История строительства инновационного научно-исследовательского судна «Пионер-М» (НИС) по заказу Севастопольского государственного университета и при участии лучших студентов-кораблестроителей страны, оказалась не так проста и радужна.
Пока в СМИ торжественно сообщалось об успехах создания первого НИС, выполненного из ткани на основе углеродного волокна полностью российского производства, с элементами безэкипажного вождения, в судах шли споры, кто кому задолжал миллионы за уникальную технику.
Судебная тяжба между СевГУ и исполнителем работ АО «ОСК-Технологии» (Объединенная судостроительная корпорация) длится с 2021 года. Причина взаимных претензий — удержанные заказчиком и недополученные исполнителем миллионы за один из этапов работ по созданию судна, о котором так много говорилось.
Научное судно для Севастополя
Как следует из судебных материалов, с которыми ознакомился ForPost, в мае 2019 года СевГУ и АО «ОСК-Технологии» заключили договор на разработку конструкторской документации и сопровождение строительства прототипа маломерного научно-исследовательского судна для комплексных исследований морской прибрежной акватории «Пионер-М».
Строительство судна велось, как сообщалось, на заводах ОСК параллельно с разработкой проектной документации — в соответствии с техзаданием заказчика.
Но в начале июня 2020 года заказчик сообщил исполнителю об изменении основных параметров судна и расторг первоначальный договор на строительство 18-метрового судна.
При этом ранее, выяснил суд, заказчик не говорил исполнителю о необходимости внести изменения в конструкцию судна.
Уже 10 июля 2020 года СевГУ и «ОСК-Технологии» заключили новый договор на завершение строительства «Пионера-М» с учётом изменённого проекта, а 15 июля университет передал исполнителю обновлённую техническую документацию.
Согласно последней, «Пионер-М» уже должен был быть судном совсем другого класса (он изменялся с РМРС: КМ R3 AUT3-ICS OMBO на КМ R3-RSN AUT3-ICS) с изменением района плавания, увеличенной длиной (25 м вместо 18 м), водоизмещением и количеством пассажиров.
Факт изменения классности судна подтвердил и Российский морской регистр судоходства, наблюдавший за проектированием. К символу класса судна добавлялась словесная характеристика Catamaran. Всё это «существенно изменяет требования к его проектированию», делает вывод суд.
При этом сроки завершения работ, как следует из судебных материалов, остались прежними с момента заключения договора в 2019 году. Уложиться в них специалисты «ОСК-Технологии» уже не успевали.
«В результате всех внесённых изменений исполнитель столкнулся с тем, что ему необходимо разработать рабочую и конструкторскую документацию на совсем другое судно, при этом уложится в отведённые сроки, предусмотренные договором <2019 года>, что не представлялось возможным ввиду огромного количества расчётов и изменения самого класса судна, так как изменились его габариты и другие технические решения», — говорится в материалах суда.
К этому моменту, в соответствии с договорённостями 2019 года, подрядчик из четырёх этапов работ успел сдать «без замечаний» первый и второй.
Работы обоих этапов в СевГУ приняли и оплатили: первого — полностью, а за второй из установленной договором суммы 11,2 млн рублей заказчик выплатил только 2,5 млн рублей. Оставшуюся сумму — 8,7 млн рублей — СевГУ удержал в качестве неустойки за срыв сроков работ по договору.
Все в суд
Не согласившись с таким решением, в октябре 2021 года «ОСК-Технологии» направило университету претензию с требованием оплатить полностью выполненные на втором этапе работы. Университет её проигнорировал, и компания подала иск против СевГУ в Арбитражный суд Севастополя.
А в феврале 2022 года университет подал встречный иск о взыскании с «ОСК-Технологии» неустойки теперь уже в размере 215 тысяч рублей за срыв сроков работ по договору.
Череда онлайн-заседаний, изучения вновь поступавших материалов, дополнительных доказательств, привлечения третьих лиц затянулась ещё на несколько лет.
Наконец весной этого года суд вынес решение: частично удовлетворил требования АО «ОСК-Технологии», уменьшив сумму долга СевГУ до 8,3 млн рублей, а также обязав его выплатить более 2 млн рублей процентов на сумму долга. В удовлетворении встречного иска СевГУ было отказано.
Но на этом история не закончилась — СевГУ решил обжаловать решение суда. Сумма требований университета уже достигла 10,4 млн рублей.
Параллельно в суде рассматривается и новый иск «ОСК-Технологии» к СевГУ, в котором корпорация требует взыскать с ответчика 17,7 млн рублей задолженности по договору достройки судна «Пионер-М», заключённого 10 июля 2020 года.
Ближайшие заседания по обоим делам назначены на октябрь 2025 года.
Евгения Ясенева
Обсуждение (1)
"СевГУ и «ОСК-Технологии» спорят о недополученных при строительстве миллионах", а при этом собственно построивший судно еще в 2022-м году Среде-Невский завод вроде как и не при чем. Т.е. в реальности денег хватило, но посредники при их распределении от государства бодаются за свой гешефт?