Трагедия Павлика Морозова


В многочисленных комментариях к появившемуся в СМИ сообщению о доносе сына на отца в СБУ в Одессе вновь и вновь упоминается Павлик Морозов – никто не сомневается в очевидности параллелей. Суть давней трагедии, в корне отличной от одесской, никого не интересует.
Трагедия Павлика Морозова. Война с невинноубиенным ребёнком идёт до сих пор
Павлик Морозов – уже имя нарицательное и всерьёз не обсуждаемое. Его стыдятся. Никто не говорит о трагедии, на первый план выведен мотив предательства.
Как известно, в конце 1980-х годов в отношении именно Павлика Морозова была развернута настоящая травля. Никто не воспринимал его за ребёнка, но все видели советский пантеон, который необходимо расколотить вдребезги. В частности, в общественное сознание вбрасывалась откровенная ложь, которая становилась сенсацией. Опровержение же этой неправды, как заведено, делалось предельно скромно и самым малым шрифтом. Так к ребёнку окончательно прикрепилась репутация: человек, который предал своего отца. Подло предал. Ради красного галстука.
Всё-таки удивительно, как была извращена трагедия, связанная с этим человеком. А ведь убили Павлика, когда ему не было ещё и 14 лет. Убили вместе с братом Фёдором, которому было восемь. Если попробовать экстраполировать подобный сюжет на современность и представить подобное в новостной сводке: два мальчика восьми и 14 лет жестоко зарезаны в лесу. Появляются ли какие-либо остроты в их адрес или рассуждения, что они сами, пойдя в лес за ягодами, нарвались на нож, отсюда и виноваты? И если бы кто-то захотел словесно поглумиться над этой смертью детей, мы бы сочли его за чудовище или буйно помешанного. Но почему в ситуации с Павлом и его братом Фёдором было всё возможно?
Дальше представьте, что на суде над убийцами детей выясняется, что не только их смерть, но и жизнь была трагична. Простая крестьянская семья – пять детей. Все заботы о семье на самом старшем – Павле. Дед – ненавидел сноху и внуков. Отец – нечистый на руку председатель сельсовета (присваивал конфискованные вещи, продавал фиктивные справки), пьянствовал и жестоко поколачивал мать, а потом и вовсе ушёл из семьи к другой женщине. Сейчас бы этого аморального типа назвали коррупционером.
По-человечески вполне понятно отношение Павла к своему отцу, светлым сыновним чувствам неоткуда было появиться. Опять же, если обратиться к криминальным хроникам, то достаточно часты случаи, когда дети в состоянии аффекта хватаются за нож, чтобы защитить мать и себя от пьяного отца-дебошира, убивают его. И это их действие в целом понятно и в принципе оправдывается обществом. Но в нашей ситуации ребёнок не убил и даже не поднял руку на своего отца.
Донёс на отца… Но ведь, с одной стороны, после этого «доноса», в основе которого были реальные преступления и злоупотребления, отец пробыл в заключении три года, а потом жил себе. С другой стороны, и сам факт «доноса» – совсем не очевидный. Всё-таки написал донос на отца или выступил со свидетельскими показаниями – это ещё большой вопрос. Но дело даже не в этом, а в том, почему страшная человеческая трагедия, семейная, детская была таким чудовищным образом вывернута, извращена. Почему совершенно исчезло простое человеческое отношение к ней, а это отношение для психически здорового человека должно быть вполне очевидным?
Так уж получилось, что из ребёнка дважды сделали символ борьбы с прошлым, только с разным оценочным знаком. Советская идеология сделала из Павла пионера-героя, символическую жертву, агнца, павшего в борьбе старого и нового. Здесь тоже человеческое было спрятано под спудом идеологических риз. В годы перестроечного разоблаченчества этого ребёнка перевели в разряд преступников. Якобы он из-за фанатической приверженности идеологии предал самого близкого человека – отца. Обвинили его практически в иудином грехе. Когда это необходимо, про ту самую слезинку ребёнка никто не вспоминает…
И если в советском строе идеологем человеческое содержание образа Павлика Морозова ещё сохранялось, то после оно было сведено до нуля, и всю суть трагедии подверстали под проблему предательства, доносительства, которая выводилась в качестве архитипической применительно к советской истории. Нам внушали, что страна ориентировалась на выплавку павликовморозовых, совершающих преступление отречения от корней, от родства. Но, как мы видим из трагедии этого ребёнка, отречения его от родства никакого и не было, само это родство было сведено к внешней условности.
Проблема не в том только, что разом в рассуждениях о Павле Морозове пропадает куда-то весь гуманизм и декларируемый примат ценности жизни. В последние десятилетия много сокрушаются о мученической смерти царской семьи, в том числе и царевича Алексея. Но при этом совершенно оболгали другого ребёнка. Исторические противоречия не сняты, их не примирили и даже не попытались.
Андрей Рудалёв
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 5982 просмотра
Андрей, СПАСИБО Вам за то, что подняли эту тему... Я тоже раньше в осуждающем контексте трепала имя Павла. Потом, когда собственному сыночку не было еще и года, случайно прочла статью в Википедии... и не могла спать две ночи. И сейчас, каждый раз вспоминая, какими словами РОДНАЯ бабушка сообщила матери убитых детей о их смерти, не могу сдержать слез. И знаете, еще вспоминаю, как в 80-е ребенком жила около года у своей бабушки в брянском селе... такого градуса злобы и желчи между людьми (односельчанами) больше нигде не ощущала. Это поражало меня даже в 5 лет. Город, с его многоквартирьем, такого не знает... Так что этот опыт лично для меня помогает еще больше прочувствовать, в каком аду жила мать Павла и ее дети.
я тоже когда то случайно в инете наткнулась на большую статью о Павлике. Была в шоке от правды, от такой короткой жизни этих несчастных детей. Мать мальчиков, если не ошибаюсь после смерти детей переехала в Крым.
Действительно, надо сначала узнавать все обстоятельства, прежде чем навешивать ярлыки. Спасибо за статью!
Справедливо, спасибо за прояснение
Спасибо! Думать нужно- думать! Сегодня тоже ярлыки типа
"москали", "бендеровцы" уже раскололи "советский народ" напряг сильнейший на пустом месте нас "разводят, а мы ведёмся" на радость "чёрной кукушке из белой избушки"...
Правда всегда пробьет себе светлый путь. Правильно говорят: думать надо, и не спешить верить очернителям нашей истории, истории Советского Союза. Были жителями великой державы, а сейчас - разбежались по своим национальным квартирам. Неужели не понятно, что американцы не пожалеют никаких денег, чтобы не дать возродиться обновленному Союзу, в первую очередь славянам. Зачем им сильный конкурент?
Вот и думайте, откуда ветер дует в создании искусственного напряжения между Россией и Украиной. А начиналось все, в том числе, и с клеветы и наговоров на светлую память невинно убиенного Павлика Морозова.
Думайте, и дорожите возможностью высказывать свою гражданскую позицию. Только не надо бояться!
В прошедший четверг в передаче Владимира Соловьёва тоже прозвучали слова, которые сравнили поступок невинноубиенного ребёнка (а ребёнка нельзя убить даже виноватого) с нынешним доносительством на Украине. В который раз это вызвало во мне оторопь, когда неглупые люди говорят такие жестокие и несправедливые слова. Спасибо автору за вашу статью. Душа давно болит за этих детей, над светлой памятью которых глумятся на потребу нынешним либерастам. Частенько слышу глумливые слова и в адрес Зои Космодемьянской, девушки, подвергшейся жесточайшим издевательствам здоровенных мужиков-фашистов. Читала гадости и о Володе Дубинине, и о Саше Чекалине. Во время парадов в Москве в честь Победы всё время ждала доброго слова в адрес пионеров-героев. Не услышала пока. Может быть в 70-летие вспомнят.
А вообще-то в США никто ни с кем не ссорится, там просто сообщают в полицию о том, что людей не устраивает в поведении других. Это не считается позором. Так американцы борются с общественным беспорядком.
Слово "стукач" чисто наше российское. Считается чуть ли не непорядочным довести до сведения властей о том, что кто-то нарушает закон. Пусть воруют, наше дело сторона, вот есть полиция, она и должна работать. Во всём мире же то, что по-нашему донос, считается гражданским долгом, и это правильно.
to kuzaranda (Севастополь, Москва) Слово "стукач" чисто наше российское. Надо же, кто-то думает так же, как я. А я боялась такое кому-то сказать, знала, что большинство не поймёт. Мне кажется, так получилось после сталинских репрессий, когда широко практиковались ложные доносы с корыстной целью. И страх тех лет до сих пор сидит у нас в крови, извращая истину.
to Dina (Севастополь, Москва) Во время парадов в Москве в честь Победы всё время ждала доброго слова в адрес пионеров-героев. Не услышала пока. Может быть в 70-летие вспомнят. А у нас уже много лет не дают разрешения на установку памятника Школьникам-партизанам, подвергают сомнению его нужность, отсылают ратующих за него ветеранов собирать исторические справки и прочие документы... Зато другие, порой весьма сомнительные скульптуры устанавливаются без проблем.
«Освещаем, одеваем нищь и о́голь,
ширится добыча угля и руды…
А рядом с этим, конешно, много,
много разной дряни и ерунды.
Устаёшь отбиваться и отгрызаться.
Многие без вас отбились от рук.
Очень много разных мерзавцев
ходят по нашей земле и вокруг.
Нету им ни числа, ни клички,
целая лента типов тянется.
Кулаки и волокитчики,
подхалимы, сектанты и пьяницы, —
ходят, гордо выпятив груди,
в ручках сплошь и в значках нагрудных…
Мы их всех, конешно, скрутим,
но всех скрутить ужасно трудно»
.
Не надо было советским идеологам придавать оттенок классовой борьбы этой семейной даже не драме - трагедии. Да и потом ни к чему было сладострастно плеваться и трепать имя несчастного мальчишки. Хорошо, что на этот эпизод есть возможность посмотреть вне идеологического контекста. Вообще мне не нравятся плевки в наше прошлое - у каждой эпохи были тёмные пятна и светлые моменты. Надо все понять и принять.И перестать стыдиться за историю своей страны. Сталин страшный? Да. Но от этого но не становится менее великим - не чета многим современным пигмеям.
А кого из героев юности старшего поколения не обгадили предприниматели от перестройки. А теперь мы спрашиваем почему молодежь безнравственна.
Сталин страшный? Да. Но от этого но не становится менее великим - не чета многим современным пигмеям.
Если сравнивать Сосо с Атиллой (деяния каждого в свой исторический период) то грузин нервно курит свою трубку в сторонке.
По-человечески вполне понятно отношение Павла к своему отцу
А где доказательства всех приведенных фактов?!?
любыми средствами любыми методоми расколоть нашу историю-культуру-нравственность-опошлить саму основу нашего древнего культурного наследия.все это -звенья одной цепи.и не важно кто это-Павлик Морозов или Зоя-Саша МАТРОСОВ или Лиза Чайкина-молодогвардейцы-и многие многие другие /скажем так/ -известные имена в истории СССР. а это звенья той цепи которой опутывается наша страна уже много лет.вспомните речь черчилля в Фултоне в 1946 г. о попытках развала нравственности русской нации и наложите ее на попытки большевитских идеологов создать нового человека.ведь не получилось. и не могло получиться.потому что Божьи Заповеди и Моральный Кодекс строителя коммунизма-понятия несовместимые.потому и не срослось.у каждого поколения-своя история.понятие НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО-в сердце у любого. или ОНО есть-или ЕГО нет
любыми средствами любыми методоми расколоть нашу историю-культуру-нравственность-опошлить саму основу нашего древнего культурного наследия.все это -звенья одной цепи.и не важно кто это-Павлик Морозов или Зоя-Саша МАТРОСОВ или Лиза Чайкина-молодогвардейцы-и многие многие другие /скажем так/ -известные имена в истории СССР. а это звенья той цепи которой опутывается наша страна уже много лет.вспомните речь черчилля в Фултоне в 1946 г. о попытках развала нравственности русской нации и наложите ее на попытки большевитских идеологов создать нового человека.ведь не получилось. и не могло получиться.потому что Божьи Заповеди и Моральный Кодекс строителя коммунизма-понятия несовместимые.потому и не срослось.у каждого поколения-своя история.понятие НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО-в сердце у любого. или ОНО есть-или ЕГО нет
А где доказательства всех приведенных фактов?!?
В Википедии приведены все документы и воспоминания родственников и современников.Ссылка