Несмотря на то, что ещё 18 июля Еврокомиссией был утвержден 18-й пакет санкций против России, его точное содержимое остается неконкретным – так как в официальном виде он не опубликован. Однако, как цитирует европейских политиков «Дойче Велле»* (иноагент), председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что блок «наносит удар в самое сердце российской военной машины» и будет продолжать оказывать давление на Россию до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение о прекращении огня. Глава МИД Франции охарактеризовал санкции как «беспрецедентные».
Вместо полной информации, на сайте ЕК можно обнаружить лишь перечень наиболее частых вопросов и ответов на них. Из чего можно узнать, что новый пакет санкций ЕС включает 14 физических и 41 юридическое лицо (на российском направлении), и 8 юридических лиц, имеющих отношение к Белоруссии.
«18-й пакет санкций ещё больше ограничивает деятельность теневого флота, затрагивая множество участников его экосистемы», - говорится в документе. Отмечается, что введён новый ценовой потолок на российскую нефть - он снижен с 60 до 47,6 доллара США с 3 сентября 2025 года.
Поскольку и старый потолок толком не работал, можно предположить, что эффективность нового будет в лучшем для ЕС случае такой же. Ещё интереснее выглядит часть, посвящённая запрету на импорт продуктов переработки российской нефти.
Оказывается, что «страны-партнёры, которые ввели запрет на импорт российской нефти и нефтепродуктов, освобождаются от этого запрета. Кроме того, нефтепродукты, импортируемые из стран, которые являются нетто-экспортёрами сырой нефти, то есть экспортируют больше сырой нефти, чем импортируют в предыдущем календарном году, будут считаться произведёнными из местной сырой нефти, а не из нефти, добытой в России».
По сути, это обнуляет всю идею нефтяных санкций. Специфика нефтеторговли такова, что обмен контрактами между трейдерами – это норма поведения. Трейдеры заключают контракты на поставку нефти — с указанием когда, где, в каком объёме и по какой цене должна быть поставлена нефть в конечную точку.
В крупнейших нефтяных хабах мира есть нефтяные терминалы и системы хранения, позволяющие трейдерам «зачесть» нефть друг другу, не перекачивая её физически. Например, Иран поставляет 1 млн баррелей нефти в порт в Пакистане, но не может продать напрямую из-за санкций. Швейцарский трейдер договаривается с китайской госкомпанией о swap-сделке: китайцы получают эту нефть, а трейдер получает партию из китайского запаса в Сингапуре. Нефть не ездит туда-сюда — меняются лишь бумаги и права собственности.
К этим отработанным механизмам добавляются исключения из 18 пакета. Например, США являются экспортером нефти – а значит, могут купить нефтепродукты из российской нефти в Индии и без каких-либо проблем перепродать их Европе. Аналогично, зарегистрированная в условных ОАЭ компания может продать переработанную на собственной территории российскую нефть на территории Евросоюза.
Это далеко не полный перечень лакун, которые обнаруживаются в 18-м пакете санкций. Одно ясно – заплатит за все перепродажи, в конечном итоге, европейский потребитель. Которому придется компенсировать издержки.
Ранее стало известно, что канцлер ФРГ Фридрих Мерц потребовал у России 500 миллиардов евро. Они, полагает Мерц, должны пойти на «восстановление Украины».
*медиа-корпорация DW признана иностранным агентом
Обсуждение (1)
Карманница формирует мнение, чтобы умыкнуть большую половину выделенных средств, как в прошлый раз.