Президент Владимир Путин на совещании 4 июня «усомнился в возможности провести саммит с Украиной и организовать перемирие на фоне терактов, совершённых в Брянской и Курской областях». Глава Киевского режима Владимир Зеленский также не видит смысла встречаться с российской делегацией.
На этом фоне возникло два вопроса:
- переговоры между Москвой и Киевом поставлены на паузу или отменены?
- способен ли президент США Дональд Трамп усадить Зеленского и Путина за стол переговоров?
Позиция Путина
Владимир Путин уверен: теракты с подрывом мостов в Курской и Брянской областях в ночь с 31 мая на 1 июня были направлены на срыв второго раунда российско-украинских переговоров, которые состоялись 2 июня в Стамбуле.
«Кто вообще ведёт переговоры с теми, кто делает ставку на террор — с террористами. И за что их поощрять, предоставляя передышку в боевых действиях, которая будет использована для накачки западным оружием, для продолжения насильственной мобилизации и подготовки других террористических актов, подобных тем, которые были осуществлены в Брянской или Курской областях», — сказал Путин.
На претензии с украинской стороны о недостаточно высоком уровне членов российской делегации в Стамбуле, которую возглавлял Владимир Мединский, Путин напомнил, что уровень переговорщиков «определяется страной, которую те или иные лица представляют».
«Этот уровень со стороны могут оценивать только те люди, те эксперты, которые сами обладают высоким уровнем компетенции. Каким авторитетом может обладать глава полностью прогнившего и авторитарного режима? Во всём мире это говорят. Какой компетенцией могут гордиться те, по воле которых Вооружённые Силы Украины в Курской области понесли абсолютно бессмысленные огромные потери и сегодня терпят поражение на поле боя?», — сказал Путин.
Глава государства считает, что с людьми, у которых нет политической культуры, встречаться бессмысленно.
«Мы ещё с некоторыми коллегами обсудим все нюансы этого дела. Поговорим и с министром иностранных дел, и с представителями силового блока», — подытожил Путин.
Реакция Зеленского
В Киеве ответили зеркально: переговоры с Россией «бессмысленные», заявил 4 июня президент Украины Владимир Зеленский.
«Русские понимали, что это [меморандум, переданный украинской стороне в Стамбуле 2 июня] — ультиматум. Его не будет воспринимать ни украинская сторона, ни ещё кто-то всерьёз, потому что это ультиматум. Не меморандум, где должны быть две стороны. А там одна, которая вымогает. Это ультиматум российской стороны к нам», — приводит RTVI слова Зеленского.
При этом он уточнил, что «если русские хотят прекращения огня», то украинская сторона «может устроить встречу в любой день».
«Это моё предложение. Если [Дональд] Трамп [президент США] поддерживает, мы будем благодарны. Уверен, [президент Турции Реджеп Тайип] Эрдоган поддержит тоже», — заявил президент.
Повторим: Путин на это предложение ответил отказом.
Мосты дипломатии сожжены?
Американист, политолог и публицист Борис Межуев считает, что ситуация с переговорами «явно зашла в тупик».
«И это произошло несмотря на то, что стороны утверждают, что какой-то вариант переговорного процесса возможен, есть какие-то способы продолжить переговорный процесс», — сказал ForPost Межуев.
Ситуация хоть и далека от оптимистичной, но небезнадёжна, уверен наш собеседник. Стороны так или иначе будут договариваться по гуманитарным вопросам, считает Межуев. Речь идёт об обмене пленными, ранеными и телами погибших.
Иной взгляд на ситуацию у политолога Сергея Маркова. Он уверен: Москва не отказывается от переговоров с Киевом. Свою позицию он трактует так:
«Ранее Зеленский практически отказался продолжать переговоры с Россией на уровне как сейчас. Зеленский заявил, что переговоры на этом уровне зашли в тупик и потребовал переговоров на уровне Путина. А Путин сейчас ответил: мол, это не дело Украины оценивать уровень российской делегации, переговоры с Зеленским невозможны сейчас, потому что Зеленский отдаёт приказы о терактах».
По мнению Маркова, встреча Путина и Зеленского должна стать финальным аккордом в долгом переговорном процессе, а не очередным их этапом. Поэтому Путин пока не видит смысла встречаться с Зеленским, пишет Марков в Telegram.
«Вывод. Россия не отказывается от третьего раунда переговоров в Стамбуле. А вот встреча Путина и Зеленского сейчас не нужна. А если будет готово соглашение о мире — такая встреча возможна», — уверен политолог.
А что Трамп?
Некоторые эксперты, в том числе и Межуев, считают, что только президент США Дональд Трамп может изменить ситуацию в переговорном процессе со знака минус на знак плюс.
Напомним, последний телефонный разговор американского лидера с российским президентом состоялся 4 июня. Он длился 1 час 15 минут. Лидеры двух стран обсуждали не только украинский вопрос, но и теракты, которые произошли в ночь с 31 мая на 1 июня в Курской и Брянской областях, а также атаку дронов с фур на военные аэродромы в Иркутской и Мурманской областях 1 июня.
«Разговор был хорошим, но не таким, который приведёт к немедленному миру. Президент Путин очень твёрдо заявил, что ему придётся ответить на недавнюю атаку на аэродромы», — написал Трамп в соцсети Truth Social.
Владимир Путин также остался доволен разговором, сообщил 4 июня помощник президента России Юрий Ушаков, добавив, что лидеры США и России «условились продолжить и далее контакты по украинскому сюжету, в том числе и на высшем уровне».
Тайный покровитель Зеленского
Однако все эти планы может расстроить тайный покровитель Зеленского, который не настроен на мир с Россией. Речь идёт о сенаторе США Линдси Грэме* — спикере «глубинного государства», которое противостоит Трампу, сказал Межуев.
«[Грэм*] архитектор новой санкционной политики. Он фактически организовывает свою собственную частную дипломатию — вместе со своим визави [Ричардом] Блументалем, сенатором от Демократической партии. Фактически он [Грэм*] уже ведёт параллельный дипломатический трек — параллельный трамповскому, который сейчас вообще непонятно кто представляет. И с ним [Грэмом*] уже общаются, мне кажется, в значительной степени как с человеком, который представляет какую-то такую, ну не сказать альтернативную власть, но какое-то её подобие. Это серьёзная [политическая] сила. Трамп не находит в себе решимости осадить Грэма*. Зеленский, чувствуя поддержку “глубинного государства”, уязвимость Трампа перед американским “глубинным государством”, бьёт в слабые места. Трамп говорит Зеленскому, что у него нет козырей, а тот ему отвечает, что у него есть козыря, и что тот ничего не сможет сделать», — выразил своё мнение Межуев.
Политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров также считает, что «глубинное государство» — главный враг в переговорном процессе по урегулированию украинского конфликта. По его мнению, оно саботирует работу вашингтонской администрации.
На внешнем контуре «Трамп сталкивается с евроатлантистской фрондой, “штаб-квартира” которой находится в Лондоне», подчеркнул Сипров в интервью РИАМО.
Марков считает, что Трамп не хочет быть крайним в политической игре «глубинного государства».
«Именно поэтому он звонил Путину — сказать, что США не несут ответственность за подлый коварный удар Украины по ядерному потенциалу России. И согласился с Путиным, что Зеленский эскалирует конфликт», — высказал свою точку зрения политолог в Telegram.
Учитывая всё это, прорыва пока в дипломатии ждать не стоит, считает Межуев. По его мнению, дальнейшее развитие событий будет зависеть от ситуации на переднем крае. К осени станет понятно — кому достались политические вершки, а кому — корешки.
*Внесён Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов
Роберт Вочовский