Ситуация на рынке топлива остаётся непростой: бензин и дизель дорожают на фоне дефицита в некоторых регионах. Пока прогноз пессимистичный: ранее достигнутое соглашение между властью и нефтяниками по сдерживанию цен на уровне инфляции больше не работает. Эксперты объяснили, кто виноват в том, что произошло, и рассказали, что делать.
Ситуация с топливом неоднозначная
Президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области, автоэксперт Кирилл Форманчук внимательно следит за топливным рынком. Проблемы, с которыми сталкиваются автовладельцы в разных регионах, отличаются друг от друга, отметил он.
«Если рядом есть НПЗ, дефицита, как правило, нет, — сказал в беседе с ForPost Форманчук. — На Урале НПЗ много, в Сибири тоже хватает».
Меньше повезло тем регионам, которые атакуют дроны ВСУ, считает Форманчук.
«Если у вас бомбят НПЗ, и он сгорает, а поблизости других мощностей нет, то брать топливо попросту негде. Цены сразу растут: одно дело, когда завод у тебя под боком, и другое — когда бензин нужно везти за тысячу километров», — отметил наш собеседник.
С ним согласен финансовый аналитик, экономист Виталий Калугин: по его словам, нынешний дефицит топлива «связан не только с экономикой, но и с военными факторами».
Спрос, предложение и инфляция
Безусловно, есть и экономический фактор того, что происходит с ценами на топливо. Нефтяные компании, лишившиеся премиальных зарубежных рынков, теперь стараются компенсировать потери за счёт внутреннего рынка, заявил в интервью «Царьграду» аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Виталий Калугин согласен: меры правительства, вроде ограничения экспорта топлива, не дают результата.
«Правительство может запретить вывоз топлива, но, если нечего экспортировать, смысла в этом нет», — сказал он.
Цены могла бы обуздать приписка в законе о том, что топливо не может дорожать выше уровня инфляции. Однако, её в действующем законодательстве нет, сказал Юшков. Поэтому в начале сентября цены на бензин выросли на 7–7,2 процента при инфляции чуть более 4%.
А как же демпфер? Государство выплачивает его нефтяным компаниям для сглаживания разницы между внутренними и экспортными ценами на топливо. А раз так, то бензин не должен стремительно дорожать.
«Демпфер платится нефтяникам, если они удерживают цены на бензин в рамках инфляции. Но это не федеральный закон, а бюджетное регулирование, — пояснил Калугин. — Суть в том, что демпфер не выплачивается, и нефтяники не видят смысла работать себе в убыток. Учитывая пошлины и НДПИ, ситуация усугубляется».
Главная проблема, по словам эксперта, в том, что часть НПЗ физически не работает.
«Это можно назвать идеальным штормом, — сказал Калугин. — Государство, может быть, и хотело бы снизить цены, но, если установка не работает, никакого 95-го бензина вы всё равно не получите. Можно назначить любую цену — и 100 рублей, и 200 рублей за литр, но, если топлива нет в колонке, залить его невозможно».
Побочка сдерживания цен на топливо в России
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в интервью «Царьграду» отметил: власти пытались удержать рост цен на топливо, но это «привело к локальным дефицитам».
По его данным, сейчас Минфин РФ рассматривает возможность расширить допустимый коридор отклонения фактических оптовых цен: до 20% по бензину и до 30% по дизельному топливу. Окончательное решение остаётся за российским правительством.
Президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области, автоэксперт Кирилл Форманчук уверен: если бы власти хотели, бензин в России давно стоил бы условные пять рублей. Почему? От 80 до 90% цены топлива — это акцизы и сборы, которые государство устанавливает, напомнил наш собеседник.
«Влияния стоимости нефти на цену бензина практически нет — максимум 10%, — сказал Форманчук. — Получается, это вопрос не экономики, а желания. В Венесуэле и других странах, где государство субсидирует топливо, цена стремится к нулю. У нас проблема лишь в том, что кто-то хочет денег. Существует лобби, которое делает всё, чтобы рынок выглядел именно так, а не иначе».
Как остановить рост цен на бензин
То, что лобби существует, согласен и кандидат экономических наук Михаил Беляев. По его данным, «есть люди, которые не дают принять законы, мешающие фактически монополизировать рынок».
Однако проблема не столько в них, сколько в оценке ситуации того, что происходит на топливном рынке, считает эксперт.
«Многие эксперты до сих пор считают, что цены складываются исключительно под влиянием спроса и предложения. Им надо почитать книжки 70-х годов, написанные серьёзными экономистами, а не поверхностными дилетантами, — сказал в беседе с ForPost Беляев. — Уже тогда и советские, и западные исследователи выяснили, что рынок спроса и предложения, который существовал сто лет назад, переродился в рынок монополистический. Именно в этом и ключ проблемы».
Он напомнил, что есть биржа, которая создавалась для установления справедливых равновесных цен, и биржевой комитет внимательно следит за манипуляциями на рынке и жёстко их пресекает. Далее в работу должна включаться Федеральная антимонопольная служба, считает Беляев.
«ФАС должна следить не за ограничением цен и не за привязкой их к инфляции, что само по себе идиотизм, а за тем, чтобы завышение было оправдано объективными обстоятельствами: транспортом, сырьём, условиями добычи, — рассказал кандидат экономических наук. — Если, к примеру, сырьё подорожало на 10%, это отразит биржа. Тогда розничные компании имеют право увеличить цены на 15% — с учётом транспортных расходов и прочего. Но не на 20, не на 25 и не на 30».
Что касается аргументов об атаках дронов на НПЗ, Беляев назвал это скорее информационным фоном.
«Мы слышим: НПЗ вышел из строя, ещё один вышел из строя. Но это используется как оправдание неудержимого роста цен. Опять возвращают к контексту спроса и предложения, хотя нужно от этого отходить», — уверен он.
В завершение Беляев отметил: если бензин продолжит дорожать, это неизбежно повлечёт за собой рост цен на все остальные товары и услуги. И этого, исходя из прогноза экспертов, не избежать.
Роберт Вочовский
Обсуждение (2)
«Многие эксперты до сих пор считают, что цены складываются исключительно под влиянием спроса и предложения. Им надо почитать книжки 70-х годов, написанные серьёзными экономистами, а не поверхностными дилетантами, — сказал в беседе с ForPost Беляев. — Уже тогда и советские, и западные исследователи выяснили, что рынок спроса и предложения, который существовал сто лет назад, переродился в рынок монополистический. Именно в этом и ключ проблемы».
Заигрались в "капитализьм"...Только немедленный возврат ТЭК (топливо-энергетического комплекса) в Государственную собственность, то есть национализация и Госмонополия...И не нужны будут биржи, демпферы, , акцизы, сборы и прочее...Вся выручка, значительно большая по объему чем сегодняшние налоги и сборы, будет у Государства... Хватит кормить спекулянтов-нуворишей...
Patriot1.,
Полностью поддерживаю!