Президент Владимир Путин провёл двухсторонние переговоры, которые имеют большое значение для российской политики и экономики. На саммите БРИКС в Казани он уже обсудил актуальные вопросы с председателем КНР Си Цзиньпином, премьер-министром Индии Нарендрой Моди и главой ЮАР Сирилом Рамафозой.
Экономисты оценили эти встречи. Мнения полярно разделились. О плохом и хорошем сценариях для российской экономики, — в материале ForPost.
Китай и Россия
22 октября Владимир Путин провёл переговоры с председателем Китая Си Цзиньпином.
«В январе–августе товарооборот (с Китаем), по нашим данным, увеличился на 4,5%. По китайской статистике есть небольшая разница. Но в целом позитивная тенденция сохраняется», — заявил президент на встрече.
Он отметил, что Пекин и Москва «успешно реализуют» совместные проекты в энергетике, промышленности, высоких технологиях, транспорте и сельском хозяйстве.
«Крепнут и гуманитарные связи, проводятся мероприятия в рамках перекрёстных годов культуры. Всего их планируется более 400, с обеих сторон. Растут взаимные туристические потоки, спортивные и образовательные обмены. Я вот вчера только по Кремлю передвигался, наблюдаю, как и обычно в последние месяцы и годы, большое количество китайских туристов прямо в сердце России, в Москве, в Кремле», — отметил Путин.
В свою очередь, Си Цзиньпин подчеркнул:
«Обе страны привержены духу вечного добрососедства и дружбы, всестороннего стратегического взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества, постоянно укрепляют и расширяют многоплановое стратегическое взаимодействие и практическое сотрудничество во всех сферах и тем самым придают мощный импульс национальному возрождению и модернизации, вносят крупный вклад в дело благосостояния населения двух стран и защиту международной справедливости».
Он отметил, что на фоне серьёзного изменения международной ситуации БРИКС ― «одна из самых важных платформ сотрудничества для консолидации широкого развивающегося мира и стран с формирующимся рынком».
Видео: паблик ТАСС в ВК
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков в интервью ВГТРК рассказал о темах, которые затронули Путин и Си Цзиньпин во время переговоров:
- ситуация на Украине;
- развитие двухсторонних отношений;
- международная повестка;
- повестка БРИКС.
«Очень откровенно, по-деловому, конструктивно, конкретно, обсуждались конкретные вопросы. <…> Было констатировано существенное совпадение позиций, подходов в отношении того, что происходит в мире», — заявил Песков.
Индия и Россия
Владимир Путин также провёл переговоры с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Он подчеркнул: цель этих переговоров ― «принятие целого ряда важных решений, направленных на дальнейшее совершенствование деятельности объединения и укрепления многопланового сотрудничества в его рамках».
«Российско-индийские отношения носят характер особо привилегированного стратегического партнёрства и продолжают активно развиваться. Укрепляется взаимодействие по линии законодательных органов. Наши министры иностранных дел находятся в постоянном контакте. В хорошем состоянии находится товарооборот. И очередное заседание межправкомиссии намечено на 12 ноября в Нью-Дели», — уточнил президент России.
Премьер-министр Индии заявил, что Москва и Нью-Дели «находятся в постоянном контакте по украинскому вопросу».
«Как я говорил раньше, мы считаем, что проблемы должны решаться мирными способами. Мы полностью поддерживаем скорейшее установление мира и стабильности. Во всех наших усилиях мы придаём приоритетное значение человечеству, и мы готовы оказать любое возможное содействие и в будущем», — сказал Моди.
Видео: паблик ТАСС в ВК
ЮАР и Россия
В позитивном ключе прошли переговоры между Владимиром Путиным и президентом ЮАР Сирилом Рамафозой.
Глава России подчеркнул, что двусторонние отношения между Москвой и Кейптауном «основываются на принципах всеобъемлющего стратегического партнёрства, равноправия и взаимного уважения», а торгово-экономические связи между двумя странами «находятся на хорошем уровне».
«После некоторого спада товарооборот опять начал расти, в январе–августе этого года рост составил три процента. Здесь, конечно, есть над чем совместно работать в плане наращивания и диверсификации взаимной торговли, инвестиций. Перспективные сферы сотрудничества ― это энергетика, промышленность, аграрный сектор, наука, инновации», — подчеркнул Путин.
Рамафоза заявил, что благодарен Москве за то, что поддерживает Кейптаун в вопросах политической стабилизации внутри ЮАР.
«Мы считаем Россию очень ценным союзником и другом. Вы с самого начала нас поддерживали, с тех дней, когда мы боролись с апартеидом, и до нынешних времён. Очень отрадно нам быть здесь. Очень рады провести эти важные обсуждения здесь, в Казани, в семье БРИКС», — сказал президент ЮАР.
Видео: паблик RT в ВК
Кто следующий?
На 23 октября у российского президента запланированы встречи с президентом Ирана Масудом Пезешкианом, главой Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, премьер-министром Эфиопии Абийем Ахмедом.
24 октября президент встретится с лидером Палестины Махмудом Аббасом, генсеком ООН Антонио Гутерришем, президентом Лаоса Тхонглуном Сисулитом, президентом Мавритании Мухаммедом ульд Газуани, президентом Боливии Луисом Арсе, премьером Вьетнама Фам Минь Тинь.
Политолог Юрий Самонкин уверен: от этих переговоров в выигрыше останется рядовой потребитель:
«Будет обсуждаться поступление на российских рынок новых товаров из стран, которые будут замещать "санкционку". Будет решаться проблематика малых городов за счёт привлечения иностранных инвестиций».
У экономистов иной взгляд на итоги переговоров — они представили плохой и хороший сценарии для российской экономики.
Негативный сценарий
Финансовый аналитик, экономист Виталий Калугин уверен: в выигрыше от саммита БРИКС в Казани «останутся страны глобального Юга, но никак не российская экономика». Свою позицию он аргументирует так:
«Легче российской экономике не станет. Турция и Китай не планируют отказываться от принятых решений: Стамбул стал задерживать поставки чувствительной продукции на наш рынок (речь идёт о товарах военного назначения, произведённых в США, пишет The Financial Times ― прим. ред.), а Пекин продолжает бойкотировать российские банки из-за угрозы попасть под вторичные американские санкции. Глобальный Юг только рад сложившейся ситуации: мы отдаём Индии и Китаю нефть с большой скидкой, продаём этим странам с большой скидкой уголь, удобрения. Более того, глобальному Югу практически бесплатно, в качестве гуманитарки, подгоняем излишки нашего зерна».
А что Россия? Калугин так ответил на этот вопрос:
«На саммите БРИКС, считаю, будет обсуждаться вопрос о том, насколько долго будут законсервированы вышеназванные вопросы. Вы упомянули мнение политолога, который сказал, что появится больше товаров, которые заменят "санкционку", но что в этом хорошего для нашей экономики? Посмотрите: за последние три года Китай захватил отечественные рынки легковых и грузовых автомобилей, строительной и дорожной техники. Да, наверное, им от этого хорошо. Что касается нас — неуверен: доля отечественных грузовиков на рынке как падала, так и продолжает падать по третьему кварталу».
По данным агентства «Автостат. Инфо», с начала года и по июль включительно продажи «китайцев» выросли на 221% ― с 221 604 до 497 356 автомобилей, а доля таких машин в структуре всего авторынка достигла 59%. Суммарные продажи новых китайских автомобилей в этом году составят 900 тысяч штук ― очередной рекорд. Прошлогодний показатель будет превышен почти в два раза ― в 2023 году было продано 544 тысяч новых китайских авто.
Калугин уверен: аналогичная ситуация складывается и на других отечественных производствах.
«Поэтому от БРИКС каких-то положительных изменений для нашей экономики ждать не стоит», — выразил свою точку зрения экономист.
Хороший сценарий
Иной взгляд на ситуацию у кандидата экономических наук Михаила Беляева. Он считает, что решения, принятые на саммите БРИКС в Казани, окажут положительное влияние на российскую экономику в долгосрочной перспективе.
«Происходит объективное перемещение экономических активностей в сторону Востока и глобального Юга. На этой волне идёт постепенный интеграционный процесс. БРИКС — стратегическое направление», — сказал ForPost Беляев.
Он считает, что в обозримом будущем положительных результатов стоит ждать «только от продвижения двухсторонних связей в рамках развития БРИКС».
«Продвигаются достаточно динамично двухсторонние связи с Китаем и Индией ― годовой товарооборот между этими странами и Россией в районе 300 млрд долларов. С Бразилией и ЮАР пока у нас большой недобор по товарообороту ― в районе 13 млрд долларов в год. Перспективы для сотрудничества большие. Однако, говорить о том, что здесь, сейчас моментально ― было бы неправильно: в долгосрочной перспективе нас ждут хорошие экономические показатели в рамках сотрудничества с БРИКС», — выразил свою точку зрения Беляев.
Беляев уверен: от всех принятых решений в Казани российская экономика останется в выигрыше.
«Иначе и быть не может», — резюмировал наш собеседник.
Позиция Путина
Владимир Путин от решений, принимаемых в рамках БРИКС, видит только плюсы. На заседании саммита в расширенном составе в Казани 23 октября он обозначил ряд ключевых моментов:
- в 2024-2025 суммарный рост ВВП стран БРИКС составит 3,8%, тогда как в развитых странах — лишь 3,2%;
- планируется запуск специального механизма консультаций стран БРИКС в рамках Всемирной торговой организации для формирования более справедливых правил в мировой экономике;
- Россия предлагает открыть зерновую биржу БРИКС для формирования справедливых ценовых индикаторов;
- запланировано открытие отдельной платформы БРИКС по драгоценным металлам и алмазам, так как, подчеркнул глава государства, «этот рынок сильно зарегулирован различными торговыми барьерами в обход универсальной схемы сертификации Кимберлийского процесса (цель которого — помешать конфликтным алмазам попадать на рынок ― прим. ред.)».
Видео: паблик RT в ВК
Президент Бразилии Лула да Силва, который по состоянию здоровья не смог прилететь в Казань, по видеоконференцсвязи призвал участников саммита БРИКС ускорить работу над созданием собственной финансовой системы.
«Мы серьёзно должны обсуждать эту тему. Мы не можем больше ждать, необходимо решать. Многие хотят разделить мир на друзей и врагов, но страдают люди, которые находятся в более чуткой сфере. Хотят работать, кушать, качественное здравоохранение, школы, мир без климатических трагедий и мир без оружия», — заявил бразильский президент.
Роберт Вочовский