Новости России

«Идеальный шторм»: что надо сделать для остановки роста цен на бензин

Служба новостей ForPost

В начале сентября стоимость топлива выросла на 7–7,2 процента.

Эксперты отметили рост цен на бензин, который превышает уровень инфляции
Фото:
Неонилла Кудрик / ForPost

Ситуация на рынке топлива остаётся непростой: бензин и дизель дорожают на фоне дефицита в некоторых регионах. Пока прогноз пессимистичный: ранее достигнутое соглашение между властью и нефтяниками по сдерживанию цен на уровне инфляции больше не работает. Эксперты объяснили, кто виноват в том, что произошло, и рассказали, что делать.

Ситуация с топливом неоднозначная

Президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области, автоэксперт Кирилл Форманчук внимательно следит за топливным рынком. Проблемы, с которыми сталкиваются автовладельцы в разных регионах, отличаются друг от друга, отметил он.

«Если рядом есть НПЗ, дефицита, как правило, нет, — сказал в беседе с ForPost Форманчук. — На Урале НПЗ много, в Сибири тоже хватает».

Меньше повезло тем регионам, которые атакуют дроны ВСУ, считает Форманчук.

«Если у вас бомбят НПЗ, и он сгорает, а поблизости других мощностей нет, то брать топливо попросту негде. Цены сразу растут: одно дело, когда завод у тебя под боком, и другое — когда бензин нужно везти за тысячу километров», — отметил наш собеседник.

С ним согласен финансовый аналитик, экономист Виталий Калугин: по его словам, нынешний дефицит топлива «связан не только с экономикой, но и с военными факторами».

Спрос, предложение и инфляция

Безусловно, есть и экономический фактор того, что происходит с ценами на топливо. Нефтяные компании, лишившиеся премиальных зарубежных рынков, теперь стараются компенсировать потери за счёт внутреннего рынка, заявил в интервью «Царьграду» аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Виталий Калугин согласен: меры правительства, вроде ограничения экспорта топлива, не дают результата.

«Правительство может запретить вывоз топлива, но, если нечего экспортировать, смысла в этом нет», — сказал он.

Цены могла бы обуздать приписка в законе о том, что топливо не может дорожать выше уровня инфляции. Однако, её в действующем законодательстве нет, сказал Юшков.  Поэтому в начале сентября цены на бензин выросли на 7–7,2 процента при инфляции чуть более 4%.

А как же демпфер? Государство выплачивает его нефтяным компаниям для сглаживания разницы между внутренними и экспортными ценами на топливо. А раз так, то бензин не должен стремительно дорожать.

«Демпфер платится нефтяникам, если они удерживают цены на бензин в рамках инфляции. Но это не федеральный закон, а бюджетное регулирование, — пояснил Калугин. — Суть в том, что демпфер не выплачивается, и нефтяники не видят смысла работать себе в убыток. Учитывая пошлины и НДПИ, ситуация усугубляется».

Главная проблема, по словам эксперта, в том, что часть НПЗ физически не работает.

«Это можно назвать идеальным штормом, — сказал Калугин. —  Государство, может быть, и хотело бы снизить цены, но, если установка не работает, никакого 95-го бензина вы всё равно не получите. Можно назначить любую цену — и 100 рублей, и 200 рублей за литр, но, если топлива нет в колонке, залить его невозможно».

Побочка сдерживания цен на топливо в России

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в интервью «Царьграду» отметил: власти пытались удержать рост цен на топливо, но это «привело к локальным дефицитам».

По его данным, сейчас Минфин РФ рассматривает возможность расширить допустимый коридор отклонения фактических оптовых цен: до 20% по бензину и до 30% по дизельному топливу. Окончательное решение остаётся за российским правительством.

Президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области, автоэксперт Кирилл Форманчук уверен: если бы власти хотели, бензин в России давно стоил бы условные пять рублей. Почему? От 80 до 90% цены топлива — это акцизы и сборы, которые государство устанавливает, напомнил наш собеседник.

«Влияния стоимости нефти на цену бензина практически нет — максимум 10%, — сказал Форманчук. — Получается, это вопрос не экономики, а желания. В Венесуэле и других странах, где государство субсидирует топливо, цена стремится к нулю. У нас проблема лишь в том, что кто-то хочет денег. Существует лобби, которое делает всё, чтобы рынок выглядел именно так, а не иначе».

Как остановить рост цен на бензин 

То, что лобби существует, согласен и кандидат экономических наук Михаил Беляев. По его данным, «есть люди, которые не дают принять законы, мешающие фактически монополизировать рынок».

Однако проблема не столько в них, сколько в оценке ситуации того, что происходит на топливном рынке, считает эксперт.

«Многие эксперты до сих пор считают, что цены складываются исключительно под влиянием спроса и предложения. Им надо почитать книжки 70-х годов, написанные серьёзными экономистами, а не поверхностными дилетантами, — сказал в беседе с ForPost Беляев. — Уже тогда и советские, и западные исследователи выяснили, что рынок спроса и предложения, который существовал сто лет назад, переродился в рынок монополистический. Именно в этом и ключ проблемы».

Он напомнил, что есть биржа, которая создавалась для установления справедливых равновесных цен, и биржевой комитет внимательно следит за манипуляциями на рынке и жёстко их пресекает. Далее в работу должна включаться Федеральная антимонопольная служба, считает Беляев.

«ФАС должна следить не за ограничением цен и не за привязкой их к инфляции, что само по себе идиотизм, а за тем, чтобы завышение было оправдано объективными обстоятельствами: транспортом, сырьём, условиями добычи, — рассказал кандидат экономических наук. — Если, к примеру, сырьё подорожало на 10%, это отразит биржа. Тогда розничные компании имеют право увеличить цены на 15% — с учётом транспортных расходов и прочего. Но не на 20, не на 25 и не на 30».

Что касается аргументов об атаках дронов на НПЗ, Беляев назвал это скорее информационным фоном.

«Мы слышим: НПЗ вышел из строя, ещё один вышел из строя. Но это используется как оправдание неудержимого роста цен. Опять возвращают к контексту спроса и предложения, хотя нужно от этого отходить», — уверен он.

В завершение Беляев отметил: если бензин продолжит дорожать, это неизбежно повлечёт за собой рост цен на все остальные товары и услуги. И этого, исходя из прогноза экспертов, не избежать.

Роберт Вочовский

1806
Поделитесь:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (5 голосов)
Обсуждение (8)
Patriot1.
5145
Patriot1.

«Многие эксперты до сих пор считают, что цены складываются исключительно под влиянием спроса и предложения. Им надо почитать книжки 70-х годов, написанные серьёзными экономистами, а не поверхностными дилетантами, — сказал в беседе с ForPost Беляев. — Уже тогда и советские, и западные исследователи выяснили, что рынок спроса и предложения, который существовал сто лет назад, переродился в рынок монополистический. Именно в этом и ключ проблемы».

Заигрались в "капитализьм"...Только немедленный возврат ТЭК (топливо-энергетического комплекса) в Государственную собственность, то есть национализация и Госмонополия...И не нужны будут биржи, демпферы, , акцизы, сборы и прочее...Вся выручка, значительно большая по объему чем сегодняшние налоги и сборы, будет у Государства... Хватит кормить спекулянтов-нуворишей...

Рыбак7
583
Рыбак7

Patriot1.,

Полностью поддерживаю!

sergey-ka
5466
sergey-ka

Искусственный дефицит.

Endemic
509
Endemic

У саудов нефть экспортируется ну очень сильно. Но у себя продают (года 2 назад смотрел) по 7 центов/л. А в СССР почём был бензин (пусть низкого качества)? Да 7-9 копеек! Нефтетрейдеры врут как не в себя. Ещё и компенсации выдумали. Сечину привет, у него зарплата 2 ляма в день. Недра по Конституции принадлежат кому? Ах, нам... В Норвегии средства от продажи перечисляются в Национальный Фонд, с которого выплаты гражданам. Если не ошибаюсь, по 5 тыс. каждому. Куда-то мы не туда пришли с таким капитализмом....

Верещагин
15564
Верещагин

Endemic,

Вот тут вы заблуждаетесь по нашей конституции, в отличии от норвежской, недра могут быть в частной собственности, так что недра нам не принадлежат, они принадлежат таким как Сечин. 

d dd
10724
d dd

помнится,что когда с 48,до 55 поднялся вой стоял,а сейчас , еще чуть, чуть и 81,72, и ничего

 выборы прошли, еще чуть чуть и бархотные разъедутся....

  Интересно, а мо тоже по биржевой от частных лиц снабжается?

А в СССР почём был бензин (пусть низкого качества)? 

почему низкого? высооктановый не очень требовался,тому 76 и 80, 93й, бензин как бензин....

а вот то что сейчас? только бумаги красивые

Правда победит
1422
Правда победит

Может быть, прекратить обкрадывать собственных граждан? Только вот есть ли такое желание у властей? (

«Идеальный шторм»: что надо сделать для остановки роста цен на бензин

 

Действительно, "неоднозначная". На АЗС Лукойл перед Крымским мостом АИ 95 есть по 68 руб.; через 50 км на АЗС Атан - АИ-95 уже стОит 75 руб., АИ-95 ультра - 78 руб. 

ФАС об этом не знает? (

Ситуация с топливом неоднозначная

Игорь Чалый
313
Игорь Чалый

Главная причина роста цен на топливо - жадность.  Вывод: нефтянники за уничтожение России.

Главное за день

Севастопольцы снова пошли в одно место

Что и как читают жители города.
20:01
2
762

Путин назвал условие для прекращения огня в зоне СВО

Также президент сообщил, какого поступка не ожидал от Вашингтона.
19:15
1
904

Кибератаки против доставки: зачем мошенники бьют по транспортным компаниям

В Крыму рассказали, кто атакует перевозчиков и как не терять клиентов, время, деньги и посылки.
17:26
0
514

Виновные в теракте на Крымском мосту услышали свой приговор

Помимо сроков подрывникам выписали миллиардный штраф.
13:30
1
943

Украинский националист планировал устрашающий теракт в центре Севастополя

План инициативного злоумышленника предотвратили сотрудники ФСБ.
12:00
2
2331
Туризм

Европейская страна отменяет «безвиз» с Россией, но не из-за отношений с Москвой

Эксперты ожидают значительное снижение потока российских туристов.
16:16
0
787

Билеты на крымский несезон снова можно купить

Не все направления пока доступны.
11:30
0
775

Знание дзюдо помогло японскому повару отбиться от медведя

После чего победитель продолжил готовить суп.
10:50
0
1301

К эксперименту с гостевыми домами в Севастополе пока есть вопросы

Что делать тем, кто не попал под действие нового закона?
16:01
2
1543

К бассейнам в России предъявили новые требования

Для этих учреждений разработаны собственные ГОСТы.
09:18
0
845