Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала подход мониторинга необоснованного повышения цен и пресечения этого явления. Инициатива оформлена в виде законопроекта, который пока обсуждается с правительством, но уже подвергся серьёзной корректировке.
В этом материале ForPost разбирался, насколько эффективным будет предложенный ФАС метод контроля над аппетитами ритейла и других участников рынка.
Подсчитаем проценты
Первоначально предлагалось реагировать, если цены в течение 60 дней повышаются на 30%. Эта версия законопроекта была представлена правительству в декабре прошлого года.
Теперь же предложен иной подход. По мнению ФАС, на цены стоит обратить внимание, если стоимость товаров выросла в течение тех же 60 дней на 5% и более относительно индекса потребительских цен по необоснованным экономически причинам.
Среди экономических, то есть обоснованных, причин названо существенное изменение спроса и предложения, рост тарифов и других издержек и тому подобное.
Известно, что пока правительство рекомендовало ведомству определиться с методологией измерения названных экономических причин, то есть чётко обозначить, как ФАС намерена мониторить, например, изменение спроса.
«Отмечу, что сама по себе инициатива ФАС — это правильный путь. Потому что государство наконец-то озаботилось стоимостью товаров не с монетарной точки зрения, то есть когда инфляция вызвана изменением в спросе и предложении, а именно аппетитами тех, кто продаёт товары. И тут действительно нужна чёткая методология отделения экономически обоснованных причин роста цен от того, что продавцы товаров делают в погоне за прибылью», — пояснил ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Он также отметил, что в первоначальном варианте предложение ФАС означало только создание видимости контроля.
«Рост цен на 30% в течение 60 дней — это слишком широкие ворота, что на деле означает практическое отсутствие оснований для внимания ФАС. Например, даже наделавшие много шума куриные яйца у нас в прошлом году статистически подорожали лишь на 24%, если смотреть октябрь к октябрю 2022 года», — пояснил он.
Наконец, экономист Беляев отметил, что правительство вполне обоснованно потребовало от ведомства определиться в методологии измерения динамики спроса и предложения, а также разного рода издержек, которыми экономически можно обосновать рост цен.
Шринкфляция
Кроме того, экономист Беляев отметил важность контроля цен не только на уровне реализации товаров конечному потребителю.
«В поле зрения ФАС должна попадать вся цепочка. Потому что и производители, и оптовики тоже могут находить способы для повышения стоимости товаров. Поэтому не стоит ограничиваться лишь розничной торговлей», — пояснил он.
К тому же существует и такое явление, как шринкфляция. То есть уменьшение количества товара в упаковке с сохранением прежней стоимости.
«Это тот самый пресловутый девяток яиц, молоко в упаковке не 1 литр, а 0,9 литра, и так далее. Но это то, что бросается в глаза. Шринкфляцию можно обнаружить почти во всех сегментах рынка. Например, сейчас большей популярностью пользуются квартиры меньших площадей, и застройщики уделяют внимание именно таким проектам. При том, что нынешние цены сопоставимы со стоимостью больших квартир раньше. Примеров можно приводить множество. А ведь, по сути, это всё то же повышение цен, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным», — пояснил экономист.
Курица или яйцо?
Есть и ещё одно весьма доказательное явление, которое обусловило рост цен в России в прошлом году. Это топливо.
Тут стоит напомнить, что с конца весны 2023 года в России разгорелся топливный кризис из-за противоборства правительства и нефтяных компаний, отреагировавших на намерение снизить им выплаты по демпферу поднятием цен на топливо и созданием его искусственного дефицита.
«Рост стоимости топлива влияет на рост издержек во всех сегментах рынка. И в итоге получается, что необоснованно поднятые цены в одном его сегменте, то есть на топливном рынке, вызвали уже вполне закономерный рост абсолютно всех цен. И вот этому нужно уделять отдельное внимание», — пояснил экономист Михаил Беляев.
К слову, российский ритейл отреагировал на намерение ФАС контролировать цены заявлением, что крупные сети, в отличие от общего мнения, больше нацелены на сдерживание их роста, нежели на резкое повышение.
Об этом, например, рассказал «Известиям» вице-президент, директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group Станислав Богданов.
«Торговые сети постепенно транслируют рост закупочных цен на полку, растягивают его на больший период, чтобы сохранять потребительский спрос», — пояснил Богданов.
Похожее мнение, кстати, высказали и в Минэкономразвития.
«Торговые сети транслируют цены производителей на полку и в целом неохотно идут на повышение, ведь это их конкурентное преимущество. Некоторые сети устанавливают нулевую и даже отрицательную торговую наценку на продукты питания первой цены (базовые, которые покупают прежде всего) за счёт собственной маржи», — пояснили в ведомстве.
При этом, по мнению представителей крупного ритейла, реализация контроля ФАС будет направлена именно на них.
Из сказанного в этой статье можно сделать несколько выводов.
Первый — позитивный. О том, что сам факт того, что ФАС озаботилась формированием подхода к контролю за необоснованно завышенными ценами, это уже хорошо.
Но при этом стоит отслеживать повышение стоимости товаров на всех этапах — от производителя и его поставщиков до конечного потребителя.
Также особое внимание стоит уделять тем сегментам рынка, повышение цен в которых разгоняет инфляцию во всех остальных.
Андрей Мединский
Обсуждение (2)
Рыночная экономика отменяется?Хочет кто-то яйца продавать по 1000 руб за штуку не вижу проблем .Это же рынок.Государство должно занять свою нишу в каждом сегменте экономики от бензина до картошки если хочет влиять на ценообразование.
А, где они были раньше, ах, да, забыл, раньше просто цены не завышали.