В мире

Аркадий Ротенберг рассказал почему взялся за проект строительства Керченского моста

Аркадий Ротенберг рассказал почему взялся за проект строительства Керченского моста

Владелец «Стройгазмонтажа» АРКАДИЙ РОТЕНБЕРГ рассказал “Ъ”, почему взялся за проект строительства Керченского моста.

— Соглашаясь на строительство Керченского моста, вы понимали, что фактически это полная изоляция от Запада, черная метка и в личной жизни, и в бизнесе?

— Конечно, понимание было и есть. Но в 63 года я больше думаю о том, что должен оставить после себя, что станет итогом жизни. Я живу в России и никуда не собираюсь уезжать. Везде побывал уже. Бизнес тоже весь здесь. В принципе за границей его никогда и не было. Ну да, теперь для меня закрыта экспансия за рубеж, но это не страшно. Более того, я давно планировал понемногу выходить из управления бизнесом. У меня сын большой уже, хорошая команда, молодые ребята. А я думал реализовать кое-какие наработки и мысли в других сферах — в спорте, например. Но появился проект моста, и я посчитал важным его реализовать. Важным — для страны.

— А вас не беспокоило, что сыну достанется бизнес, уже всерьез ограниченный санкциями?

— Процесс продажи части бизнеса сыну я начал задолго до санкций, мы шли к этим сделкам несколько лет.

— Теперь будете дистанцировать сына от своих проектов?

— Сегодня он не связан с моим бизнесом, развивает свои проекты.

— То есть мост нельзя назвать хорошей для вас историей?

— Как посмотреть. Это трудный проект в любом случае, даже просто технологически, но, с другой стороны, этим он и интересен. При всем том для меня это точно хорошая история. Рад, что правительство приняло положительное решение. Как я уже сказал, для меня это, видимо, заключительный большой проект — и не с целью зарабатывания денег. Он, если позволите, мой вклад в развитие страны. Это правда так.

— Кроме вас среди возможных строителей называли структуры Геннадия Тимченко. Кто-то еще был?

— Насколько я знаю, Минтранс рассмотрел более 70 предложений. Шли длительные конкурентные переговоры. Требования государства были достаточно жесткими — и по срокам строительства, и по стоимости, и по гарантиям исполнения контракта, которые должен предоставить подрядчик.

— Не обидно, что господину Тимченко разрешили отказаться?

— Нет. Я рад, что выбрали нас.

— Вы имели отношение к предварительной стадии проекта? В частности, вас называли среди владельцев группы «Волгомост», которая в марте выиграла заказ на подготовку ТЭО моста.

— Нет, «Волгомост» к нам отношения не имеет и никогда не имел. Мы только сейчас начинаем с ними взаимодействовать.

— Когда было принято решение о вашем участии в строительстве и кто вел переговоры?

— Разговоры на экспертном уровне велись несколько месяцев. Осенью прошлого года, когда нам предложили принять участие в конкурентных переговорах, я собрал коллег, мы все обсудили, я же сам менеджер, а не строитель. Они всесторонне проанализировали, сказали, что все технические возможности есть и что с проектом справимся. В январе Дмитрий Козак (вице-премьер, курирующий проект.— “Ъ”) позвал меня, мы подтвердили в правительстве свои обязательства по условиям контракта, все обсудили более конкретно. Окончательное решение было принято на совещании у премьера.

— Проект обсуждался 20 января на совещании у Дмитрия Медведева, о чем именно шла речь, о финансировании?

— Совещание было, да, но финансирование не обсуждалось. Подробной проектно-сметной документации пока нет, она появится после окончания стадии проектировки. Как раз на этом совещании было принято окончательное решение, что мы строим мост.

— В последние месяцы звучала довольно определенная цифра — 228,3 млрд руб. Она не кажется реальной?

— Она реальна. Окончательная стоимость будет определена, когда появится финальная проектно-сметная документация, она пройдет госэкспертизу и обсуждение с экспертами.

— Но «Стройгазмонтаж» никогда не строил мосты, у него нет таких компетенций, в отличие от «Мостотреста». Разве не было бы логично привлечь к проекту эту компанию?

— Нет, я пока такой вариант не рассматриваю. Мы ведем переговоры с зарубежными компаниями — например, с турецкими строителями, которые сами на нас вышли. В ближайшее время технические специалисты поедут это обсуждать. Мы их предупредили прямо — могут быть санкции, а они говорят, что решат этот вопрос.

— Весной и летом говорилось о возможном участии в проекте китайских компаний, это еще актуально?

— Китайцев пока нет, но мы ведем переговоры с компаниями из Южной Кореи. Они хорошо строят, и у них есть опыт в подобных проектах.

— Вы упомянули, что пока нет подробной документации по Керченскому мосту и обнародованная смета тоже неокончательная. А принципиальные строительные решения определены? Это точно, например, будет мост, а не тоннель?

— Тоннель я бы строить не взялся, у нас для этого нет достаточной компетенции. Будет автомобильно-железнодорожный мост.

— Возможные юридические осложнения по акватории, о которых упоминали власти Крыма, вас не беспокоят?

— Это вопрос к государству. Наша задача построить мост.

— Включаясь сейчас в проект, вы будете опираться на уже сделанные разработки, в частности «Волгомоста», или все начнете сначала?

— Мы их будем использовать — в определенной степени, конечно. Но основную часть изысканий и оценок будем уточнять сами, как и готовить проект. Там действительно очень сложная технологическая ситуация, сейсмика и так далее.

— У вас есть специалисты или придется нанимать?

— У нас есть свои проектные мощности, разумеется, будем привлекать и лучших экспертов в области проектирования.

— Какова организационная схема? Планируется ли создавать специальную операционную компанию или просто будет контракт Росавтодора на генподряд со «Стройгазмонтажом»?

— Мы планируем заключить контракт с Росавтодором.

— Придется ли увеличивать сроки реализации проекта?

— По нашим оценкам, на все — с учетом проектирования и согласований с госорганами — потребуется четыре года, то есть реально это конец 2018 года.

— Есть ли способы и реальные шансы хотя бы частично обойти технологические санкции?

— Ну вообще мы планируем полностью проект сделать с использованием российских материалов и имеющихся российских технологий. Конечно, было бы хорошо использовать норвежские и голландские платформы, но справимся и сами.

— А спецмарки стали, которых в России просто нет?

— Будем использовать российские технологии производства мостовых металлоконструкций. Этого достаточно.

— Даже без норвежских платформ понадобится много западной дорожно-строительной техники…

— Вся техника для реализации проекта у нас есть. У «Стройгазмонтажа» хорошие производственные фонды. На мост точно хватит.

— Проблем с обслуживанием, запчастями и ремонтами не возникает?

— В основном все есть, какие-то проблемы будем решать по мере поступления.

— Речь о вашем участии в финансировании не идет?

— Проект будет полностью финансироваться со стороны государства.

— Насколько сейчас загружен заказами «Стройгазмонтаж»?

— Где-то на 60%.

— Оставшихся 40% ресурсов на мост хватит?

— Хватит. А с учетом сложности технологических процессов мы будем привлекать как своих высококвалифицированных специалистов, так и профильных специалистов из других строительных компаний.

— То есть перспективы нефтегазовых заказов туманны?

— Ну почему, сейчас будем участвовать в конкурсах по газопроводу «Сила Сибири».

— А заказы «Роснефти» есть?

— Мы попробовали с ними немножко поработать, но сейчас ничего нет. В целом же у «Стройгазмонтажа» в текущих условиях больше проблем с банковскими гарантиями, чем с заказами как таковыми, как и у всех строителей. Нас спасают резервы, сформированные в том числе из нераспределенных дивидендов.

— Беря на себя такой тяжелый проект, вы рассчитываете на какие-то дополнительные «пряники» от государства?

— Да нет, какие «пряники». Я в таких вопросах не торгуюсь и ничего не жду, если честно. Повторюсь, есть желание реализовать этот проект.

— Не боитесь оказаться крайним, если ситуация развернется в какую-нибудь неприятную сторону года через два, например?

— Не боюсь. Сейчас не то время, чтобы рассуждать в подобных категориях. Я буду делать свое дело.

— С президентом проект обсуждали?

— Обсуждал, конечно. Пришел, объяснил, почему взялся.

— Какой помощи просили?

— Только одного — обеспечить эффективную работу с госзаказчиком, чтобы мы могли своевременно ввести объект в эксплуатацию. Чтобы не было проволочек с землеотводами, экспертизами и так далее.

— Уже очевидно, что позиции федеральных и крымских властей далеко не всегда совпадают. Вы не опасаетесь проблем и противостояния в регионе?

— Этот вопрос находится в компетенции государства. Я на себе никаких противоречий не почувствовал.

— Сейчас все активнее говорят о смене команды президента, о том, что его прежний круг вытесняется силовиками. Ваши собственные отношения с президентом не изменились?

— Нет, с чего бы? 50 лет не менялись, и вдруг? И вообще, на мой взгляд, он человек мудрый...

— В проекте моста точкой входа для решения вопросов будет Росавтодор или Дмитрий Козак?

— Контракт мы подписываем с Росавтодором, но Козак будет курировать проект.

— Поскольку объект стратегический, значит ли это, что все тендеры по нему будут закрытым?

— Этот вопрос будет решаться заказчиком и компетентными органами. Мы будем реализовывать проект максимально открыто для общественности, об этом говорил Козак, и я сам считаю, что так будет правильно.

— У силовиков есть специалисты, компетентные для участия в проекте?

— Да, и это стало понятно в ходе подготовке Олимпиады. Они уже понимают, что такое большая стройка.

— Несмотря на черную метку, вы ждете облегчения ситуации, снятия санкций, например?

— Мое личное мнение: быстро ничего не закончится. Они давят со всех сторон — и сейчас точно не финал. Не думайте, что меня это сильно волнует.

Интервью взяла Рената Ямбаева

4618
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (29)

Profile picture for user третий бастион
1507

to Политик (Севастопол)

Засыпать Керченский пролив можно за месяц.

Как хорошо , что вы не министр!

Profile picture for user третий бастион
1507

Больше бы таких людей в нашей стране , которые хотят внести свой вклад в дело построение страны и оставить после себя ,что -то значительное . При этом не запуская руку в государственный карман. Вот такой был наш князь Воронцов. Он не только не занимался казнокрадством , но многое в Крыму было построено на его деньги. Он радел за честь Отчизны . Когда наша армия уходила из Парижа , то он оплатил все долги наших офицеров.

Profile picture for user mila710
13562

А разве сын не попадёт под санкции? На членов семьи тоже распространяется ограничение, наверное.

Profile picture for user Немец Клюге
5664

усраинцам опять придется копать новое море, Черное просрали ....

Profile picture for user Матвей Разуваев
76

Ну хоть какие-то новости по теме моста

Profile picture for user Виринея
272

to третий бастион (Севастополь) Больше бы таких людей в нашей стране , которые хотят внести свой вклад в дело построение страны и оставить после себя ,что -то значительное . При этом не запуская руку в государственный карман.
Полностью солидарна! Добавлю лишь такую мысль: вот будет стоять мост - нужный, уникальный, символичный - и с этим сооружением навсегда будет связано имя Владимира Владимировича и Аркадия Ротенберга... а имена клопов-олигархов типа березовских-дерипасок и др.?... нажива, высасывание соков из советского наследия, которое создавал народ, а разбогатели на нем проходимцы. Еще и поливают(ли) помоями свою страну при каждом удобном случае!

Profile picture for user anatoliy
3067

Удачи!

Profile picture for user тундра
3025

Если говорит искренне , то низкий поклон и удачи .
Можно сказать , что " лебединая песня " в бизнесе превратиться в памятник при жизни.

Profile picture for user ЗЮГ
765

Хорошо сказал. Дай Бог, что бы все случилось!

Profile picture for user tacya
63

Настоящий мужик! Удачи в нужном для страны деле!

Profile picture for user WATSON
1316

Я бизнесмена, честно говоря, не понял, да и не хочу понимать.
Когда Родина в опасности, не проще, без лишних слов, сказать: «построим» (без жили- были о себе, своих годах, рисках и еще о чем- то).

Profile picture for user OlegY
3360

Молодец!
А что касается экспансии зарубежной, то он не прав - на сша и их шестёрках мир не заканчивается. Есть как минимум БРИКС с неплохими перспективами.

Profile picture for user DD
69

Пока физкультурники будут мосты строить, а инженеры подрабатывать охранниками запад мы никогда не победим. Интересно Ротенберг получил бы этот подряд не будь он спарринг партнером Вовки?

Profile picture for user DD
69

to OlegY (Севастополь)

Вы случайно не Павлик Морозов? Врагов ищете? То, что вернул Крым - Путин молодец. Но это не повод отдавать 200 млрд подряд своему тренеру по дзюдо. Или своей дочке 1.7 миллиардов зеленых подряда за МГУ.

15 миллионов русских живут за чертой бедности по Росстату даже а Чубайсы, Сердюковы, Абрамовичи шикуют и живут как не жили русские императоры.

Profile picture for user qwer345
4368

to DD (Гурьев (Атырау)) Пока физкультурники будут мосты строить, а инженеры подрабатывать охранниками запад мы никогда не победим. Интересно Ротенберг получил бы этот подряд не будь он спарринг партнером Вовки?
Ты ошибся... )))
Мы ни кого "не побеждаем", мы ... просто живём в своей стране и по своему.
Это нас постоянно пытаются "победить", но финал всегда один.... банкет в столице врага)))

А что до строительства...
Какая разница КТО строит, если он действительно строит ))))

На Руси всегда были... "Левши", да и образование в СССР было на должном уровне

Так что гуляй, лесом )))

Profile picture for user Dmitr2909
290

to DD (Гурьев (Атырау))

Вопрос к Вам, как к специалисту по крупным строительным проектам. За какую сумму Вы бы построили этот мост? У Вас похоже большой опыт выполнения подобных проектов.

Profile picture for user DD
69

to Dmitr2909 (Севастополь)

Из каких моих слов вы сделали вывод что я специалист?

Я бы организовал тендер с привлечением всех компаний и лучшее предложение по цене, плану, по локализации. С обязательным привлечением рабочих с Краснодарского и РК. А также местных экологов и жителей.

Profile picture for user третий бастион
1507

to DD (Гурьев (Атырау))

ранее сообщалось, что генподрядчиком на строительстве Керченского моста может стать компания Геннадия Тимченко «Стройтрансгаз», однако в конце 2014 года Тимченко заявил, что не будет участвовать в строительстве моста, поскольку «не уверен, что справится»

Его задача организация работы . Он будет руководить, координировать ,находить , привлекать.И поверьте мне :руководитель , это штучный товар. Нам в России не хватает умных талантливых и опытных руководителей. А вот он справиться . Путин не смотрит , друг ,сват , он смотрит на деловые качества человека и пользы страны . И сейчас для него важно построить,уложившись в сроки, хороший мост . Вся Россия наблюдает за Крымом.Бог в помощь ему.

Profile picture for user Dmitr2909
290

to DD (Гурьев (Атырау)) Кроме вас среди возможных строителей называли структуры Геннадия Тимченко. Кто-то еще был?

— Насколько я знаю, Минтранс рассмотрел более 70 предложений. Шли длительные конкурентные переговоры. Требования государства были достаточно жесткими — и по срокам строительства, и по стоимости, и по гарантиям исполнения контракта, которые должен предоставить подрядчик.

Profile picture for user DD
69

to Dmitr2909 (Севастополь)

Это насколько вы знаете. Блаблабла скажут по телеку а по факту тендера открытого не было.

Положа руку на сердце - вам не кажется подозрительным неожиданный взлет никому неизвестных Ротенберга и Тимченко?

У тому же последний гражданин Финляндии.

Profile picture for user DD
69

Кстати этот Ротенберг(чисто русская фамилия....) скупает километры квадратного жилья в Италии которое из-за санкций отжали гейропцы. Вот тебе и патриот.

Profile picture for user Патриот своего Города
7715

Не вижу смысла петь деферамбы..пока это болтология.Ротенберг не дураг и преследует свои интересы.Что то я не припомню что бы подобного рода жиды делали без прибыли на благо общества.И у каждого Олигарха все мошенническими способами свиснутое у народа.Начиная от ваучеров,и пособников с Запада.Ну не было миллиардеров в советсвокм Союзе,как и бабок за которые можно было купить кучи заводов.им эти бабки давали .

Profile picture for user Просто врач
7203

Не вижу смысла Ротенбергу париться с мостом.
Не проще-ли объединиться с парой-тройкой других "абрамовичей" и сделать Родине шикарный подарок - тупо КУПИТЬ ЮГО-ВОСТОК УКРАИНЫ?

Profile picture for user Om
433

"Мы ведем переговоры с зарубежными компаниями — например, с турецкими строителями"

Хитрый "русский".Получит в виде откатов,поделится и отмоет гигантские суммы.Иначе почему бы государству напрямую не проводить такие переговоры,без этих прокладок.

Profile picture for user Патриот своего Города
7715

to Om (Омск)

они не прокладки,а решето,и оседает им то что надо.прокладки это наши политики.

Profile picture for user Лариса Мишкина
10556

Бог в помощь !

Profile picture for user Марина_М
132

Береговые защитные сооружения в Сочи, построенные Ротенбергами, развалились осенью 13 года при пятибалльном шторме. Причина-низкое качество бетона и очень большое количество песка. Писали и выкладывали фото многие издания, самое подробное описание было на сайте blogsochi.ru.

Profile picture for user КМД
3460

цыплят по осени считают.я считаю-уважаешь своего президента-доверяешь ему-уважай его решение.все остальное-от лукавого.это типа теста на доверие

Profile picture for user mila710
13562

to КМД (Севастополь) цыплят по осени считают.я считаю-уважаешь своего президента-доверяешь ему-уважай его решение.все остальное-от лукавого.это типа теста на доверие
Да, доверяешь Президенту - доверяй во всём. А Ротенберг войдёт в Историю с этим проектом, как вошёл Крым и Севастополь.

Главное за день

Ключевой медицинский объект Севастополя в этом году не построят

Цена вопроса достигла сотен миллионов, а перспективы стали вовсе туманными.
20:00
34
3843

Путину — 72 года: воин, искатель или творец — кем он стал для России?

Политолог Алексей Макаркин рассказал, как Путин, став «анти-Ельциным», влюбил в себя либералов.
18:26
13
1238

Севастополь получил точный рецепт реставрации Братского кладбища

«Возможно восстановить практически всё», - говорит один из авторов книги.
18:20
5
2615

Почему у крымских детей повально падает зрение

Малыши надевают очки прежде, чем идут в школу.
18:16
0
1967