Средний размер автокредита в декабре прошлого года взлетел сразу на 14% и составил 1,24 млн рублей, при этом одновременно выдача автокредитов упала на 7,5%. Если говорить о результатах 2022 года в целом, то автокредитование в России просело на 41%, а общая сумма выданных займов на покупку авто составила 546,2 млрд рублей, тогда как годом ранее — 930,5 млрд рублей.
Что сейчас происходит на рынке автокредитования в России — в материале ForPost.
Подорожание и снижение
Сейчас рынок автокредитования сопровождают две главные тенденции: подорожание кредитов и снижение их количества.
Гендиректор компании «Скоринг Бюро», проводившей исследование этого рынка, Олег Лагуткин связал увеличение средней суммы автокредита с двумя факторами.
Первый — это то, что дилеры в течение 2022 года в условиях дефицита авто переориентировались на машины других марок и «начали предлагать транспортные средства с набором обязательных дополнительных опций». Второй — инфляция, которая повлияла на стоимость машин не только у дилеров, но и на рынке в целом.
«С учётом этого и ограниченности предложений на рынке стоимость транспортных средств может и в дальнейшем показывать рост, что в свою очередь будет драйвером роста средней суммы автокредитов», — отметил он.
Ограниченное предложение на автомобильном рынке повлияло и на общее число выданных автокредитов.
«Ситуация с выдачей автокредитов в этом году напоминает 2020 год с его «карантинной» весной. Так, объёмы выданных кредитов на покупку автомобилей в текущем году относительно немного уступают «пандемийному» 2020 году (тогда за год было выдано кредитов на 607,2 млрд рублей, — прим.)», — отмечает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков.
Читайте также: «Если ищете здесь и сейчас»: какие автомобили можно покупать в 2023 году
Перестали тянуть
Общее подорожание на авторынке и, как следствие, увеличение стоимости автокредитования привели к тому, что такие кредиты стали не по карману многим россиянам. Об этом ForPost рассказал главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.
«До введения санкций половина машин в России покупалась в кредит. Более того, это были новые машины, на вторичном рынке в кредит почти не покупали. Теперь же в кредит покупается порядка четырёх б/у машин на одну новую. И я полагаю, что это соотношение будет меняться и далее в сторону покупки авто на вторичном рынке. Причина простая — нехватка денег», — отметил эксперт.
По словам Кадакова, говорить о перспективах рынка автокредитования на 2023 год пока сложно. Всё будет зависеть от ключевой ставки Центробанка, исходя из которой коммерческие банки устанавливают собственные кредитные ставки.
«Ну и конечно, это будет зависеть от цен на машины. Ведь если стоимость высокая, то никакой кредит не спасёт. Сейчас вообще снизилась покупательская способность людей, а залезать в кредитную кабалу в таких условиях многие не рискуют», — отметил он.
Читайте также: Как рост цен и миграция иностранных компаний сказались на авторынке в Крыму
Льготное кредитование
По мнению Кадакова, определённое положительное влияние на рынок окажет программа государственного льготного кредитования, на реализацию которой выделено 20,7 млрд рублей.
Напомним, по этой программе, действующей с 1 января 2023 года, можно приобрести автомобили Lada, УАЗ, ГАЗ, а также Haval Jolion тульской сборки со скидкой в 20%. На электромобили Evolute и «Москвич» скидка составит 35%.
Льготный кредит могут получить семьи с ребёнком, медработники, военнослужащие, учителя и те, кто покупает машину впервые. Главное, чтобы автомобиль стоил не более 2 млн рублей.
«Конечно, любое льготное кредитование способствует развитию рынка. Тем более, что государству это выгодно. Так оно не только поддерживает автопром, но и возвращает средства в виде налогов, которые уплачивают все участники цепочки, от производителей и продавцов до обслуживающих машины сервисов», — отметил Максим Кадаков.
Однако взять льготный кредит по весьма привлекательным условиям, которые предлагает государство, на деле не так просто.
«Я обратился в один из дилерских центров фирмы Haval, потому что формально подпадаю под условия льготного автокредитования. Но оказалось, что HavalJolion по цене 1,8 млн рублей почти не поступает, хотя эти авто присутствуют. Чтобы оформить льготный кредит, мне было предложено добавить деньги к первоначальному взносу так, чтобы стоимость авто подходила под условия льготного кредитования. В итоге мне, чтобы получить кредит, нужно было бы иметь порядка 500 тыс. рублей собственных денег. Потом рассчитали месячный платёж по кредиту, и стало ясно, что для меня всё это просто неподъёмные деньги. Не думаю, что в таких условиях вообще стоит затевать такую покупку. Видимо, буду искать машину на вторичном рынке», — рассказал ForPost один из жителей Санкт-Петербурга.
Читайте также: Какие сюрпризы приготовил «АвтоВАЗ» для автомобилистов в 2023 году
Андрей Мединский