Вот уже скоро год, как Украина живет с новыми антикоррупционными правилами. Одновременно с Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» в апреле 2011 года были внесены изменения в ряд законодательных актов Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения».
В том числе Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) был дополнен новой статьей 172-4 «Нарушение ограничений относительно совместительства и совмещения с иными видами деятельности».
Именно нормы этой статьи детализируют ответственность за совершение коррупционных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Лицам, обозначенным в п. 1 ч. 1 ст. 4 (а, это: 1) особи, уповноважені на виконання функцій держави або місцевого самоврядування:
а) Президент України, Голова Верховної Ради України, його Перший заступник та заступник, Прем'єр-міністр України, Перший віце-прем'єр-міністр України, віце-прем'єр-міністри України, міністри, інші керівники центральних органів виконавчої влади, які не входять до складу Кабінету Міністрів України, та їх заступники, Голова Служби безпеки України, Генеральний прокурор України, Голова Національного банку України, Голова Рахункової палати, Уповноважений Верховної Ради України з прав людини, Голова Верховної Ради Автономної Республіки Крим, Голова Ради міністрів Автономної Республіки Крим;
б) народні депутати України, депутати Верховної Ради Автономної Республіки Крим, депутати місцевих рад;
в) державні службовці, посадові особи місцевого самоврядування;
г) військові посадові особи Збройних Сил України та інших утворених відповідно до законів військових формувань;
ґ) судді Конституційного Суду України, інші професійні судді, Голова, члени, дисциплінарні інспектори Вищої кваліфікаційної комісії суддів України, службові особи секретаріату цієї Комісії, Голова, заступник Голови, секретарі секцій Вищої ради юстиції, а також інші члени Вищої ради юстиції, народні засідателі і присяжні (під час виконання ними цих функцій);
д) особи рядового і начальницького складу органів внутрішніх справ, державної кримінально-виконавчої служби, органів та підрозділів цивільного захисту, Державної служби спеціального зв'язку та захисту інформації України, особи начальницького складу податкової міліції;
е) посадові та службові особи органів прокуратури, Служби безпеки України, дипломатичної служби, митної служби, державної податкової служби;
є) члени Центральної виборчої комісії;
ж) посадові та службові особи інших органів державної влади;) этого Закона, запрещается: — заниматься иной оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практикой в спорте), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины (это соответствует диспозиции ч. 1 ст. 172-4 КУоАП);
— входить в состав органов управления или наблюдательный совет предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству или территориальной общине в совете общества (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственного общества), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины (это соответствует диспозиции ч. 2 ст. 172-4 КУоАП). До 1 июля 2011 года действующее законодательство предусматривало (а в какой-то период не предусматривало вообще) определенные ограничения.
Так, статья 5 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» учитывала возможность того, что государственный служащий или иное лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не имело права входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в состав правления или иных исполнительных органов предприятия, а также не имело права заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через посредников или подставных лиц.
Таким образом, законодательством предусматривалась невозможность государственному служащему входить в исполнительные органы хозяйственного общества. И вот новый Закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» запретил входить служащим в состав органов управления или наблюдательного совета предприятия или организации.
А это уже совсем другое дело, так как органы управления — это более широкое понятие, которое охватывает и исполнительные органы. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 97 ГКУ, органами управления обществом являются общее собрание участников и исполнительный орган, если иное не установлено законом (это положение конкретизируется в Законе Украины «О хозяйственных обществах» (далее — ЗУОХО).
Служащие — собственники корпоративных прав в хозяйствующих субъектах и акций акционерных обществ, которые могут принять участие в общих собраниях участников (акционеров), по судебной практике, которая начала формироваться в нашей стране, являются коррупционерами, и должны терять должности (многие автоматически).
Подтверждение этих фактов можно найти в Едином государственном реестре судебных решений (постановление Владимирецкого районного суда Ривненской области в деле №3-857/11, постановление Сарненского районного суда Ривненской области в деле №1718/3-2467/11, постановление Охтырского горрайонного суда Сумской области в деле №33-420/11, постановление Коминтерновского районного суда Одесской области в деле №3-1744/11 и т.д., уже больше 200 по двум частям ст. 172-4). Причем большое количество из них уже вступили в законную силу, в том числе пройдя проверку апелляциями.
В соответствии со ст. 167 ХКУ (и п. 14.1.90 Налогового кодекса), корпоративные права — это права лица, доля которого определяется в уставном фонде (имуществе) субъекта хозяйствования, включающие права на участие этого лица в управлении субъектом хозяйствования, получение определенной части прибыли (дивидендов) данной организации и активов в случае ликвидации последнего в соответствии с законом, а также иные права, предусмотренные законом или учредительными документами. Само по себе владение корпоративными правами предоставляет право на участие в управлении (причем непосредственно либо опосредованно через сформированные органы).
Закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» был принят 7 апреля 2011 года. Первая официальная публикация прошла 15 июня 2011 года в «Голосе Украины». Таким образом, добропорядочный чиновник или депутат местного совета имел 15 дней на потенциальное ознакомление и принятие соответствующих решений. По логике судей и правоохранителей, человек должен был на протяжении этого периода ознакомиться с законом, принять решение (посоветовавшись с супругом, юристом), найти покупателя, продать или отдать свои корпоративные права. 20 января 2012 года был привлечен к ответственности один из городских председателей райцентра на Сумщине (дело №1818/3-1/2012). Ему инкриминируют незаконное занятие предпринимательской деятельностью.
Он, оказывается, является учредителем частного предприятия, а потому… нет, не входит в органы управления и соответственно виновен в правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 172-4 КУоАП, а занимается предпринимательской деятельностью, т.е. виновен по ч. 1 ст. 172-4. Сотрудники УБОПа и суд в данном случае ссылаются на ч. 3 ст. 128 ХКУ, в соответствии с которой гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность непосредственно как предприниматель или через созданное им частное предприятие. Возникает вопрос, нормы этого закона распространяются на всех без исключения или только на чиновников низового уровня (почему-то особенно много лесничих)- учредителей фермерских хозяйств? На депутатов местных советов – учредителей ООО, акционеров, только от оппозиции или и от партии власти? По закону на всех, а практически?
Например… Булатов Карп Викторович. Разве это не он директор коммунального предприятия «Благоустройство», депутат Севастопольского горсовета. В горсовете возглавляет постоянную комиссию по вопросам охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. Может быть это не он учредитель и председатель правления ЗАО Магазин №33 (http://magazin-33.biz-gid.ru/) , учредитель ООО Черноморрыбпром, учредитель ООО РЕП Центральный, учредитель ООО Футбольная академия. Не знаю, может быть в отношении его уже и составлен админ протокол, прошли соответствующие суды и его фамилия фигурирует в реестре коррупционеров… Но, почему он, в таком случае, до сих пор возглавляет коммунальное предприятия «Благоустройство»? Или у правоохранителей до него руки не дошли? Или все же неприкасаемый…
Обсуждение (9)
ДА. Спасибо за информацию. Но что с ней делать - совершенно непонятно.
Продолжу список.
А вот Величко М. Разве он не директор комунального предприятия КП *Орбита*?!
А разве, при этом, он не депутат от ПР и в Гагаринском РИ не возглавляет комиссию по комунальному хозяйству и строительству?!
Господа допрыгаются в конце концов. Ничего ведь не боятся, экая беспечность. А кончится всё тем, что в итоге возьмут за...
... директор коммунального предприятия - депутат Севастопольского горсовета.
Почему он до сих пор возглавляет коммунальное предприятия ?
А мне кажется, что вопрос должен быть поставлен в другой плоскости :
юридическая служба Горсовета несёт ответственность за отсутствие проработки кандидатуры при подготовке проектов на утверждение сессии ???
Короче, ударить рублём по горе-юристам!
to protsifer (BunkerCinemaGroup™) ДА. Спасибо за информацию. Но что с ней делать - совершенно непонятно.
Предавать гласности. Президент разрешил воровать бюджет только 3-м группировкам. И все они приближены к семье президента. А всех воров - конкурентов приказал сажать по полной. Так что вскрываем и вкладываем президенту - что воруют. Электронные адреса надо найти и выложить. Дабы стучали граждане самостоятельно.
В соответствие с Решением Севастопольского городского Совета от 29 декабря 2010 года № 145 «О городском бюджете города Севастополя на 2011 год» по состоянию на 01.09.2011г. Севастопольскому городскому Совету выделено 4 млн. 646,7 тыс. грн., из них:
2 млн. 730 тыс. грн. – оплата труда штатных сотрудников городского Совета;
1 млн. 732, 3 тыс. грн. – расходы на содержание здания, копировально-множительной техники, транспортные расходы, приобретение канцелярских принадлежностей и т.д. 184,4 тыс. грн. – оплата коммунальных услуг и энергоносителей.
Ссылка
У нас садят за сумку винограда,а вот за вагон-нет.Да кто к ним рискнет сунуться?
to Александр Царицын (Севастополь)
Прекращайте убивать русский язык. Глагола "садят" - не существует. Есть глагол "сажают". И вот только не надо банального:"меня всё-равно все поняли"....
to protsifer (BunkerCinemaGroup™)
САДИ?ТЬ, сажу, садишь (·моск. также содишь), ·несовер.
1. ·несовер. к посадить в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 и 9 ·знач. (·прост. ). «Старик садить сбирался деревцо.» Крылов. «Принялся дергать спящего за руки... приподымать и садить на лавку.» Достоевский.
2. кого-что. То же, что сажать во 2 ·знач. (·обл. ).
3. кого-что. То же, что сажать в 3 ·знач. (охот. ·обл. ). Садить зайца.
4. кого-что. Бить (·прост. ·вульг.) Садить кого-нибудь по спине.
5. перен., ·без·доп. употр. для обозначения какого-нибудь сильного, энергичного действия, преим. движения (·прост. ). Мальчишка так и садит по дороге (быстро бежит). Вода садит из крана (о сильной утечке). «Понять невозможно было, в чью это голову он содит и за что рискует.» Лесков.