После демонтажа мозаичного панно, украшавшего симферопольский кинотеатр «Космос», крымские активисты решили взять дело спасения советского монументального искусства в свои руки. На прошлой неделе было объявлено о создании народного фонда, средства которого будут направлены на восстановление советских мозаик в Крыму и перенос их в безопасные места. Подробности о работе новой инициативы узнавал ForPost.
Спасти и сохранить
Идея фонда возникла давно, признаётся координатор проекта «Крымская остановка», представитель Сообщества защиты крымской мозаики Анастасия Хижнякова. Всё это время активисты пытались понять, как лучше организовать процесс.
«Мы обращались в крупные российские фонды сохранения исторического наследия. И хотя нам уделили внимание, но включить ранее, чем в 2026 году, в свой план не смогли. Там же посоветовали собирать средства через одну из краудфандинговых онлайн-платформ или просто на банковскую карту: по их опыту, иногда так быстрее. Но платформа берет 15% комиссии, так как наш сбор не попадает под их категорию благотворительности. И мы решили собирать на счёт в банке, чтобы не раздувать смету на дополнительные проценты», — рассказала собеседница ForPost.

В итоге счёт был открыт на имя известного в Крыму мозаичиста и общественника Игоря Гладких. Художник объяснил ForPost, что основная задача для этих народных денег – самостоятельное восстановление крымских мозаик без привязки к органам власти или коммерческим девелоперам.
«Деньги, собранные по крупицам и небольшим взносам, пойдут на закупку сохранившейся советской смальты у старых художников, на химию для чистки загрязнений, на аренду необходимого инструмента», — перечислил художник в беседе с ForPost.
Игорь Гладких и его товарищи уже определили несколько объектов, которые требуют срочного внимания. Это, в первую очередь, две остановки общественного транспорта в Симферопольском районе: в сёлах Богдановка и Новозбруевка необходимо почистить мозаичные изображения и отреставрировать утраченные фрагменты на обоих павильонах. При этом работы не потребуют миллионных затрат, заверил мозаичист.

Кроме того, Игорь Гладких надеется, что собранных средств хватит на спасение ещё двух панно общей площадью 38 квадратных метров. Оригинальные мозаичные изображения украшали бывший санаторий «Алмазный» в Евпатории.
«Сейчас санаторий разбирают, но от нового собственника получено разрешение на снятие и перенос мозаики. Поэтому надо поторопиться, — уточнил он. — Вполне возможно, что найдется неравнодушный меценат, который мог бы покрыть стоимость демонтажа и переноса обоих мозаик».
По предварительной смете, которую подготовил мозаичист, на «алмазные» мозаики евпаторийского санатория требуется чуть больше 300 тысяч рублей.

А как защитить потом?
Впрочем, многие скептики, услышав о фонде, сразу задаются закономерным вопросом: если даже мозаики удастся восстанавливать на народные деньги, то где гарантия, что уже после работ обновлённые произведения советского монументального искусства не падут жертвой следующего девелопера? Этот вопрос ForPost адресовал юристу Татьяне Гавриловой, отстаивающей мозаики в Евпатории.
Увы, ничего утешительного специалист сказать не смогла: мозаика, по её словам, является всего лишь элементом в декоре здания, поэтому и находиться будет в собственности у того же лица, которое владеет объектом целиком. И судьба произведений монументального искусства останется в руках собственника здания, который вправе как подарить или восстановить панно, так и разрушить его или закрасить.
«Мозаики, несмотря на свою художественную и историческую ценность, не имеют самостоятельного охранного статуса, поэтому они беззащитны. И их судьба зависит от усмотрения тех, кто становится собственником тех или иных зданий. Так что на сегодня никаких гарантий нет», — посетовала Татьяна Гаврилова.

Чтобы мозаики получили юридическую защиту, нужны изменения в законодательстве об охране объектов культурного наследия. Пока этого не произошло в федеральном праве, на местном уровне, по мнению юриста, необходимо, во-первых, составить реестр существующих советских мозаик. Во-вторых, заключая инвестиционные соглашения с девелоперами, сохранение мозаики следует указывать одним из условий проекта, включая его в социальные обязательства застройщика. Которые, кстати, довольно часто готовы прислушиваться к мнению общественности.
«Уже не раз доводилось слышать от застройщиков, что, если бы им поставили задачу сохранить мозаику, они могли бы сделать это на стадии проектирования: сохранить или найти новое место, куда можно её перенести. Но такой задачи застройщикам не ставится. А после утверждения проекта вносить изменения уже слишком затратно и даже убыточно. Так было с мозаиками грязелечебницы «Мойнаки» и пансионата «Родничок» в Евпатории», — напомнила Татьяна Гаврилова.
К сожалению, ценность мозаик, по признанию юриста, до сих пор очевидна не всем. Подобный путь в своё время проходили и другие предметы искусства – например, русские православные иконы, которые, как отметила Татьяна Гаврилова, стали считаться общечеловеческим культурным и художественным наследием только в начале XX века. Поэтому, как и в случае с иконами, о мозаиках важно рассказывать, объяснять людям, в том числе тем, кто приобретает объекты с ними, почему важно сохранять эти осколки прошлой эпохи.
Пелагея Попова
Фото: предоставлены Игорем Гладких; автора
Обсуждение (13)
Жаль...
Ссылку можно, чтобы перевести сумму?
Печально, что так относятся к советской мозаике. Это наша культура, наша самобытность, и это красиво. Глаз радуется при виде советских остановок с мозаикой. Надеюсь, получится отстоять как можно больше объектов.
ratnikkk,
В ВК группа "Сообщество защиты крымской мозаики"
Василиса Осетрова,
спасибо
Ссылку, пожалуйста, дайте на этот народный фонд.
Уничтожение мозаик считаю дикостью
komandor,
В ВК группа "Сообщество защиты крымской мозаики"
Василиса Осетрова,
спасибо!
komandor,
Варвары под знамёнами антисоветизма с мумиизмом!!!
Причём тут мозайки. Конструкции ветхие. Кого-нидь придавит.
ГунарГрапс,
в чем проблема демонтировать мозаику, а ветхие конструкции снести? мозаику можно перенести на другой объект или вернуть на восстановленный
На «Почте», в Камышах была интересная композиция. Рыбаки тянули сети с рыбой из моря.
Рыночек всех порешал и рыбаков , и рыбу, и фабрику орудий лова вместе с сетями.
При Советах на свои остановки колхозы тратили кровные, причём через художественные мастерские. Но зачастую, потом мутили призывая на халтуру тех же исполнителей (рабочих), но уже без творцов (выдумщиков). В результате, всё было выполнено качественно, но по-уродски.
А мы щязъ вздыхаем в надежде на лучшее.
Хорошо, что поднимаете эту тему! Спасибо!