Передел власти: крымскотатарский аспект

admin

На днях в общественной жизни Крыма произошло одно событие, оставшееся почти незаметным на фоне бурлящей политической ситуации в Украине. Президиум Меджлиса крымскотатарского народа 11 марта 2008 года рассмотрел ситуацию, связанную с установлением возле Верховной Рады АРК крымскотатарского палаточного городка, и осудил несогласованные действия и заявления инициаторов этой акции. Несмотря на кажущуюся обыденность, этот факт достаточно ярко высвечивает скрытые аспекты внутренних процессов в середине крымскотатарского национального движения, которые в перспективе способны оказать негативное влияние на межнациональную и межконфессиональную стабильность в Крыму.  

 

  Несколько месяцев назад, в декабре 2007 года, крымскотатарская общественность пристально наблюдала за проходившей сессией 5-го Курултая крымскотатарского народа. Охватившее тогда многих национальных функционеров нервное волнение было вызвано заинтриговавшим всех заявлением бессменного руководителя Меджлиса Мустафы Джемилева в отношении его намерений уйти с занимаемого им поста и организовать на сессии выборы нового главы представительного органа крымских татар. Однако, как и прогнозировали эксперты, ожидаемой процедуры смены национального лидера не произошло. Наиболее влиятельные крымскотатарские политики усмотрели в этом хорошо подготовленный спектакль с заранее известным финалом. Ведь, не секрет, что разговоры о намерении Джемилева уйти «на покой» муссируются перед каждым Курултаем. Отчасти они были правы. Но только наполовину.

 

 Более осведомленные во внутренних интригах Курултая наблюдатели считают, что эта бутафория с переизбранием лидера Меджлиса была тщательно спланированной акцией самого Джемилева. Так сказать, «разведкой боем», цель которой - выявление вероятного развития событий после реального ухода Мустафы-бея с поста председателя Милли Меджлиса и определение наиболее активных групп влияния внутри КТНД, стремящихся поставить во главе крымскотатарского представительного органа свою креатуру.

 

Все это вызвано скрываемыми крымскотатарскими функционерами и практически невидимыми для невооруженного взгляда обывателя опасениями действующих руководителей Меджлиса. А также стремительным снижением их влияния на ситуацию в крымскотатарской среде, что может существенно сократить сроки их пребывания на столь перспективных с политической (с учетом имеющихся у Меджлиса квот в республиканских органах власти) и экономической (доступ к финансовым средствам, выделяемых зарубежными донорами на нужды репатриантов) точки зрения должностях в национальном движении.

 


Эти опасения имеют под собой реальную почву. Приведенное выше заявление президиума Меджлиса о непричастности к организации палаточного городка у здания Верховного совета Крыма и осуждение инициаторов этой акции свидетельствует о том, что само руководство представительного органа крымских татар уже практически не контролирует действия наиболее радикально настроенных лидеров и активистов крымскотатарских "инициативных групп".

 

Уже сейчас внутри крымскотатарского национального движения сформировалось несколько оппозиционных Меджлису групп влияния, которые могут серьезно пошатнуть авторитет таких аксакалов, как Мустафа Джемилев. Деятельность каждой из них по привлечению симпатий определенной группы соотечественников и формированию у них негативного отношения к политике Меджлиса в той или иной степени усиливает раскол среди крымских татар. Этому способствует активное использование привлекательных лозунгов, в том числе, радикального характера. Например, представители оппозиционной крымскотатарской партии "Милли Фирка" активно эксплуатируют тему «восстановления национально-территориального статуса Крымской автономии» и заявляют о намерениях добиваться достижения этой цели в международных судах, рассчитывая на поддержку Турции. Фактически "Милли Фирка" перехватила это требование у Меджлиса, но ее активность в рекламировании вопроса "крымскотатарской национальной государственности" способствуют постепенному увеличению количества последователей партии.

 

Один из лидеров организации "Азатлык", бывший руководитель политико-правового отдела Меджлиса Надир Бекиров, является членом еще одной достаточно радикально настроенной оппозиционной группы. Деятельность которой привела к "утечке" определенной части крымскотатарских голосов от официально поддержанного Меджлисом блока "Наша Украина - Народная Самооборона" к конкурирующей политической партии во время досрочных парламентских выборов 2007 года. Неоднократные заявления Н. Бекирова о необходимости применения более радикальных методов для отстаивания интересов крымскотатарского народа воспринимаются его оппонентами как дестабилизирующий фактор, создающий руководству Меджлиса серьезные препятствия для укрепления своих позиций в среде соотечественников.  

 

 В определенной степени данная ситуация вызвана просчетами самого руководства Меджлиса, деятельность которого была достаточно инертна на протяжении последних 5 лет и практически не учитывала динамику изменения ситуации в крымскотатарской среде. Все эти годы Меджлис воздерживался от наиболее радикальных требований, создавая крымским татарам образ "толерантной нации", стремящийся исключительно мирным путем реализовать свои требования о восстановлении крымскотатарской национальной автономии. Этой ситуацией и воспользовались лидеры оппозиционных групп, которые для создания себе авторитета среди крымских татар, взяли на вооружение, например, тему реституции имущества депортированных. Можно согласиться, что это практически беспроигрышная акция. Многие крымские татары не отказались бы получить если не частные домовладения с прилегающими земельными участками, то денежную компенсацию от государства, которая по самым скромным подсчетам, составляла бы несколько тысяч в национальной валюте.

 

Но для функционеров Меджлиса беспокойство вызывает не столько эксплуатация оппонентами лозунгов "реституции" или "восстановления крымскотатарской государственности", сколько стремительный рост авторитета молодых лидеров "новой волны" и радикализация настроений среди поддерживающих их крымских татар. Например, координатор установленного перед крымским парламентом палаточного городка Фазил Ибраимов открыто угрожает сорвать курортный сезон в случае отказа властей решать проблемы с землёй. Кроме того, нервы руководству Милли Меджлиса вероятно подтачивают реальные перспективы "пролететь" мимо прибыльного с экономической точки зрения земельного вопроса, "решение" которого узурпировал лидер инициативных групп крымских татар Даниял Аметов.


На днях спикер ВР АРК   А.П. Гриценко заявил: "Я не исключаю, что Даниял Аметов именно таким образом зарабатывает себе на жизнь, поскольку Меджлис сегодня не только категорически осуждает проведение таких акций и не принимает участия в них, а, наоборот, активно участвует в решении земельных вопросов и хорошо знает, какую работу пришлось осуществить Верховному Совету и Совету Министров автономии по наведению порядка в сфере земельных отношений". Победа в национальном движении представителей оппозиционных групп способна привести к радикализации деятельности органов национального самоуправления всех уровней и, соответственно, повысить уровень конфликтности в межнациональной сфере Крыма.

 

В этой ситуации, у Мустафы Джемилева актуальной является проблема подбора наиболее приемлемой кандидатуры на пост главы Меджлиса, выборы которого запланированы ориентировочно на октябрь 2008 года во время внеочередной второй сессии Курултая. Каким может и должен быть следующий лидер национального движения, не знает никто, кроме самого Джемилева. Вероятно, он должен быть комфортен действующему председателю Меджлиса с точки зрения личных амбиций, достаточно твердым для отстаивания интересов национального движения и сохранить преемственность политики М. Джемилева. Под эти характеристика на данном этапе подпадают первый заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров и руководитель Бахчисарайской РГА Ильми Умеров. Обе кандидатуры вполне сформировались как политики среднего государственного звена, имеют умеренные взгляды и жизненный опыт. Кроме того, и Рефат Чубаров, и Ильми Умеров всегда демонстрировали полную поддержку политической линии М. Джемилева. Поэтому приход одного из них к руководству Меджлисом не приведет к кардинальным и неудобным для Джемилева изменениям в политических и экономических приоритетах деятельности национального представительного органа. Но, если Ильми Умеров никак не демонстрирует своих намерений занять указанную должность, то Рефат Чубаров сейчас активно нарабатывает себе имидж публичного политика, комментируя для СМИ любые важные для крымских татар события. Кроме того, он активно взялся за реформу органов национального самоуправления (так называемых местных и региональных меджлисов), что свидетельствует о его желании глубже вникнуть в сегодняшние проблемы национального движения (вероятно для использования полученного опыта на руководящей должности).  

 

Многие эксперты считают, что организационные, кадровые, финансовые и информационные ресурсы вполне позволят М. Джемилеву организовать "безболезненную" смену руководства Меджлиса и поставить на пост председателя  устраивающую его самого кандидатуру. Однако, это не означает окончательный уход Мустафы-бея из активной политической жизни. С учетом большого авторитета Джемилева за рубежом, вероятнее всего, он станет основным куратором (или добытчиком) финансовой помощи, которая предоставляется на нужды крымских татар со стороны крымскотатарской диаспоры и различных фондов. Как бы то ни было, более точные прогнозы в отношении дальнейшего развития ситуации можно будет делать уже летом текущего года, когда накануне второй сессии Курултая станут видны конкретные действия основных претендентов на "главное кресло" в Меджлисе крымскотатарского народа.

 

Игорь Сарматов