Россия

Как в России научились продавать меньше, а брать больше

«Особо проницательных покупателей сейчас не так уж и много».

Как в России научились продавать меньше, а брать больше
Фото:
ForPost / Неонилла Кудрик

По России расползается шринкфляция — уменьшение товара при сохранении отпускной цены. Так бизнесмены сохраняют объёмы продаж и доходов в непростых экономических условиях с растущей инфляцией, когда люди ради экономии стараются покупать меньше или подешевле.

Но так ли это плохо, выяснял ForPost.

Многоликая шринкфляция

В России реальность такова, что дорожает всё — и почти ничего не дешевеет, полагает доцент кафедры человеческого капитала и управления персоналом Российского государственного социального университета Алиса Храмова.

Если изучить внимательно торговые точки, почти во всех можно встретить товары вроде бы такие же, но меньшего объёма или размера, что делает цену ниже только номинально, добавила она.

Продуктовая шринкфляция стала хорошо известна, когда магазины предложили клиентам «девяток» яиц и килограмм молока. Подробнее об этом — в материале «Издёвка над покупателем: сначала девяток яиц, а теперь килограмм молока».

«Одной из первых, кто стали реализовать товары по «прежним» ценам, но меньшего объёма или веса, была сеть Fix Price, так как её позиционирование заключается в поддержании ощущения стабильности низких цен. И хотя у покупателей есть ощущение обмана и разочарования, формат недорогого магазина с большим количеством специальных ценовых предложений очень востребован, тем более в связи со снижением реальных доходов россиян», — предположила Алиса Храмова.

Транспортной шринкфляцией можно считать выпуск отечественных машин в упрощённой комплектации — без антиблокировочной системы тормозов, подушек безопасности и других элементов.

Такие авто, в народе прозванные «голодранцами», должны были стать доступными для россиян после ужесточения санкций Запада. Например, анонсировалась реализация подобной «Лады» за 600 тысяч рублей.

Есть шринкфляция в недвижимости — продажа маленьких, но доступных по цене квартир. По словам риелтора Евгения Яшенкова, наибольшим спросом среди покупателей жилья сейчас пользуются однушки и студии, которые можно приобрести, имея наименьшее количество денег, написала «Российская газета».

А застройщики «сознательно работают с низкобюджетным спросом» и «зачастую ставят на него весь коммерческий успех», отметил руководитель комитета по аналитике Российской гильдии управляющих и девелоперов Михаил Хорьков, слова которого привела «Лента.ру».

Читайте также: «Яйцефляция» в России впервые пошла на спад

Покупатели влияют на бизнес

Экономические сложности, политическая напряжённость, высокие инфляционные ожидания и снижение реальных доходов россиян отражаются на их «покупательских траекториях», ежедневных решениях о приобретении товаров и сервисов, а также на моделировании делового поведения компаний, сообщила экономист Виктория Бондаренко.

У людей с сократившимися покупательскими возможностями и желанием за меньшую цену получать ожидаемое качество начали устойчиво преобладать бережливость и трезвое планирование покупок, добавила она.

Чтобы не повышать цену продукции, производители снижают себестоимость. И это в итоге отражается на товарах массового спроса шринкфляцией и даунсайзингом, когда при неизменности цен уменьшается упаковка продукции, отметила экономист.

По её мнению, подобные экономические явления оправдывает рационализация покупателей и ориентация производителей на уменьшение цен без потери качества. Потребители не склонны к истинной лояльности и легко переключаются на другие предложения при снижении цен, полагает Бондаренко.

Читайте по теме: Россиян решили утешить новыми «ножками Буша»?

Предприниматели плутуют

Экономисты Татьяна Попова и Евгений Гречкин назвали шринкфляцию уловкой, скрытым механизмом бизнеса сэкономить и больше заработать.

Они уточнили разницу между способами камуфлировать повышение цен:

  • при шринкфляции зачастую уменьшают размеры упаковки;
  • при даунсайзинге сокращают именно количество продукта, причём даже в упаковке прежнего размера, пример тому — «девяток» яиц.

«Часто потребители реагируют на повышение цен болезненно, а вот шанс того, что потребитель заметит уменьшение упаковки на 20-30, а то и на 100 граммов, не так уж и велик. Особо проницательных покупателей, переводящих цену в расчёте на 100 граммов продукта, сейчас не так уж и много. Однако внимательные покупатели чувствуют себя обманутыми: «Это не незаконно, но нечестно», — пояснили экономисты.

По их данным, производители, чтобы не злить покупателя и быть рентабельными, также прибегают к практикам, похожим на шринкфляцию, но, строго говоря, ею не являющимся:

  • изменяют упаковку и объём товара в ней — и объявляют, что это «инновация в дизайне»;
  • увеличивают стандартный объём товара, чтобы покупатель считал подорожание справедливым, а цену повышают не пропорционально увеличению объёма, а больше;
  • используют большие непрозрачные упаковки, помещая в них маленькие тюбики или меньшее количество конфет, — и человек «покупает глазами» то, что не выгодно;
  • уменьшают упаковку, но не скрывают этого, и объясняют тем, что товар стал якобы более качественным — и кто это проверит?

«Шринкфляции подвержены не только товары, но и сфера услуг. Например, номер в отеле может стоить столько же, сколько и год назад, но уже не включать в цену ежедневную уборку или завтрак. В ресторанах увеличивается время ожидания, количество ошибок персонала и так далее», — уточнили экономисты.

Читайте ещё: Россиян ждёт резкое подорожание целого ряда продуктов питания

Будет только развиваться

Кандидат экономических наук Сергей Гатауллин, комментируя ForPost шринкфляцию в РФ, отметил: очевидно, что при удорожании большинства составляющих производства бизнес будет, с одной стороны, искать способы поддержания спроса, а с другой — стараться максимально переложить растущие издержки на конечного потребителя.

«Реальное сокращение доходов граждан неизбежно приводит к тому, что часть товаров и услуг становится недоступной. При этом в большинстве случаев есть альтернатива в других ценовых сегментах, поэтому сохранение лояльности бренду производителя в разрезе шринкфляции скорее является осознанным выбором потребителя», — уточнил он.

По его мнению, даунсайзингу — сокращению товара при сохранении прежних размеров упаковки — могут быть подвергнуты любые товары и услуги массового спроса: от продуктов питания и порций в общепите до бытовой химии, косметики и кормов для животных.

При этом, напомнил экономист, по инициативе Генпрокуратуры в 2023 году в ГОСТ внесли поправки о закреплении фиксированных значений объёмов упаковки социально значимых товаров первой необходимости.

«Можно прогнозировать, что шринкфляция будет только развиваться. Основные причины в любой отрасли: рост производственных издержек, стоимости сырья, усложнение логистических цепочек. Кроме того, эта маркетинговая уловка работает. Поэтому говорить о том, что продукция вернётся к прежним ценам и объёму, не приходится. Одна из мер, которая позволит уменьшить масштаб создания иллюзии прежних количественных характеристик товаров, — изменение требований к маркировке, чтобы информация о весе и объёме занимала значительное место и имела чёткий текст», — полагает доцент кафедры человеческого капитала и управления персоналом РГСУ Алиса Храмова.

Читайте также: На сезонность не спишешь. Что происходит с ценами на бананы?

«Язва экономики»

Доцент кафедры инновационных и цифровых технологий Университета «Синергия» Дарья Копылова напомнила, о чём говорит экономическая теория: чтобы экономика работала, в ней должны быть правильные цены.

Если продавец не может по политическим или маркетинговым соображениям повысить цену за один литр молока, но ему очень надо, он может уменьшить его, «превратив» в 957 миллилитров, уточнила она.

«Вдобавок люди склонны не замечать шринкфляцию, и это позволяет получить за их счёт больше прибыли. При продажах квартир шринкляция позволяет людям получать пусть не очень качественное, но всё же отдельное жильё», — сказала собеседница ForPost.

Настоящая проблема, по её мнению, связана с качеством: например, замена хорошего пищевого масла на пальмовое, сахара на подсластители в напитках — это тоже шринкфляция, хотя и не заметная на первый взгляд.

«Она разрушает конкурентоспособность и стимулы что-либо делать хорошо. В результате останавливается технический прогресс, а люди из-за использования некачественных товаров становятся ещё беднее, теряют здоровье и даже достоинство, которое обычно заставляет их улучшать свои условия жизни, заниматься саморазвитием, изобретательством и рационализаторством. Эта шринкфляция подпиливает сук, на котором покоится весь хозяйственный механизм. Это язва экономики. И вот с этим надо как-то бороться», — подчеркнула Дарья Копылова.

Напомним, в Госдуме предпринимали попытку борьбы с шринкфляцией. Вице-спикер, член фракции ЛДПР Борис Чернышов предложил изменить федеральный закон о защите прав потребителей, чтобы обязать магазины указывать цены на товары за килограмм и литр.

Подробнее об этой инициативе — в материале «Магазины обяжут указывать цену товара за килограмм и литр — в чём выиграет покупатель?».

Однако её в ноябре прошлого года прокатило большинство депутатов, отклонив законопроект на этапе первого чтения.

Кроме того, сейчас в Госдуме находится другой проект закона, направленный против шринкфляции. Его соавторы — члены фракции «Справедливая Россия — За правду».

Они предложили дополнить тот же закон о правах потребителя требованием, чтобы информация о весе/объёме продуктов питания была ясно видимой и занимала не менее 15% площади/объёма упаковки либо этикетки. Кроме того, эти сведения должны быть на лицевой поверхности.

Рассмотрение этого документа запланировано на апрель этого года.

Читайте по теме: Россиянам стало дороже заедать беспокойство: цены на торты выросли

Алексей Лохвицкий

918
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (2)

Profile picture for user ulogin_yandex_1452224833
1584

Пока солнце взойдет-роса очи выест. 

Дали орехи белке когда зубов не стало.

Пока трава вырастет  лошадь с голоду подохнет.

А Васька слушает да ест.

 Русские пословицы.

Profile picture for user Vladdimir
631

В общем даунсайзинг и шринкфляция. Других определений нет. 

Главное за день

Не имеем права забыть: как 80 лет назад Крым освобождали от нацистов

Почему Крымская операция смогла состояться и как повлияла на исход Второй Мировой войны.
14:20
0
317

Как в ресторанах Севастополя относятся к индивидуальным пожеланиям клиентов

Оказывается, формула «клиент всегда прав» больше не работает.
20:01
14
6060

Как в Дубае: федеральный проект преобразит западное побережье Крыма

За 12 лет в туристическую привлекательность Сак и Евпатории вложат около 100 миллиардов рублей.
18:20
20
9054