Россия

Что за скандал сотрясает Wildberries и чем он грозит обычным покупателям?

Что происходит с крупнейшим маркетплейсом России: рейдерский захват, семейные дела или просто бизнес-процессы?

Фото:
Татьяна Никитина / ForPost

В последние дни разгорается скандал вокруг крупнейшего в России маркетплейса Wildberries. В дело вмешался даже глава Чечни Рамзан Кадыров, заявивший о рейдерском захвате.

В этом материале попробуем разобраться в ситуации.

Семейные дрязги

В публичное пространство скандал вылился после того, как Владислав Бакальчук, сооснователь маркетплейса Wildberries и муж Татьяны Бакальчук — самой богатой, по версии Forbes, предпринимательницы в России, приехал к Главе Чечни Рамзану Кадырову. Он рассказал, что его супруга, с которой у них семеро детей, ещё весной ушла из дома, связалась с сомнительной компанией. И эта компания теперь пытается прибрать к рукам бизнес, который они с Татьяной строили 21 год.

В ответ Кадыров в выражениях не стеснялся, назвал всё это рейдерством, призвал братьев Левана и Роберта Мирзоян быть мужчинами, а также заявил, что Татьяна Бакальчук должна вернуться домой.

«Оставаться в стороне от крупной по масштабам страны махинации не могу, поэтому сделаю всё возможное, чтобы помочь вернуть в семью Татьяну Владимировну и защитить законный бизнес. По моему поручению вопросом займётся мой дорогой БРАТ, депутат Государственной Думы РФ Адам Делимханов. Лица, известные своими рейдерскими махинациями и причастные к этим незаконным действиям, должны остановить этот процесс, вернуть супругу Владислава и бизнес в семью. И в этом вопросе я дойду до конца», — написал Кадыров в своём телеграм-канале 23 июля, снабдив пост подтверждающим видео.

Видео со страницы Рамзана Кадырова ВК

Не «Кавказская пленница»

На выпад супруга незамедлительно отреагировала Татьяна Бакальчук, которая, к слову, особой публичностью никогда не отличалась.

Во-первых, она заявила, что с ней лично, а также с детьми всё хорошо:

«Я не являюсь заложницей, как в "Кавказской пленнице". Я ни от кого не прячусь и ничего не скрываю. Младшие дети сейчас находятся на отдыхе с моей мамой. А старших детей я позавчера лично проводила на поезд в другой город. Я сейчас нахожусь в Москве, где, соответственно, работаю», — сказала она.

Во-вторых, напомнила, что Владислав Бакальчук владеет только 1% в капитале Wildberries и не принимает участия в управлении компанией. Это подтверждается данными открытых источников.

В-третьих, она подчеркнула, что никакого рейдерства, о котором рассказал супруг, нет и не было.

«Недавно мы с командой приняли решение о том, что нам необходимо трансформироваться для того, чтобы сохранить темпы роста, развиваться и придумывать новые интересные истории для наших партнёров и для наших клиентов», — рассказала Татьяна Бакальчук на видео, которое опубликовала 23 июля в своём телеграм-канале «для всех, у кого остались вопросы».

Она отметила, что никому не стоит лезть в её личную жизнь:

«Буду рада, если мне позволят подробности моей личной жизни оставить при себе. Тем не менее я подтверждаю начало бракоразводного процесса».

О поступке мужа Бакальчук сказала следующее:

«Для чего и с какой целью Владислав вводит в заблуждение других людей, и кем и с какой целью была придумана эта история с непонятным рейдерством, честно говоря, для меня большая загадка. (...) Я хочу сказать, что я очень сильно сожалею, что Владислав решил предать огласке наши с ним семейные трудности».

Видео из телеграм-канала Татьяны Бакальчук

«Это не рейдерский захват. Это развод»

Содержание скандала, обнародованное Бакальчуком и Кадыровым, состоит в бизнес-процессах, которые происходят с маркетплейсом.

ООО Wildberries и оператор наружной рекламы Russ учредили совместную компанию ООО «РБВ». Из открытых источников известно, что компания зарегистрирована 4 июля 2024 года, уставный капитал составляет 20 млн рублей. При этом Wildberries имеет долю 65%, а 35% принадлежит ООО «Стинн».

Известно, что второй учредитель является также владельцем «Русс Аутдор», а гендиректором вновь созданного предприятия является исполнительный директор «Русс» Роберт Мирзоян.

Официально целью создания ООО «РВБ» стороны называли «консолидацию лидеров рынка электронной коммерции и рекламы, что позволит создать нового игрока в финансовом, медийном, торгово-промышленном секторах экономики, а также в областях интернет-технологий, логистики, ритейла и рекламы». Также шла речь и о расширении географии бизнеса, которая по задумке должна охватить Россию, СНГ, Азию, Африку, Ближний Восток, Китай и Индию.

В подтверждение того, что супруг был в курсе предстоящих изменений, Татьяна Бакальчук обнародовала фото, где её супруг присутствует на презентации новой совместной фирмы ООО «РВБ».

«Это не рейдерский захват. Это развод. С самого начала всё было согласовано с Владиславом, он лично присутствовал на презентации топ-менеджменту новой структуры объединённой компании. Вот и пруф», — написала она под фото, на котором в креслах сидит сама Бакальчук, её муж и человек, очень похожий на Роберта Мирзояна.

К слову, о Роберте Мирзояне известно, что он является исполнительным директором группы Russ, лидирующей на рынке наружной рекламы в России. В 2023 году он был удостоен специальной награды «Прорыв года» в рамках VII Национального рекламного форума.

Справка РБК

Также стало известно, что несколько топ-менеджеров покинули Wildberries. Они заявляли о своём уходе ещё в начале июня, но информация была обнародована 15 июля, то есть уже после создания ООО «РВБ».

Речь идёт об исполнительном директоре Алексее Духанине и финдиректоре Ирине Матачунас. Также говорилось и об увольнении ещё одного исполнительного директора — Ольги Наумовой. В итоге в самой компании сообщили, что Наумова продолжает работать, а Духанин и Матачунас действительно ушли. Предположительной причиной увольнения являются разногласия с руководством.

Брачный контракт

В этот же день Владислав Бакальчук дал большое интервью РБК. Он рассказал, что его отстранили от управления компанией, при этом у них с супругой нет брачного контракта, который бы регламентировал распоряжение совместно нажитым имуществом, в том числе Wildberries.

Бакальчук сказал, что «идеализировал супругу Татьяну» и «всю жизнь построил вокруг неё».

«Компания была на неё записана и всё, что там у нас было, — весь бизнес, имущество... А в результате вдруг такой зигзаг судьбы», — отметил он.

При этом Бакальчук сказал, что не жалеет о том, что они жили без брачного контракта.

«У нас семеро детей, я надеюсь, что всё уляжется и семья сохранится…», — добавил он.

Про Мирзоянов Бакальчук сказал так:

«Я просто увидел, что она общается с ними (братьями Леваном и Робертом Мирзоянами. Первого называют одним из бенефициаров, владеющего Russ ООО «Стинн», второй является гендиректором Russ). Почему общается, не понимал. Потом уже догадался, что у них намерения недобрые, многие тоже видели это».

Также он озвучил своё видение сделки с Мирзоянами:

«Я хотел, чтобы сделка была прозрачной. Мы три раза встречались, предлагали всякие условия, но никакой конкретики не было. Потом в какой-то момент со мной просто перестали общаться. Поняли, что если я не соглашаюсь, сделают всё без меня. (...) Я считаю, это решение Левана Мирзояна, который подчинил Татьяну и манипулирует ей. Цель — это заработать деньги, заработок».

Отвечая на вопрос о своих планах, он ответил, что их нет — «ни на бракоразводный процесс, ни на другие бизнесы».

Видео: РБК

Комментарий юриста

В беседе с ForPost юрист Егор Фёдоров отметил, что внешне объединение Wildberries и группы Russ вопросов не вызывает.

«Это обычная для бизнеса ситуация, когда две структуры создают третью ради расширения бизнеса. Причём тут даже не может идти речи о поглощении или слиянии, поскольку обе компании сохранились и создали ещё одну. Данные об этом были публичными, никто не прятался и не подавал тревожных сигналов. В открытых источниках можно найти достаточно информации о каждой из трёх компаний», — отметил он.

А вот дальнейшие события, по мнению Фёдорова, вопросы как раз-таки вызывают, причём много:

«Пока вопросов действительно больше, чем ответов. Например, почему муж Татьяны Бакальчук пошёл разговаривать с главой Чечни Кадыровым о ситуации, а не обратился к правоохранителям? Почему сам Кадыров называет происходящее рейдерством? Почему он поручает разбираться в ситуации депутату Госдумы, когда этот вопрос находится в ведении правоохранительных органов? В общем, это всё находится за рамками правового поля. Однако, после таких публикаций, думаю, правоохранительные органы будут реагировать, проверять, соответственно, далее будут принимать решение о наличии состава преступления в чьих-либо действиях», — отметил юрист.

Он пояснил, что отдельного состава преступления «рейдерство» Уголовный кодекс РФ не содержит. Однако, по словам Фёдорова, при реальном рейдерстве действия виновных могут подпадать под «целый букет» составов преступлений.

«Это и мошенничество, и насильственное принуждение владельца организации к заключению сделки по отчуждению имущества, и предоставление в регистрирующий орган заведомо ложных данных, и подделка документов, а также ещё ряд составов. Но всё зависит от конкретной ситуации. Полагаю, что в обозримом будущем мы услышим реакцию правоохранительных органов на скандал вокруг Wildberries», — пояснил юрист.

Относительно прав Владислава Бакальчука на бизнес высказался адвокат Сергей Жорин. Он пояснил, что супруг владелицы Wildberries при разводе не сможет получить половину акций компании из-за отсутствия брачного договора. Он сможет претендовать лишь на половину их стоимости.

«Вполне возможно, супруги Бакальчук уже вели какие-то переговоры по вопросу раздела имущества, и вероятнее всего, судя по тому, что её супруг обратился к главе Чечни, супруга не устроили те предложения, которые ему были сделаны в судебном переговорном процессе. Если есть брачный договор, то судьба имущества определена», — сказал он в разговоре с РИА Новости.

Жорин добавил, что договор можно попытаться оспорить, но в этом случае вероятность изменения его пунктов сводится к нулю.

Стоит ли нам беспокоиться?

Не будь компания Wildberries крупнейшим маркетплейсом страны, услугами которой пользуется если не каждый первый, то каждый второй россиянин, ситуация вряд ли вообще представляла бы интерес.

Но в данном случае ForPost поинтересовался у кандидата экономических наук Михаила Беляева, стоит ли беспокоиться простым россиянам, привыкшим покупать товары на Wildberries.

«Пока не было никаких сбоев в работе маркеплейса или официальных заявлений о проблемах, беспокоиться точно не стоит. Компания работает, как и работала, а объединение с другой фирмой ради расширения бизнеса — это обычная практика. Ничего криминального тут я не вижу. Но вот тот факт, что какие-то спорные вопросы решаются не через легальные механизмы, судебные или правоохранительные органы, а с использованием некой третьей силы — вот это действительно наводит на некоторые мысли о том, кто в этой ситуации по-настоящему прав, а кто нет. Впрочем, выводы об этом должны делать компетентные и уполномоченные органы», — пояснил он.

По мнению Беляева, скорее всего ситуация разрешится в ближайшее время, а Wildberries при этом не понесёт ни убытков, ни каких-то репутационных потерь.

Андрей Мединский

12049
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (2 голосов)

Главное за день

Голосуйте за главное событие Севастополя в 2024 году

Итоговый опрос от ForPost на платформе телеграм.
10:39
2
1350

Как в СевГУ заплатили миллионы за научные монографии с проукраинскими нарративами?

Продолжение резонансного расследования «Миллионы на плагиат» о гуманитарной науке СевГУ.
20:00
36
6816

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
2478

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
10
3172