Топливный кризис прошлого года удалось преодолеть путём введения жёстких ограничений на экспорт топлива. Сейчас они постепенно смягчаются. В то же время проблемы на топливном рынке всё ещё есть.
ForPost разбирался, насколько велика вероятность повторения прошлогоднего сценария в 2024 году.
Кризис-2023
Для начала в двух словах напомним, что случилось в 2023 году.
В мае Минфин из-за растущего дефицита бюджета объявил о решении сократить вдвое демпферные выплаты нефтяникам с сентября.
Суть этих выплат состоит в том, что в случае, когда продавать топливо на экспорт становится выгоднее, чем внутри страны, нефтяники из бюджета получают возврат собственных налогов как компенсацию за поставки топлива на внутренний рынок. Тем самым государство регулирует и насыщение внутреннего рынка топливом, и цены на него.
Однако российская нефтяная отрасль отреагировала на планы Минфина по сокращению демпферных выплат противодействием — то есть ещё до их снижения сократила продажи топлива на бирже, что вызвало рост цен в рознице.
К осени стало ясно, что с этой ситуацией нужно срочно что-то делать. Тогда власти ввели тотальный запрет на экспорт топлива.
В ответ нефтяники пытались ещё больше сократить продажи на внутреннем рынке, но из-за угрозы перегрузки нефтехранилищ и остановки НПЗ ситуация всё же нормализовалась.
В конечном счёте и правительство пошло на уступки.
Во-первых, вернуло прежний размер демпфера. Во-вторых, вместо запрета на экспорт ввело заградительные пошлины, убрав тем самым с экспортного рынка мелкие НПЗ.
Более подробно о топливном кризисе 2023 года читайте в материале «Цены на бензин и дизель стабилизируют с 1 октября — нефтяники победили».
Снятие ограничений
Вчера в СМИ появилась информация о том, что власти ещё больше хотят снизить давление на топливный рынок РФ.
Речь идёт о том, что требования заградительной пошлины по экспорту дизеля могут быть смягчены для НПЗ с объёмами переработки в 500 тыс. тонн в год, тогда как сейчас продавать на экспорт могут только заводы с объёмами производства 1 млн тонн в год.
«Когда боролись с топливным кризисом, вводили очень жёсткие меры. Сначала был прямой запрет на экспорт топлива, который потом заменили на заградительные экспортные пошлины. Сейчас просто ослабляют условия этой пошлины. Но и до этого снятия ограничений шли постепенно. Например, сначала был разрешён экспорт нефтепродуктов по трубопроводам, и позже разрешили любой экспорт. Так и теперь: власти разрешат вернуться на экспортный рынок и относительно небольшим НПЗ, часть из которых во время кризиса продавала за границу российские нефтепродукты», — пояснил в беседе с ForPost ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
Читайте по теме: Литр бензина за 100 рублей может стать новой российской реальностью?
Ситуация сейчас
Юшков отметил, что сейчас ситуация на внутрироссийском топливном рынке уже опасений не вызывает.
«Ситуация на внутреннем рынке стабилизировалась. Сработал комплекс мер и ограничений. Но всё же самое главное — это окончание активного автомобильного сезона, который в России обычно длится с апреля по ноябрь, когда граждане много ездят на личном транспорте. Иными словами, сейчас существенно снизился внутренний объём потребления топлива, что существенно сбалансировало рынок. На бирже, например, летний, то есть неходовой сейчас, дизель стоит столько же, как год назад. Отскочили и цены на бензин, хотя они и показали рост по году примерно в 8–8,5%. Кроме того, на стабилизацию рынка несомненно оказало влияние возвращение прежних размеров демпферных выплат, а также выход НПЗ из ремонтов», — пояснил аналитик.
Читайте по теме: Нефть может сыграть с Россией злую шутку в 2024 году
Ситуация в перспективе
Впрочем, по мнению Юшкова, основные проблемы топливного рынка пока так и не решены. Пока можно говорить лишь о некоторой стабилизации ситуации.
«Проблемы целиком не решены. Скорее всего, сейчас правительство будет более внимательно смотреть на графики ремонтов НПЗ.
Во-вторых, пока Минфин не будет менять и условия демпфера. Однако Россия сильно зависит от мировых цен на нефть. Если вдруг она будет ниже запланированных в бюджете 71 доллара за баррель, не исключено, что власти вернутся к вопросу размера демпферных выплат.
Наконец, в России есть тот самый фактор сезонности. Во времена коронавируса люди начали активно перемещаться внутри страны на своих машинах и продолжают это делать. Эта тенденция будет сохраняться, тем более с учётом того, что на юг страны самолётом сейчас не добраться», — пояснил эксперт.
По его словам, пока угрозы повторения топливного кризиса прошлого года нет. Однако более ясно ситуация будет выглядеть ближе к середине весны 2024 года.
Читайте по теме: Нефтяной казус: почему США купили российскую нефть в обход своих же санкций?
Андрей Мединский
Обсуждение (2)
разгонять пора этих ...нефтяников. Нонсенс. Ничего , что они государственные (а значит народные) недра используют? Долю народу . как В ОАЭ. Лимит по льготной цене . 100 л в месяц. Минимум.
Сколько можно уже муссировать это вопрос? Зажали тестикулы всей стране,счет на табло ,цены на бензоколонках все уже сказали и про нефтебонз и про правительство и про нелюбителей регулировать.