Дом Кондакова, потерянный для Севастополя уже после Великой Отечественной войны, оказался в центре общественного внимания после того, как Градостроительный совет города озвучил свое решение, принятое 16 июня. ForPost постарался найти информацию о Михее Кондакове и его наследниках, которым город был обязан «домом-игрушкой». Но увы – в отличие от других российских купцов, оставивших довольно много сведений о своей жизни и даже бытовых привычках, Михей Кондаков остается для потомков загадкой.
Переживший войну, но не мирное время
Напомним: в числе прочего, утвержденный Градсоветом проект комплексного развития территории в центре города предполагает воссоздание утраченного дома дореволюционной постройки, известного как дом Кондакова. Многие считают, что утрачен он был, как большинство довоенных севастопольских домов, в ходе Великой Отечественной войны. Но это не так: во время обороны и освобождения Севастополя дом Кондакова сильно пострадал, но полностью разрушен не был – как и находившийся неподалеку красивейший дом купца Гавалова.
Дом Гавалова позже был восстановлен, и теперь мы знаем его как прекрасное здание Художественного музея им. Крошицкого. А вот дому Кондакова (довоенный адрес – Нахимовский проспект, 45) повезло значительно меньше.
Судьба здания определилась уже в начале 60-х – его решено было не восстанавливать, а, напротив, снести. Это к вопросу о том, как якобы бережно, в отличие от нынешних «варваров», относились к историческому наследию в советское время. И вскоре пр. Нахимова «украсило» ультрасовременное по тем временам здание «Детского мира». С технической стороны, по словам экспертов, оно весьма интересно и сделано качественно. А вот вид его, как и вид построенного примерно в то же время здания Дома офицеров флота, никак с городским центром не гармонировал. Соответственно, и воспринималось это здание жителями города негативно.
Увидеть, как выглядел дом Кондакова, мы пока можем только на фотографиях. В том числе и самой известной, позволяющей разглядеть детали. Прежде всего, обращают на себя внимание две даты на фасаде – «1841» и «1895». Вторая дата – год постройки дома. А вот первая?
Дом Кондакова
Предположительно, это год основания Михеем Кондаковым торгового дома. Но даже имя этого человека дошло до нас благодаря его наследникам, ибо с конца XIX века их компания так и называлась – «Наследники Михея Кондакова». Как говорится в примечаниях к информации о доме в книге Евгения Чверткина «Незабытый Севастополь», дом на Нахимовском проспекте был построен специально для магазина. Мануфактурой здесь торговали до 1913 года, однако уже с 1907 года в качестве владельца фигурирует некий Ильин – преемник и, возможно, родственник Кондакова.
Некоторые крупицы информации пусть не о самом Кондакове, но о мануфактурном магазине его наследников удалось получить благодаря историку-архивисту, автору нескольких книг по истории Севастополя Наталье Терещук. Оказывается, до появления здания на Нахимовском проспекте их торговая точка располагалась на Большой Морской, в доме Володченко – видимо, наследники Кондакова арендовали там площади. Эти сведения можно почерпнуть из «Практического путеводителя по Крыму» (издание второе, Ялта, 1889, раздел «Адреса некоторых торговых фирм г. Севастополя»», стр. 54).
«Есть и объявление, опубликованное в газете “Крымский вестник” за 19 марта 1888 года, № 27: “Магазин наследников Михея Кондакова”, Большая Морская, дом Володченко, доводит до сведения гг. покупателей, что получен громадный выбор шерстяных и суконных товаров легких и самых модных тканей: французских зефиров, саратовских сарпинок, сатинов и батистов, столового и постельного белья, а также шерстяных материй для подарков от 18 коп.», – рассказывает Наталья Терещук.
Упоминается фамилия Кондакова (но без имени) и в газетном сообщении («Крымский вестник», 6 июня 1891 года, № 122) о том, что Правление общества вспомоществования недостаточным ученикам местной женской гимназии выражает искреннюю благодарность всем пожертвовавшим вещи и деньги на покупку вещей. Поводом стало яркое благотворительное мероприятие, устроенное «трудами кн. О.М. Оболенской» 30 мая 1891 года на Приморском бульваре. Вот как выглядит опубликованный газетой «отчет по этому гулянью»:
«Поступило за проданные билеты в лотерею-аллегри 1400 руб., входных и пожертвованных 643 руб. 30 коп., пожертвованных его высочеством великим князем Александром Михайловичем 100 руб., итого 2 143 руб. 30 коп.
Израсходовано: покупка вещей для лотереи-аллегри – 182 руб. 21 коп., двум оркестрам музыки 40 руб., капелле 35 руб., акробатам 22 руб., пиротехнику Гаврилову за устройство фейерверков 50 руб., пианино для капеллы и его переноска 11 руб., рабочим, прислуге, сторожам 26 руб. 20 коп., керосин и свечи 7 руб. 15 коп., за различные принадлежности для устройства гулянья и лотереи-аллегри 21 руб. 35 коп., полицейский наряд 10 руб., афишеру 3 руб., привозка вещей, фонарей и прочие мелкие расходы 12 руб. 41 коп.
Итого 420 руб. 41 коп. За вычетом израсходованных 420 руб. 41 коп. осталось чистого сбора 1722 руб. 89 коп., которые и переданы казначею общества. Правление общества <> считает своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность гг. Базову, Грязнову, Ламу, Кондакову, Веприцкой, Протопоповой, Койчу, Харченко, Гедзишевскому, Челеби, Розенштейну, Налбандову и всем жертвовавшим вещами и деньгами на покупку вещей, так равно и при входе».
На протяжении многих лет, как можно узнать из архивных документов, мануфактурный магазин Кондакова поставлял товары Херсонесскому монастырю. Так, в конце мая 1900 года монастырь заплатил магазину «за коленкор, шелк, атлас» 13 руб. 62 коп., в августе того же года – еще около 95 рублей «за простыни, марсельское одеяло, парчу, марлю полотно, салфетки», «9 аршин прюнели и коленкор». И так – как минимум до 1911 года.
Достопримечательность прошлого – и будущего?
Известно, что некоторое время в здании располагался и ресторан под романтическим названием «Эсмеральда». А уже после революции и прихода советской власти оно стало универмагом ЦРК № 2.
По чьему проекту строился дом Кондакова, к сожалению, неизвестно, но здание получилось довольно оригинальным. Выдержанное в стиле «барокко» и подчеркнуто пышное, оно было украшено декоративными полуколоннами с капителями, трехугольными фронтонами, барельефами и лепниной.
Сводчатые окна второго этажа закрывали ажурные решетки – как сообщил, отвечая на вопросы членов Градсовета Максим Стрецкис, на втором этаже жили собственники здания. Витрины этажа первого созданы, чтобы привлекать внимание покупателей. Венчают здание отделанные под черепицу четырехгранные башни со шпилями.
Не обратить внимание на такое здание, конечно, было невозможно. Хотя на фоне соседних – того же дома Гавалова – оно с самого начала смотрелось как нечто экзотическое – эдакий яркий сувенир. Кроме самой известной фотографии, на которой запечатлен Дом Кондакова, есть и другие, на которых он виден частично. Например, вот эта, известная любителям истории города как вид с городского холма на западную часть Севастополя. Четырехгранные башенки со шпилями хорошо здесь хорошо видны – как раз напротив них находится ул. Рыбная (ныне ул. Айвазовского), а дальше – Артиллерийская бухта.
Вид сверху
А вот на этой фотографии дом Кондакова виден, хотя и гораздо менее отчетливо, уже со стороны Артбухты и ул. Рыбной.
Вид со стороны Артбухты
Говоря о том, как будет выглядеть восстановленный дом, глава архитектурного бюро «Основа» Максим Стрецкис отдельно остановился на отрадном для глаз виде, который будет открываться поднимающемуся по ул. Айвазовского. Спустя два дня стало известно, что за спиной этого человека будет (по крайней мере, по замыслу правительства города) нечто совсем иное, нежели сейчас. И хотя задуманный снос ныне стоящих в Артбухте зданий – совсем другая история, не упомянуть о ней, говоря о будущем городского центра, сложно.
Очень хочется, чтобы после воплощения этих планов в жизнь в Артбухте не остались лишь руины, созерцать которые, как руины снесенного дельфинария, горожанам и гостям Севастополя придется в течение длительного времени.
И, конечно, большие надежды вселяют и озвученные планы по восстановлению дома Кондакова. Теперь главное – чтобы они сбылись. Как подчеркивали члены Градсовета, очень многое будет зависеть от воплощения проекта и используемых материалов.
«Если это будет именно тот инвестор, которого мы предполагаем, я уверен, что все будет весьма достойно выглядеть», – заметил на это губернатор Михаил Развожаев.
Разместить в здании – предварительно – планируется ресторан или кофейню. По словам губернатора, обсуждается возможность стилизовать их под старину не только визуально: например, открыть в «доме-игрушке» заведение с кухней Севастополя XIX века – нечто подобное московскому ресторану «Пушкин», где можно отведать блюда «русской дворянской кухни». Ну а что из этого выйдет, покажет, как всегда, время.
Ольга Смирнова
Обсуждение (37)
"где можно отведать блюда «русской дворянской кухни»." - т.е. в идеологическом плане все это "развитие" оправдывается возможностью "хрустнуть булкой"? Не, ну круто, че - идем к "России которую потеряли"(тм) и по пути теряем возможности к реальному развитию, но кондово же и скрепно!
Верещагин,
а что плохого-то?
Верещагин,
Такое впечатление, что некоторым гражданам, день "без баба-яга против" не задался, если не найдут против чего сейчас бунтовать и гадить.
Клиника?
Верещагин,
Как упоительны в России вечера.
Балы, красавицы, лакеи, юнкера,
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера.
BoratS,
Пусть хрустят в ёперном театре или в Новом Херсонесе на здоровье. Стоял себе спокойно и стоит "Детский мир", так и пусть себе стоит дальше. Как и офисное здание на Воронина. Ну нет же, надо обязательно снести и лишить тем самым многих людей работы! И чем в таком случае эти булкохрусты лучше проклятых большевиков?
ОлегПеретятко,
Ну как чем? "Проклятые большевики" все это построили ("загнав всех в ГУЛАГ"), потом выиграв войну ( "забросав мясом") восстановили, всем дали образование и работу, обеспечили медициной и ни одна вражина всерьез не смела сюда сунуться, а нынешние освободили нас от этого не демократичного ига, "оптимизировали" медицину и образование, приватизировали и распродали промышленность, все решает рынок, пора и расстаться с наследием напоминающим о " ужасном совке".
Есть сомнения, что в годы войны дом Михея Кондакова хоть сколько-нибудь уцелел. Если бы это было так, то имелись бы фотографии этого (полуразрушенного?) здания, поскольку после освобождения города улицы городского кольца были отфотографированы достаточно подробно. Но фотография остатков дома Кондакова среди них не встречается.
В ноябре 1944 года была выполнена аэрофотосъёмка Севастополя, двухтомный альбом хранился в Музее военных строителей. Но участок пр. Нахимова вблизи площади с часовней (нынешняя пл. Лазарева) не был сфотографирован с тщательностью, позволяющей судить о состоянии бывшего дома Кондакова.
Другое дело - дом Гущина, который примыкал к магазину Кондакова справа (если стоять лицом к нечётной стороне). Этот дом действительно уцелел. Кажется, в нём после войны находился писчебумажный магазин. Бывший дом Гущина был полностью снесён при строительстве Детского мира.
Рекрут,
И что интересно, шестьдесят лет ДМ простоял и простоит столько же, а эти новоделы из сетки, пенопласта и металлического уголка уже через месяц начинают сыпаться!
Главное деньги, а не долговечность и качество!
Это к вопросу о том, как якобы бережно, в отличие от нынешних «варваров», относились к историческому наследию в советское время.
А вот я считаю советское время временем расцвета Севастополя. Профессионализм и ответственность.
Татьяна777,
Образец 1981 год, после Олимпиады!
Советские "варвары" построили "Детский мир", а на против был "Золотой ключик" всё лучшее детям... а надо было строить отели с ресторанами! Вот бы в доме Кондакова что то для детей сделать!
Вранье! И Дом Офицеров, и Детский мир воспринимались жителями города позитивно, т.к. нравились своею новизной, современностью (архитектура из стали и бетона, с огромными окнами была в моде по тем временам (тогда 60 лет тому назад).
Здание дома Кондакова действительно красивое, оригинальное и его архитектура сегодня в моде. Но!
Ну, восстановит инвестор этот дом, а потом его наследники будут претендовать на него, как это делают сегодня караимы с бывшим спортклубом "Спартак" (бывшая кенасса)?
Наталья Ивановна,
Навязывание и манипуляция! Продаются и мозгами и душой!
Занимаются подгонкой событий!
Ради лапши и подгонки напишут, что это будет новый Детский мир!
А может быть дело было в разном состоянии домов? Советские строители прекрасно разбирались в том, какой дом реально было восстановить, а какой - нет. Возможно, нужны были слишком большие средства, которых в городе не было? А возможно, состояние было не подлежащее восстановлению? Где информация о его реальном состоянии?
Что означает эта фраза - "Сильно пострадал, но полностью разрушен не был"? Это с чьей точки зрения? Разрушен до фундамента - это "не полностью"? Может, остались какие-то расчёты, докладные? Если нет, то такой вывод про отношение к наследию в советское время - просто вброс.
"Судьба здания определилась уже в начале 60-х – его решено было не восстанавливать, а, напротив, снести. Это к вопросу о том, как якобы бережно, в отличие от нынешних «варваров», относились к историческому наследию в советское время. "
Ольга Смирнова,не пишите то,чего не знаете достоверно."Вас тут не стояло".В советское время,до начала строительства "Детского мира",на этом месте работали два магазина промтоваров,назывались "Близнецы",потому что имели одинаковые входы рядом и одинаковые по площади торговые залы.
Вы подражаете технологу-строителю Стрецкису,объявившему,что можно не обращать внимание на ограничительные документы,в т.ч.положения об историческом поселении,поскольку время идет и,по его мнению,нужно строить то,что заказывает инвестор.
Главное, чтобы при воссоздании не использовались дешевые материалы.
А так да, почему нет? Плохого вообще ничего не вижу.
Пофиг мне на тренд десятка пользователей страдать и ныть по любой новации. Минусуйте, )))
Дом Гавалова позже был восстановлен,
Не восстановлен, а испорчен и переделан!
Сколько раз лицо под звездой Давида меняли?
Для большинства народа после развала СССР жизнь изменилась не в лучшую сторону. Да и общество наше по большому счету деградирует. А вот эти дискуссии - от них мало толку.
Дом Кондакова, потерянный для Севастополя уже после Великой Отечественной войны
Вот был бы тогда ВТБ...
Чей дом хотят воссоздать в Севастополе и каким было «здание-игрушка»
Новогодние игрушки, свечи и хлопушки в нём,
А весёлые зверюшки мой перевернули дом. Завели весёлый хоровод, до чего смешон лесной народ!
И не верилось, что всё пройдёт сказочным сном!
- Всё уносит время, исчез нежданный сон, Но порою снова ко мне приходит он. -
И однажды средь вещей забытых Я случайно подняла ларец.
Значит, сказке новогодней летней не конец!
Советская и царская эпохи оставили свой след в виде архитектуры, а какой след оставит нынешняя эпоха в Севастополе?
Со стрелки,
след оставит в виде новоделов-переделов.
Со стрелки,
След воров и грабителей - не больше не меньше.
Упрямо навязываемая новодворяшками и примкнувшими к ним олигархами "благородная" эстетика кроме откровенного омерзения ничего не вызывает. Ничего! И надо обладать большим запасом цинизма, чтобы планировать снос советского Детского мира. Детский мир - такой же символ советского проспекта Нахимова, как другие здания. Да, именно советский период - период расцвета Севастополя, а не рыночно-лавочная лабуда начала 20го века. На пр.Нахимова возле Морской библиотеки есть, кстати, еще архитектура, так сказать, стилистически не вписывающаяся. А ну, как и она Костину глянется под снос? Как запоем в эфире? Что все честно и прекрасно, а народ ничо не понимает?
Перед воссозданием дома Кондакова, приведите в порядок соседний дом Гавалова!
Да...и пионеров с планером и горном на Дворец Пионеров верните!!!
Tim Tomas,
На пионерах много не заработаешь!
YuriNikolaevich,
В этом видимо и причина их отсутствия...к большому сожалению!
Какая-то подтасовка фактов вкупе с чьим то личным мнением...Кто был против ДОФа???
Что за ахинея. С этим заданием вообще связаны самые лучшие воспоминания...Но это личное. Там встречались с сослуживцами, назначали встречи.
Почему кто-то решил что хруст французской булки с кофе это лучшая альтернатива Детскому миру. И почему вдруг решили советские строители сносили и перестраивали. Полный бред....
Востановлением Севастополя после войны занимались одни из лучших архитекторов страны. К примеру некоторые архитекторы из Ленинграда после восстановления разрушенного Севастополя остались жить в Севастополе..
Прежде чем вешать макаронные изделия на уши читающим статью, лучше бы использовали документальные материалы о восстановлении города. С тем же усердием с каким тут описывается про метражи сукна одного из купцов проживавших в городе. И ради этого сносить Детский мир? Заманивая при этом очередной кафешкой с кофе и хрустящей булкой.
Это уже есть в Диснейленде Новый Херсонес.
navysity,
Согласен с Вами. Просто гнобить советское сейчас модно, а вот вписать ЭТУ часть истории России в достойный ряд таланта не хватает.
Всё это хорошо, но есть большое "но" !!! там во дворе шикарная глициния !!! это большее украшение, чем какие-то новоделы под старину. И вот если она пострадает от стройки, то это трагедия !
Этим домом Кондакова прикрылись, как фиговым листочком, уверенные в том, что народ ничего не понимает.
Одна Тимофеева назвала всё своими именами.
Не хотим сноса Детского мира.
Для дома Кондакова мало места по законам построения.
Есть способ оправдания сего замеса с "Детским Миром".
Есть вариант для дома Кондакова, в рамках исключения.
....где можно отведать блюда «русской дворянской кухни».
Понятно раз есть дворяне, значит есть и предводитель дворянства??? Вспоминается "12 стульев".
Надо полагать список дворян (с придуманными своим родовыми деревьями и гербами. А также награжденными сами собой) вероятно будет соответствовать российскому Forbes олигархов.
Там ещё не дошло до замены герба Севастополя с советской символикой, господа новоявленные дворяне?
С такими друзьями и врагов не надо....
Уберите руки от Детского мира!
Есть неплохое решение без ДК и "ДМ" от "здеся", по Воронина 10.
Попытаюсь разжевать. Есть два основных вартанта формирования улиц, с интервалами между домами и без. Оба уместны. В нашем случае проектировщик стал придерживаться первого. Но голаиД убил стиль разместив новодел не симметрично. Огромный интервал позволял строить здание. Но его привязка нарушила ритм. Сейчас же этим теремком мы уставливаем новое правило по старому. Ну и что, что АМЧ умеет рисовать и имеет вкус. ЕН МЕНЯЙТЕ правила под себя. Выглядит смешно.
ДК можно разместить в улучшение смотрибельности в одном случае, причëм не нарушая послевкусия...
"Любое выражение - искусство', это другое🤣.