"Ивана Грозного" требуют убрать из Третьяковки. Речь идет о знаменитой картине Ильи Репина, которая вот уже век украшает залы знаменитой галереи. Правда, с точки зрения некоторых общественных деятелей, полотно может, ни много ни мало, оскорбить патриотические чувства россиян.
У Ивана Грозного – усиленная охрана. И, кажется, желающих посмотреть на него даже чуть больше, чем обычно. На обратный эффект едва ли рассчитывали те, кто неожиданно заявил – картине не место в экспозиции одной из главных художественных галерей страны.
С глаз долой произведение искусства предложила убрать группа общественных деятелей, как они сами утверждают, патриотически настроенных. Доводов – два: картина слишком кровавая. Да к тому же – полная клевета: мол, сыновей своих царь любил и убить Иоанна Иоанновича никак не мог.
"Сколько можно терпеть эту пропаганду. Дети ходят и смотрят на эту ложь: на государство Российское, на царя российского, помазанника Божьего…" – заявляет Василий Бойко-Великий, председатель оргкомитета партии "Народное движение "Святая Русь".
В Третьяковской галерее попытки урезать экспозицию хоть и называют чьим-то глупым пиаром, но отвечают вполне серьезно. Картину художник писал, опираясь на исследования Карамзина, а он убийство сына отцом сомнению не подвергает. Да и полотно вовсе не историческое, а, скорее, психологическое.
"Она не столько об этом историческом эпизоде, сколько о том, что человек убивший, преступивший нравственный закон, перестает быть человеком. Это видно на картине. Царь в ужасе обнимает своего убитого сына ,просит у него прощения", — рассказывает заместитель директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.
К тому же, если главная претензия к шедевру – историческая недостоверность, что тогда делать, к примеру, с произведениями на мифологические темы. Получается, если явление Зевса к Данае золотым дождем не доказано, Тициана и Рембрандта – тоже в запасники? А богатырей и Аленушку уничтожить – за былинное и сказочное происхождение?
"Это поверхностный взгляд на нашу культуру. В таком случае нужно запретить к показу и многие отечественные фильмы, которые не всегда соответствовали каким-то историческим фактам, запретить к постановке пьесы Шекспира – там ведь тоже много условных вещей", — рассуждает директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Впрочем, стоит отметить, "Иван Грозный" предметом жарких споров стал не впервые. Ныне хрестоматийное полотно Репина в свое время, действительно, восприняли неоднозначно. Был и восторг, и негодование. Александру III решительно не понравилось. Творение на несколько месяцев даже запретили к просмотру. А в 1913 году картина и вовсе подверглась нападению: старообрядец Балашов с криками "Долой кровь!" нанес по лицам три удара ножом – изображение потом едва восстановили.
Нынешние борцы за историческую справедливость действовать обещают исключительно в правовом поле. И ответ на главный вопрос: все-таки это Иван на картине слишком Грозный или активисты чересчур бойкие – ждать теперь нужно от Министерства культуры.
Отреагировать на официальное письмо по закону должны в течение 30 дней после его получения. Правда, и в ведомстве, и в самой галерее заявляют – никакой корреспонденции с гневными призывами в глаза не видели. А обо всей шумихе, как водится, узнали от журналистов.
Обсуждение (23)
Еще раз напомню, что написал Лев Николаевич Толстой.
“Патриотизм в наше время есть чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами...”
“Все народы так называемого христианского мира доведены патриотизмом до полного озверения...”
Куда было бы правильнее, если этот Василий Бойко Великий продолжал пропаганду вреда от женского каблука.
— А почему вы запретили своим сотрудницам каблуки выше 5 сантиметров? Талибы, когда они правили в Афганистане, тоже запрещали женщинам носить каблуки, они это объясняли тем, что стук женских каблучков будоражит воображение мужчин.
— Ну нет, здесь не в этом дело… Есть два момента: первое — это для ног вредно. Я смотрю на женщин, которые ходят на таких каблуках, мне их жалко становится. Второе: нормальный мужчина если смотрит, что женщина на таких каблуках, то он может подумать, что она его пытается обмануть. Ну в каком плане? Может, у нее ноги суперкороткие, что она такие каблуки надевает. Это вообще не туфли, а протезы получаются. Я прошу прощения, конечно!
Нафига ему Репин с Грозным?
to Капибара (Sebastopol)
Я думаю, что патриотизм в хорошем понимании этого слова был всегда и всегда будет. Иначе бы в сфере всеобщего пофигизма и жизнь бы остановилась. Можно быть , например, патриотом своей профессии и за копейки работать, потому что человек знает , что его работа кому-то приносит пользу. Но только настоящий патриот не будет кричать об этом на каждом углу.
По поводу высказываний Толстого могу высказать свое понимание этого вопроса. Никогда не понимала восхваления, например, Сахарова и Солженицина, хотя их некоторые считают чуть ли не святыми. Сахарова не понимаю за то, что он сначала создал водородную бомбу и себе имя, а потом вдруг у него проснулся патриотизм и любовь к людям. Солженицына не понимаю, потому что не представляю, как можно кричать о своем патриотизме и учить других жить, сбежавши сам и давая советы издалека. Зато уважаю, например, Высоцкого как человека, хотя не могу сказать, что я большой поклонник его творчества.
Каждый понимает патриотизм по-своему. В ситуации с картиной, по-моему, это не патриотизм, а дебилизм...
Браво, Третьяковка! Отличный маркетинговый ход! Во сколько раз увеличилась посещаемость музея, сколько русских людей вспомнит свою историю, обогатится великой культурой!
Снимаю шляпу....
ПС : трэба намалюваты як пан Янык сажае за гаты Юлю. Нэхай свидомиты вчають свою исторыю по такым малюнкам....
to zagava (Инкерман)
А я Льва Николаевича Толстого не понимаю в половом вопросе. В молодости до войны и после играл в карты и ходил к проституткам себе в удовольствие (о посещение борделей я выискал в его дневниках), а потом так разврат предательски осуждать.
Ну если половые вопросы Льва Николаевича собрать все да сжечь, то со всем остальным полное согласие.
to zagava (Инкерман) В ситуации с картиной, по-моему, это не патриотизм, а дебилизм...
Или как сказал Толстой - озверение.
to Капибара (Sebastopol)
А я Льва Николаевича Толстого не понимаю в половом вопросе. В молодости до войны и после играл в карты и ходил к проституткам себе в удовольствие (о посещение борделей я выискал в его дневниках), а потом так разврат предательски осуждать.
Вы меня правильно поняли. Отдельные личности сначала нашкодят, а потом учат других праведности...
to zagava (Инкерман)
Да есть такой прикол.
Как то я снял проститутку. Судьба через годы потом нас свела нас не по развратному делу, а по распитию портвейна на пляже в кругу друзей.
Где я узнаю, что работает она в школе училкой русского языка и литературы.
Могу представить, когда она будет уже старушкой, и как будет компосировать детям мозги по вопросах нравственности и морали.
Посмотришь на этого Бойко-Великого и задумешься, как он в молодые годы шкодил.
И наверное вся эта шкода заключается в том, что он нашел что то общее между Грозным на картине Репина и собой.
То амнистия в психушке была. Тогда и фильм комедию "Иван Васильевич меняет профессию" надо запретить, там тоже сплошная неправда. И надо же Бойко-Великий фамилия то какая, точно с психушки.
to CTAC69 (Севастополь)
А вдруг он действительно кого то замочил и мучается? Может и любовника.
Эта картина шедевр, это навечно, а этого Бойко никто не знает и никогда не узнает. Таких бойких в каждой рюмочной дюжина.
Чем больше партий, тем больше идей
to WOW
гав, гав,....ТРОЛЬ!
что тогда делать, к примеру, с произведениями на мифологические темы. Получается, если явление Зевса к Данае золотым дождем не доказано, Тициана и Рембрандта – тоже в запасники?
или я чего то не пойму или журналисты ошиблись.
скорее всего было наоборот - явление Данаи на Зевса золотым дождем
подарИте мне)
to Капибара (Sebastopol)
Одному из потомков Геракла и Даная , царю Аргоса, самого древнего и могущественного из городов Арголиды, Акрисию было предсказано оракулом погибнуть от руки внука. Встревоженный царь приказал заточить красавицу дочь Данаю в глубокое подземелье, чтобы она никогда не стала матерью. Но нет преград для всевидящего и всемогущего Зевса! Он проник сквозь решетку медного терема, служившего девушке темнице, звонким золотым дождем. Даная родила прекрасного младенца, назвав его Персеем .
to WOW
В году эдак 1985 в Эрмитаже , житель Литвы облил картину Рембрандта ,, Даная" серной кислотой. Литва сейчас в ЕС куда вы каклы так рветесь. Вы что совсем офуели?
Впрочем , это вы еще литовцам сто очков по офуению дадите. 
а начиналось "безобидно" - с мультиков.
Скоро книги начнут сжигать?
Наконецто прозрели ! Картина создана под заказ Госдепа и международных сионистов .
Это было смутное время.поэтому о нем не сохранилось достоверных данных. Что касается самой картины, то считаю такие заявления хорошей рекламой произведения искусства и Третьяковки.
Тут , от группы искуствоведов в штатском поступило предложение временно изменить название картины. Предлагается следующий вариант : ,, Витёк мля! Шо же мы вчера с тобой подписали......"- Азаров утешает Януковича на следующее утро опосля банкета по случаю подписания Договора с ЕС.
Но возможны и другие варианты.