фоне того, что западные страны ещё в 2014 году ввели санкционные ограничения не только против полуострова, но и против самой лизинговой компании, сотрудничество в этом вопросе с европейскими производителями вряд ли вообще должно было рассматриваться, но российские судостроители по какой-то причине сделали такой шаг.
Арбитражный суд Севастополя счёл, что вина в сложившейся ситуации лежит не только на АО «ЦКБ «Нептун», но и на АО «ГТЛК». Поскольку лизинговая компания, «выбирая поставщика и заключая с ним договор, осознанно шла на предпринимательские риски, зная, что у поставщика отсутствует оборудование, подлежащее установлению на судне».
«Кроме того, вопреки доводу АО «ГТЛК», в соответствии с условиями договора поставки, общество как покупатель было наделено полномочиями на проверку исполнения условий контракта, в том числе соответствия выбранного оборудования и возможных рисков с его поставкой при согласовании того или иного оборудования», – подчёркивается в судебном решении.
Увидимся в суде
В результате Арбитражный суд Севастополя отклонил доводы лизинговой компании и постановил взыскать с неё заявленную неустойку. Однако в истории судебных разбирательств вокруг новых катеров ещё слишком рано ставить точку.
Во-первых, данное решение ещё не вступило в законную силу и может быть обжаловано в дальнейших инстанциях. Во-вторых, в Севастополе продолжается рассмотрение ещё как минимум двух исков, поданных ГУП «Севэлектроавтотранс им. Круподёрова» к АО «ГТЛК».
Один из них примечателен тем, что, кроме взыскания очередной неустойки (14,1 млн рублей за период с 11 марта по 20 июня 2024-го), севастопольские заказчики потребовали ещё более 92 млн рублей в качестве компенсации выгоды, упущенной из-за просрочки в поставках судов.
Дело в том, что поддержание морских перевозок действительно требует значительных средств из городского бюджета. На фоне неясных перспектив завершения поставок новых катеров и ремонта уже существующих Севастополь оказался почти в полной зависимости от частных перевозчиков.
По состоянию на июль для обслуживания маршрутов в Севастопольской бухте ГУП выводил лишь один государственный катер, тогда как остальные пять теплоходов арендовались предприятием у частных юридических лиц за миллионы рублей.
Андрей Гринев
Обсуждение (12)
вот сейчас нет времени покапать тырнет
но после прошлой статьи откопалось
https://rs-class.org/news/general/klass-rs-passazhirskoe-sudno-proekta-pv20s-spushcheno-na-vodu/
где там заказчик Троллуправление? Что это проставка?
В Регистре же не будут сочинять, там бумаги на первом месте.?
А почему всякие волвы и пенты, а потому,что своего нет ничего
как это на юж.русском, сдобулы?
Троллейбусное управление заказывает морские катера, лизинговая компания берётся их строить. Вспоминается Крылов с его нетленными пирогами и сапожниками.
К чему привело? скорее всего - к НЕВОСПОЛНИМЫМ потерям для концерна Volvo...
Вроде все российские стороны, включая заказчиков, а по факту ведут себя как враги города, если не сказать "страны" Проводят тендеры, объявляют конкурсы, а по факту прос.... выбрасывают на ветер бюджетные деньги. Как посмотришь сколько уже разорвано контрактов с подрядчиками, создается впечатление, что городские власти заранее находят таких подрядчиков, с которыми договор в будущем будет расторгнут и впереди ещё не одна такая флотилия катеров и Исторический - не последний полигон для спецназа....
И снова здравствуйте,
схема "Договор - Исполнение - Деньги" не способна принести НИЧЕГО кроме взаимного удовлетворения - а это ну раз, ну два (и то, по-молодости)... Потом - мысли "Неужели вот ЭТО всё, и ВСЁ ради ЭТОГО?!??!?", депрессия и жесточайшая СКУКА!!!
И чем прикажете заниматься тем, кто НАЗНАЧЕН заключать договоры изо дня в день? или чуть что - менять?!
Ну , наверное посчитали , что если на территории Севастополя нет массовых захоронений "шведских воинов" , то рисков санкций против города-героя с этой стороны не будет.
Все это произошло потому что реальной целью было "освоить средства" ( на что однозначно намекает наличие посредника - Лизинговой компании), а не решить транспортную проблему города.
Севастопольцы! Радоваться надо, а вы распереживались, что катера не соответствуют морским перевозкам. Нам их не увидеть ближайшие десятилетия!
AE,
Танкеры «Волгонефть-212» «Волгонефть-239» тоже не соотвествовали. И что?
Так глядишь не только без Севморзавода останемся, а ещё и без катеров. К чему бодро шагаем.
UINSHEDOW,
СМЗ уже давно нет и не будет.А катера заказываются согласно существующего проекта,т.е.какой движок запроектирован с таким И покупайте