Россия

Пошить костюм с отливом, купить «японца» — и в Ялту! Или всё-таки каршеринг?

У нас «делается всё возможное, чтобы владеть автомобилем стало невыгодно», считает эксперт.

Фото:
сгенерировано нейросетью Midjournei

В Токио сняли часть автомобильных санкций с Москвы — «мягкие» гибриды вновь появятся на российских дорогах. На фоне оптимистичных новостей возникли два вопроса:

  • Когда ждать возвращения европейских автомобильных брендов в Россию?
  • Что выгоднее — покупать нового «японца» или арендовать китайский автомобиль, в том числе на курорте?

Китай против Японии

«Япония дала заднюю. Она разрешила поставлять «мягкие» гибриды на наш рынок», — сообщил ForPost один из авторов федерального закона о «роскошных автомобилях», депутат Госдумы 7-го созыва, лидер автодвижения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

На авторынке вновь появится модельный ряд Suzuki: Solio, Ignis, Swift, Hustler, Alto, Xbee, Wagon R. По три «гибрида» будут поставлять также Mitsubishi и Honda.

Напомним, Япония в августе 2023 года запретила экспортировать в РФ машины с объёмом двигателя более 1,9 литра. Из-за санкций продажи «гибридов» просели, в Токио стали разбираться, оказалось — перемудрили.

«Изначально не существовало запрета на вывоз «мягких» гибридов. Выпуская этот документ и вводя эти санкции, они (японские власти) не подразумевали тот факт, что эти машины они тоже запрещают. Ввиду того, что японские брокеры и экспортёры боязливые, переживали на этот счёт, то решили не торговать всё, что с шильдиком «гибрид» или потенциально в документах называется гибрид. Сейчас из-за того, что продажи просели, уже японцы начали перечитывать, искать дополнительные ходы и лазейки. Разобрались и оказалось, что возить можно», — приводит РБК-Приморье слова директора компании «Япония Транзит» Дмитрия Клатаевского.

Лысаков напомнил: возвращение японских «гибридов» происходит на фоне тотальной экспансии «китайцев».

По данным агентства «Автостат. Инфо», с начала этого года и по июль продажи «китайцев» в РФ выросли на 221% ― с 221 604 до 497 356 автомобилей, а доля таких машин в структуре всего авторынка достигла 59%.

Суммарные продажи новых китайских автомобилей в этом году составят 900 тысяч штук ― очередной рекорд. Прошлогодний показатель будет превышен почти в два раза ― в 2023 году россиянам продано 544 тысячи новых китайских авто.

Лысаков сомневается, что возвращение японских «гибридов» кардинально изменит ситуацию на отечественном авторынке: они «не были столь популярны в России», а по техническим характеристикам «уступают китайским аналогам».

«Эти не последовательные «гибриды» — более экономичные автомобили. До введения санкций они были известны в Сибири, на Дальнем Востоке. Поэтому возобновление поставок не изменит ситуацию на российском автомобильном рынке. Китайские бренды продолжат на нём доминировать. Потребители давно поняли, что качественнее, современнее электрических китайских авто «гибридов» никто не делает. Никто не перебьёт этот тренд. Будут покупать китайское», — выразил свою точку зрения наш собеседник.

Его мнение разделяет президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук. Он тоже сомневается, что японские «гибриды» смогут составить конкуренцию китайским аналогам.

«Слишком далеко зашли»

Лидер автодвижения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков уверен: если бы сейчас вернулись немецкие бренды, то они «могли бы потеснить китайские автоконцерны», в том числе в премиум-сегменте.

Он напомнил, что до введения санкций чиновники, бизнесмены массово ездили на Mercedes-Benz.

Ещё пять лет назад этот бренд чаще остальных — 176 раз — встречался в декларациях глав министерств, департаментов, ведомств, депутатов, сенаторов, напоминают «Ведомости». Самой популярной моделью стал седан S500 — 26 автомобилей в декларациях.

«Если бы, гипотетически, Германия решила вновь экспортировать свои модели, в том числе премиум-класса, многие по старой памяти поменяли бы свои старые авто на новые. По Москве до сих пор многие бизнесмены ездят на Mercedes-Benz. Такие люди охотно вновь стали бы клиентами немецкого автозавода. Спрос вновь восстановился по автомобилям с двигателями внутреннего сгорания, которые отживают свой век. В нашей стране ещё слишком велико предубеждение к электрокарам, «гибридам». Немцы бы сыграли на этом настроении граждан и развернулись в полную силу», — отметил Лысаков.

Однако западные автопроизводители «не спешат возвращаться», что грозит полным отлучением от российских автомобилистов, продолжил наш собеседник:

«Немецкие и другие европейские, американские автомобильные концерны слишком далеко зашли в отрицании России. Ещё год-два, и они окончательно потеряют российский рынок».

Не только санкции

Иной взгляд на ситуацию у президента Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилла Форманчука.

Он отметил, что с поставками «санкционных» автомобилей проблем нет: их завозят через ОАЭ, а в Москве «до сих пор работают дилерские центры Rolls-Royce, Bentley», которые «предоставляют россиянам гарантийное обслуживание на свои автомобили».

Его слова подтверждает информация на официальных сайтах зарубежных автобрендов:

  • «Сервисный центр «Bentley Москва» выполняет все работы по ремонту и обслуживанию автомобилей Bentley в соответствии с теми же высокими стандартами, как и на их производстве»;
  • «Сервисный центр осуществляет обслуживание и ремонт всех моделей Rolls-Royce».

По мнению Форманчука, западные автоконцерны могут потерять российский рынок не столько из-за антироссийских санкций, сколько из-за ключевой ставки ЦБ в 21%.

«Даже если автомобильный бренд вернётся в Россию, это не значит, что его продукцию будут покупать. С такими ценами, которые сейчас, с высокой ключевой ставкой и утилизационным сбором — о каких покупках может идти речь? Если ключевая ставка кардинально не изменится в сторону уменьшения, ситуация на авторынке не улучшится. До августа 60% автомобилей люди брали в кредит. После повышения ключевой ставки продажи «просели» из-за резкого удорожания автокредитов», — выразил свою точку зрения Форманчук.

Однако ЦБ ключевую ставку снижать пока не планирует.

Лучше арендовать, чем покупать?

Вячеслав Лысаков уверен: в стране «делается всё возможное, чтобы владеть автомобилем стало невыгодно».

«Высокая ключевая ставка, дорогие автокредиты, высокая стоимость топлива, удорожание парковочных мест, утильсбор, который, по факту, стал новым налогом, таможенные пошлины на электромобили, «гибриды», по которым у наших соседей по ЕАЭС нулевая ставка, вынуждают граждан отказываться от покупки автомобиля. Возникает ощущение, что людей заставляют перейти на новые формы временного владения авто — каршеринг», — выразил свою точку зрения экс-депутат Госдумы.

Его слова подтверждает статистика. В ноябре 2024 года доля россиян, которые арендовали автомобили на срок от одних суток, выросла до 25%, ссылается «Коммерсант» на данные соцопроса. В ноябре 2023-го таких водителей было 18%.

Около 64% респондентов заявили, что используют арендованный автомобиль с туристической целью, 15% — для работы и деловых поездок, 10% — для разнообразия, 8% признались, что берут авто для имиджа, остальные указали иные цели.

Кирилл Форманчук считает, что каршеринг развивается на фоне роста популярности внутреннего туризма: арендованный автомобиль «идеально подходит для туристических поездок».

«Когда граждане читают новости о том, что на Крымском мосту в очередной раз образовалась пробка, они задумываются о поездке на полуостров на личном автомобиле. Зачем стоять в гигантской пробке, когда можно поехать на поезде, а затем авто взять напрокат. Каршеринг для туристов — идеальный вариант. Объездили Крым за три-четыре дня, заплатили 10-12 тысяч рублей за аренду авто — это небольшой удар по бюджету. Кстати, каршерингом в Крыму пользуются не только туристы, но и командировочные», — рассказал Форманчук.

Безусловно, есть и минусы.

«Каршеринг — не прокат автомобиля в классическом понимании, когда ты предъявляешь документы и тебя идентифицируют. Потребитель заходит на сайт, заполняет документы онлайн. Многие заполняют бланки под фальшивыми аккаунтами. Поэтому, когда человек получает машину во временное пользование, он может использовать её в криминальных целях. На сегодняшний день нет такого программного обеспечения, которое бы обеспечило отсев нежелательных арендаторов», — рассказал Лысаков.

Ещё одна проблема — отношение водителей к авто, которым пользовались все кому не лень, добавил он:

«Многие водители брезгуют после кого-то садиться за руль, поэтому, несмотря на дорогие кредиты, парковку и топливо, стараются покупать, а не арендовать автомобиль».

Лысаков также напомнил, что каршеринг в основном развивается в столичных городах и в курортной зоне. А что делать дачникам из Рязани, Тулы или Нижнего Тагила? Правильно, покупать автомобиль, считает наш собеседник

Форманчук солидарен: только наивные люди, которые верят в то, что завтра ключевая ставка понизится, кредиты подешевеют, а доллар станет по 30 рублей, с головой уходят в каршеринг.

«Автомобилисты, которые понимают, что завтра лучше не будет, стараются купить автомобиль сегодня, понимая, что завтра он станет ещё дороже. Для них вопрос, что выгоднее — арендовать или покупать, — неактуален», — считает эксперт.

Совет Жириновского

В 2016 году свою точку в этом вопросе поставил Владимир Жириновский.

«Не надо покупать машину — это обуза. Бензин — дорого. Ремонт, страховка, на учёт, стоянки — одни скандалы. Зачем себе такую обузу делать? Зашёл в трамвай, сел на свободное место, доехал до места работы — тихо, спокойно», — сказал тогда основатель ЛДПР.

Видео: Алексей Тютерев / ВКонтакте

А в 2019 году Жириновский советовал властям выпускать народный автомобиль:

«Была «Ока» — взяли и закрыли. Вы её сделайте массовой. Гоните её в огромном количестве. Пусть она стоит 150 тысяч [рублей]. В рассрочку на три года — 50 тысяч в год, 4 тысячи в месяц — даже студенты смогут покупать, пенсионеры. Должен быть дешёвый народный автомобиль».

Вячеслав Лысаков считает, что власти последовали этому совету и «вложили миллиарды рублей» в «АвтоВАЗ», но желаемого результата не добились:

«Мы фантастические деньги грохнули на работу этого автопредприятия. Нам обещали новые модели мирового качества. Мы создавали различные препоны, заставляя российских автовладельцев покупать автомобили Lada. Что мы получили? Вчерашний век. Наш автопром уже никого не догонит. Он уже глубоко в прошлом».

Иной взгляд у президента АО «АвтоВАЗ» Максима Соколова. На полях Петербургского международного экономического форума он заявил, что утверждённый план по производству Lada в 500 тысяч на этот год может быть превышен на 10%, а в перспективе достигнет миллиона.

Роберт Вочовский

428
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (2 голосов)

Обсуждение (1)

Profile picture for user Правда победит
841
Правда победит

И что это изменит? Всё сказано точно - "Что мы получили? Вчерашний век. Наш автопром уже никого не догонит. Он уже глубоко в прошлом»."

(...утверждённый план по производству Lada в 500 тысяч на этот год может быть превышен на 10%, а в перспективе достигнет миллиона.)

Главное за день

Чем грозит севастопольцам новшество с объемами электропотребления

Наш город внезапно оказался примером для всей страны.
20:02
46
8359

В плену лени и стереотипов: почему крымчане не хотят работать в сельском хозяйстве

Специалистам готовы хорошо платить, но рабочих приходится привозить из других регионов.
17:16
3
1128

В Севастополе на территории Херсонеса вырастет новый забор

Он призван отделить мирян-экскурсантов от молящихся монахов.
19:02
94
11367

Крымчане стали скупать новые иномарки несмотря на цену

На резкий рост спроса повлиял утильсбор.
18:14
1
2255

В Крыму умер четвёртый подросток, пострадавший в страшном ДТП

За его жизнь врачи боролись почти две недели.
17:14
0
2652